Вступительное слово А, В, С. Так начинаются многие алфавиты народов мира. Посмотрите на букву А. На что она похожа? На домик? А может, на длинноногого аиста? Но так не во всех языках. Оказывается, есть более тысячи написаний этой буквы. Значит, мальчики и девочки в разных странах пишут буквы не так, как вы. Вы уже знакомы с русской азбукой, но о небольших знаках – буквах, собранных в алфавит, вы узнаете немало интересного и неожиданного на школьных уроках. Их справедливо называют чудом из чудес, созданным человеком. В этом мы убедимся, выполнив задания сегодняшнего турнира знатоков, который завершает тема «Фонетика. Графика». Все они групповые, но при проверке от каждой команды будет выступать один ученик. А девизом турнира я взяла слова: «Один за всех, все за одного». Оценки за задания я буду заносить в «Экран знаний».
Разминка
Предлагаю на выбор три конверта с вопросами.
КОНВЕРТ 1
1. Что такое фонетика?
2.Чем различаются звуки и буквы. Сколько букв в русском алфавите?
3.Назовите гласные буквы.
4.Сколько согласных в русском алфавите?
5. Какие буквы не обозначают звуков?
КОНВЕРТ 2
1.Когда буквы е, ё. ю, я обозначают в словах два звука? Приведите примеры
2.Как узнать, сколько в слове слогов?
3.Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных?
4.Назовите непарные твердые согласные.
5.Назовите непарные мягкие согласные.
6.Как пишутся сочетания жu-ши, ча-ща, чу-щу?
КОНВЕРТ 3
1.Назовите парные согласные по звонкости/ глухости.
2. Какие согласные относятся к непарным звонким?
3.Перечислите непарные глухие согласные.
4.Что происходит с согласными б, в, г, д, ж, з в середине и в конце слова?
5.Как можно проверить написание оглушающихся согласных? Приведите примеры.
6. Что такое чередование?
1-й тур - «Я знаю алфавит»
На доске плакат. Несколько минут ученики внимательно всматриваются в
рисунок и запоминают расположение букв. Затем желающие по очереди гром-
ко читают их в алфавитном порядке («Кто быстрее?»)
2-й тур – «Грамотеи»
На доске записаны слова музыка, час, дерево, слог, письмо, пыль, земля, пружина, мороз.
Задания:
Разделите слова на слоги, расставьте ударение. Подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя. Подчеркните звонкие согласные одной чертой, глухие - двумя.
Сделайте фонетический разбор слов книга, дверь, юрта.
8-й тур «Удивительное колесо»
Прочитайте в данной фигуре как можно больше слов. Разделите слова
на слоги, поставьте ударение, укажите твердые и мягкие, звонкие и глухие со- гласные.
В 2-х последних турах все три команды выполняют одно задание.
Урок-игра завершается подведением итогов турнира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Турнир пятиклассников по русскому языку»
Турнир пятиклассников
Ж.С.Давлетова, учитель русского языка и литературы сш.Балтабай Енбекшиказахского района
Вступительное слово А, В, С... Так начинаются многие алфавиты народов мира. Посмотрите на букву А. На что она похожа? На домик? А может, на длинноногого аиста? Но так не во всех языках. Оказывается , есть более тысячи написаний этой буквы. Значит, мальчики и девочки в разных странах пишут буквы не так, как вы. Вы уже знакомы с русской азбукой, но о небольших знаках – буквах, собранных в алфавит, вы узнаете немало интересного и неожиданного на школьных уроках. Их справедливо называют чудом из чудес, созданным человеком. В этом мы убедимся, выполнив задания сегодняшнего турнира знатоков, который завершает тема «Фонетика. Графика». Все они групповые, но при проверке от каждой команды будет выступать один ученик. А девизом турнира я взяла слова: «Один за всех, все за одного». Оценки за задания я буду заносить в «Экран знаний».
Разминка
Предлагаю на выбор три конверта с вопросами.
КОНВЕРТ 1
1. Что такое фонетика?
2.Чем различаются звуки и буквы. Сколько букв в русском алфавите?
3.Назовите гласные буквы.
4.Сколько согласных в русском алфавите?
5. Какие буквы не обозначают звуков?
КОНВЕРТ 2
1.Когда буквы е, ё. ю, я обозначают в словах два звука? Приведите примеры
2.Как узнать, сколько в слове слогов?
3.Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных?
4.Назовите непарные твердые согласные.
5.Назовите непарные мягкие согласные.
6.Как пишутся сочетания жu-ши, ча-ща, чу-щу?
КОНВЕРТ 3
1.Назовите парные согласные по звонкости/ глухости.
2. Какие согласные относятся к непарным звонким?
3.Перечислите непарные глухие согласные.
4.Что происходит с согласными б, в, г, д, ж, з в середине и в конце слова?
5.Как можно проверить написание оглушающихся согласных? Приведите примеры.
6. Что такое чередование?
1-й тур - «Я знаю алфавит»
На доске плакат. Несколько минут ученики внимательно всматриваются в рисунок и запоминают расположение букв. Затем желающие по очереди гром- ко читают их в алфавитном порядке («Кто быстрее?»)
2-й тур – «Грамотеи»
На доске записаны слова музыка, час, дерево, слог, письмо, пыль, земля, пружина, мороз.
Задания:
Разделите слова на слоги, расставьте ударение. Подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя. Подчеркните звонкие согласные одной чертой, глухие - двумя.
Сделайте фонетический разбор слов книга, дверь, юрта.
8-й тур «Удивительное колесо»
Прочитайте в данной фигуре как можно больше слов. Разделите слова на слоги, поставьте ударение, укажите твердые и мягкие, звонкие и глухие со- гласные.
В 2-х последних турах все три команды выполняют одно задание.