Вступительное слово А, В, С. Так начинаются многие алфавиты народов мира. Посмотрите на букву А. На что она похожа? На домик? А может, на длинноногого аиста? Но так не во всех языках. Оказывается, есть более тысячи написаний этой буквы. Значит, мальчики и девочки в разных странах пишут буквы не так, как вы. Вы уже знакомы с русской азбукой, но о небольших знаках – буквах, собранных в алфавит, вы узнаете немало интересного и неожиданного на школьных уроках. Их справедливо называют чудом из чудес, созданным человеком. В этом мы убедимся, выполнив задания сегодняшнего турнира знатоков, который завершает тема «Фонетика. Графика». Все они групповые, но при проверке от каждой команды будет выступать один ученик. А девизом турнира я взяла слова: «Один за всех, все за одного». Оценки за задания я буду заносить в «Экран знаний».
Разминка
Предлагаю на выбор три конверта с вопросами.
КОНВЕРТ 1
1. Что такое фонетика?
2.Чем различаются звуки и буквы. Сколько букв в русском алфавите?
3.Назовите гласные буквы.
4.Сколько согласных в русском алфавите?
5. Какие буквы не обозначают звуков?
КОНВЕРТ 2
1.Когда буквы е, ё. ю, я обозначают в словах два звука? Приведите примеры
2.Как узнать, сколько в слове слогов?
3.Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных?
4.Назовите непарные твердые согласные.
5.Назовите непарные мягкие согласные.
6.Как пишутся сочетания жu-ши, ча-ща, чу-щу?
КОНВЕРТ 3
1.Назовите парные согласные по звонкости/ глухости.
2. Какие согласные относятся к непарным звонким?
3.Перечислите непарные глухие согласные.
4.Что происходит с согласными б, в, г, д, ж, з в середине и в конце слова?
5.Как можно проверить написание оглушающихся согласных? Приведите примеры.
6. Что такое чередование?
1-й тур - «Я знаю алфавит»
На доске плакат. Несколько минут ученики внимательно всматриваются в
рисунок и запоминают расположение букв. Затем желающие по очереди гром-
ко читают их в алфавитном порядке («Кто быстрее?»)
2-й тур – «Грамотеи»
На доске записаны слова музыка, час, дерево, слог, письмо, пыль, земля,
пружина, мороз.
Задания:
Разделите слова на слоги, расставьте ударение. Подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя. Подчеркните звонкие согласные одной чертой, глухие - двумя.
Определите четвертое лишнее слово.
Ша(п/б)ка ло(ж/ш)ка алма(с/з)зу(п/б) па(п/б)ка ча(ж/ш)ка
З-й тур – «Сколько букв,
сколько звуков?»
Определите количество букв и звуков в словах.
семья
,яма
друг
люк
лагерь
гусь
маяк
урок
юла
день
дают
поле
ёлка
хлеб
яблоко
язык
ежик
поёт
4-й тур «Орфографический»
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово (игра «Штопанье дыр»),
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов кусочки откусили,
Из книжки в норку утащили.
лoОка скаОка ошиОка рубаОка траОка гороО арбуО крыОка рыОка утюО пироО мороО
5-й тур – «Ох уж эти согласные!»
Подберите слова с чередующимися согласными.
нога-
бак-
флаг-
писать -
рука-
книжка-
рога-
хотеть-
внук-
дорожка-
друг-
бежать-
6-й тур - «Таинственный квадрат»
Допишите слова, употребляя сочетания жи-ши , ча-ша, ча-ща, чу-щу.
с
в
Е
Г
р у
?
А
Р
?
У
.
Ф
о
.
М А
'-
-
3
.
Л
П
н
ПМ
О
и
ь
Д
А
К
И
К
? К А
РИК
С Ы
Э
Т
А
7-й тур «Фонетический»
Сделайте фонетический разбор слов книга, дверь, юрта.
8-й тур «Удивительное колесо»
Прочитайте в данной фигуре как можно больше слов. Разделите слова
на слоги, поставьте ударение, укажите твердые и мягкие, звонкие и глухие со-
гласные.
В 2-х последних турах все три команды выполняют одно задание.
Урок-игра завершается подведением итогов турнира.