kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Синонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Синонимы.

Цель:

дать   понятие об омонимах и   синонимах; научить определять роль синонимов;сформировать умение подбирать синонимы к предложенным словам,находить синонимы,омонимы в тексте,использовать их в устной и письменой  речи в соответствии со  стилистическими особенностями;

Задачи:

азвивать связную речь  учащихся, логическое  мышление, память; развивать  творческие  способности учащихся.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Синонимы.»

класс: 5 предмет русский язык

Тема: Синонимы.

Цель:

дать понятие об омонимах и синонимах; научить определять роль синонимов;сформировать умение подбирать синонимы к предложенным словам,находить синонимы,омонимы в тексте,использовать их в устной и письменой речи в соответствии со  стилистическими особенностями;

Задачи:

азвивать связную речь учащихся, логическое мышление, память; развивать творческие способности учащихся.  

-воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 Тип урока: Комбинированный

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: словари ,,сюжетная картина,таблица

Ход урока.

І. Организационный момент.

Психологический настрой

Деление на группы

ІІ. Объявление темы,цели урока

Эпиграф:

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов) 

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)-

Сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения,  самостоятельно пополнять свои знания.

ІІІ.Проверка д/з

ІҮ .Актуализация знаний

-Что такое лексика?

-Однозначные и многозначные слова?

Ү.Новая тема

1. Слово учителя

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", син – «одно», оним – «имя». Синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Пополните  свои словарики новым определением. (Запись термина и его определения в словарик.)

1.Чтение учителем стихотворения Б.Бобылевой.

- Кто ж я тогда такой?!

- А вы, - ему ответил тот, -

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: "Вы просто лжец!"

С гиппопотамом бегемот

рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Все не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

- Как вы думаете,  был ли смысл им ссориться этим двум персонажам  и почему? (Слово бегемот  употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется  в научных произведениях).

На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-:Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег). Соотнесите картины со стихотворениями.

-Какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)

-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).

- А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).

- Для чего они служат в речи?  Что вы знаете о синонимах?

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов;

 (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

2.Чтение текста «Жатва»

3.Прочитайте. Укажите билзкие по значению слова упр. 110

IV.Проверка знаний

1.Для чего нам нужны синонимы? (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов).-Подберите и  запишите в тетради синонимы к словам картина, изображать.

2.Выпишите близкие по смыслу слова упр. 111 стр. 48

3.Скажите,какие существительные сочетаются с глаголами-синонимами. Заипшите полученные словосочетания упр. 112

 ҮІІ Закрепление

1.Выразительное чтение стихотворения упр. 114

2.Найдите омонимы.Найди синоним.

Беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

 2.   Найди близнеца
Например, даны слова: портниха, иллюзия, повторение, абсурд, рецидив, швея, бацилла, комфорт, микроб, уют.
Нужно выбрать из этих слов ряды синонимов. При сомнении обращаться к словарю.
Рефлексия

ҮІІІ.Этап информации о домашнем задании :Стр. 50 упр. 118,119



- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово "ГРОМКИЙ"

- Прочитайте словарную статью.

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называютдоминантой)Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.

- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

- Рассмотрим данный текст.

- Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)

- Это речевой недочет.Можно ли его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора.

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы? (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов).

7. Работа со словом «добрый».

Учитель: «Ребята, в русском языке есть прекрасное слово - «добрый». Оно частоупоминается в произведениях устного народного творчества. Прочитайте русские пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом ( это было домашнее задание).

Примеры:

Доброе братство лучше богатства.

Доброе дело  без награды не останется!

Доброе дело два века живёт.

Люди добрые!

Добрый молодец.

Всего доброго!

В добрый  день! Доброе утро! Добрый вечер!

Учитель:

 - Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, фразеологизмов сделать вывод, что доброта и даже добродушие – одна из черт русского народа?

(Да, не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчёркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и доброту, добродушие.Добрыня Никитич – богатырь, герой русских былин).

 Работа с таблицей.

 Задание: подберите синонимы к слову  «добрый» (самостоятельная работа в парах).

Добрый конь


Оставить по себе добрую память


Помогите, люди добрые


Осталось добрых пять километров


Не позорь моё доброе имя


Наши добрые друзья


Пожелать доброго здоровья


Будьте добры, позвоните позже


По доброй воле


Пожелание доброго пути


Добрый совет


 Проверка самостоятельной работы.

 Вывод:

 - Слово «добрый» однозначное или многозначное?

 - Почему мы с давних пор и до настоящего времени очень часто употребляем это слово в своей речи?

 (Это слово характеризует те явления и факты, которые имеют положительную оценку).

 - Можно ли слово «добрый» назвать важным словом в русской культуре?

4. Задание: составьте и запишите 2-3 предложения, используя выражения со словом добрый.

 8.Домашнее задание.

1. Напишите мини – сочинение, используя любую пословицу, поговорку, фразеологизм








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Синонимы.

Автор: Скакбаева Рауза Рахметовна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок русского языка по теме " Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "149052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419938056"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по развитию речи на тему: " Синонимы и антонимы" ( обучение грамоте)"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporazvitiiuriechinatiemusinonimyiantonimyobuchieniieghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "295962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455895505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок в 5 классе по теме "Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-v-5-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "221727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435566202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Презентация по теме "Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(34) "priezientatsiia-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "221729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435566494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства