kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Способы словообразования в русском языке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме слообразования

Основные модели словообразования в русском языке

  • Аффиксация (морфологический способ): приставочный способ; суффиксальный способ; приставочно-суффиксальный способ. Бессуффиксный способ. Словосложение. Аббревиация.
  • Морфолого-синтаксический способ
  • Лексико-семантический способ
  • Лексико-синтаксический способ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Способы словообразования в русском языке".»

Словообразование Слово – важнейшая единица языка. При помощи слов называются все предметы, их признаки и свойства, действия, состояния, явления окружающего нас мира.

Словообразование

Слово – важнейшая единица языка. При помощи слов называются все предметы, их признаки и свойства, действия, состояния, явления окружающего нас мира.

Способы словообразования Морфологический Аффиксация Безаффиксный способ Префиксальный  способ Суффиксальный  способ Префиксально – суффиксальный Словосложение Аббревитация Морфолого – синтаксический Лексико – семантический Лексико – синтаксический

Способы

словообразования

Морфологический

Аффиксация

Безаффиксный

способ

Префиксальный

способ

Суффиксальный

способ

Префиксально –

суффиксальный

Словосложение

Аббревитация

Морфолого –

синтаксический

Лексико

семантический

Лексико –

синтаксический

Морфологический способ словообразования.

Морфологический способ словообразования.

  • С помощью приставки ( со -товарищ, сверх -скоростной, пере -читать).
  • С помощью суффикса (бан- щик , лет- н -ий, совет- ова -ть).
  • С помощью префикса и суффикса одновременно ( под -окон- ник , бес -плат- н -ый).
  • С помощью постфикса (учить-ся).
  • Без аффикса (взрыв, ширь).
  • Сложением слов или основ (диван-кровать, платье-костюм; языкознание, пятиэтажный).
Сокращением основ, при котором слово образуется: а) из начальных слогов целого словосочетания (профком, спецкор). б) из начальной части одного слова и целого другого слова (сельсовет, стенгазета). в) из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание (РФ, СНГ). г) из начальных звуков слов исходного словосочетания (вуз, ТАСС). Обратным словообразованием (редеривацией),при котором слово образуется не в виде производного, а в виде производящего.
  • Сокращением основ, при котором слово образуется:
  • а) из начальных слогов целого словосочетания (профком, спецкор).
  • б) из начальной части одного слова и целого другого слова (сельсовет, стенгазета).
  • в) из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание (РФ, СНГ).
  • г) из начальных звуков слов исходного словосочетания (вуз, ТАСС).
  • Обратным словообразованием (редеривацией),при котором слово образуется не в виде производного, а в виде производящего.
Неморфологические способы словообразования. 1. Морфолого – синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имена существительные), адъективация (переход в имена прилагательные), прономинализация (переход в местоимения), адвербиализация (переход в наречия).

Неморфологические способы словообразования.

1. Морфолого – синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имена существительные), адъективация (переход в имена прилагательные), прономинализация (переход в местоимения), адвербиализация (переход в наречия).

Лексико – семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы. Лексико - синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов
  • Лексико – семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы.
  • Лексико - синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов
Состав слова.

Состав слова.

  • Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизмерения, и слова, не имеющие форм словоизмерения . Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание; слова второй группы представляют собой чистую основу.
Основа. это часть слова, которая выражает его лексическое значение. В зависимости от условий словопроизводства различаются такие виды основ. 1.Основа непроизводная (немотивированная),в составе которой не выделяются живые аффиксы и которая непосредственно, условно и немотивированно, обозначает предметы и явления окружающей нас действительности: дом , комнат -а, бел -ый, один , кажд -ый, смотре -ть.

Основа.

  • это часть слова, которая выражает его лексическое значение. В зависимости от условий словопроизводства различаются такие виды основ.

1.Основа непроизводная (немотивированная),в составе которой не выделяются живые аффиксы и которая непосредственно, условно и немотивированно, обозначает предметы и явления окружающей нас действительности: дом , комнат -а, бел -ый, один , кажд -ый, смотре -ть.

2. Основа производная (мотивированная), образованная от другой основы, т.е. такая, в составе которой для данного состояния языка выделяются живые аффиксы и которая обычно обозначает предметы и явления действительности опосредованно, мотивированно: комнатушк -а, надомн -ый, побелевш -ий, посмотре -ть. 3. Основа производящая (мотивирующая), служащая источником дальнейшего словообразования: дом- для домашний , надомный; бел- для белеть ; беле- для побелеть ; побеле- для побелевший.

2. Основа производная (мотивированная), образованная от другой основы, т.е. такая, в составе которой для данного состояния языка выделяются живые аффиксы и которая обычно обозначает предметы и явления действительности опосредованно, мотивированно: комнатушк -а, надомн -ый, побелевш -ий, посмотре -ть.

3. Основа производящая (мотивирующая), служащая источником дальнейшего словообразования: дом- для домашний , надомный; бел- для белеть ; беле- для побелеть ; побеле- для побелевший.

4. Основа свободная , т.е. непроизводная, встречающаяся не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в соединении с формообразующим аффиксом самостоятельное слово: основа гор- встречается не только в производных родственных словах гор истый, на гор ный, но и вне их, образуя слово гор а. 5. Основа связанная (непроизводная), встречающаяся только в составе производных слов, т.е. непременно в соединении со словообразовательными аффиксами или другой основой: основа –бав- встречается только в составе производных слов: до бав ить, над бав ить, от бав ить и др.

4. Основа свободная , т.е. непроизводная, встречающаяся не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в соединении с формообразующим аффиксом самостоятельное слово: основа гор- встречается не только в производных родственных словах гор истый, на гор ный, но и вне их, образуя слово гор а.

5. Основа связанная (непроизводная), встречающаяся только в составе производных слов, т.е. непременно в соединении со словообразовательными аффиксами или другой основой: основа –бав- встречается только в составе производных слов: до бав ить, над бав ить, от бав ить и др.

Окончание. или флексия, - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении.  Окончание как и суффикс может быть нулевым.

Окончание.

  • или флексия, - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении.

Окончание как и суффикс может быть нулевым.

Корень слова. общая часть родственных слов – выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов.  Корень может присоединять к себе различные аффиксы.

Корень слова.

  • общая часть родственных слов – выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов.

Корень может присоединять к себе различные аффиксы.

Способы проверки безударной гласной в корне слова. подберите однокоренное слово Пример: таинственный- тайна, тайный подберите сложносокращенное  слово Пример: корреспондент- спецкор, корпункт Проверяемые ударением измените форму у прилагательного замените полную форму краткой Пример: слепой-слеп у существительного измените число Пример: моря-море у глагола измените время Пример: приказал - прикажет У глагола прошедшего Времени Измените Число и род Пример: несла - нес измените лицо Пример: я вожу - он водит

Способы проверки безударной гласной в корне слова.

подберите

однокоренное слово

Пример:

таинственный-

тайна, тайный

подберите

сложносокращенное

слово

Пример:

корреспондент-

спецкор, корпункт

Проверяемые

ударением

измените форму

у прилагательного

замените

полную

форму краткой

Пример:

слепой-слеп

у существительного

измените число

Пример:

моря-море

у глагола

измените время

Пример:

приказал - прикажет

У глагола

прошедшего Времени

Измените Число

и род

Пример:

несла - нес

измените лицо

Пример:

я вожу - он водит

Чередование гласных в корне слова КАСа- (-КОС-) -ПЛАВ- Пишите А во всех словах Пример: Плавание, плавник Исключения: Пловец, пловчиха, плывун Пишите А, если после Корня есть суффикс –А-. В остальных случаях Пишите О Примеры: Касаться, коснуться А или О? -МАК- (-МОК-), -РАВН- (-РОВН-) написание зависит от лексического значения корня -МАК- (в значении опускать, погружать в жидкость) -МОК- (в значении пропускать, впитывать влагу) -РАВН- (в значении равный, одинаковый) -РОВН- (в значении ровный) Исключения: подравняться в шеренгах, поравняться с кем-либо, равнина, поровну  -ГОР- (-ГАР-), -КЛОН- (-КЛАН-) -ТВОР- (-ТВАР-), -ПОЗД- (-ПАЗД-) без ударения пишите О Примеры: загар, заклание, поклон, тварь, опаздывать Исключение: -ЗАР- (-ЗОР-) без ударения пишите А Примеры: заря, зарница -ЛАГ- (-ЛОЖ-), -РАСТ- (-РАЩ-, -РОС-), -СКАК- (-СКОЧ-) написание зависит от последней согласной корня Примеры: прилагательное, приложение, растение, выращенный, заросли, скакать, заскочу Исключения: полог, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль, скачу, скачок

Чередование гласных в корне слова

  • КАСа- (-КОС-)

-ПЛАВ-

Пишите А во всех словах

Пример:

Плавание, плавник

Исключения:

Пловец, пловчиха, плывун

Пишите А, если после

Корня есть суффикс –А-.

В остальных случаях

Пишите О

Примеры:

Касаться, коснуться

А или О?

-МАК- (-МОК-), -РАВН- (-РОВН-)

написание зависит от

лексического значения корня

-МАК- (в значении опускать, погружать

в жидкость)

-МОК- (в значении пропускать,

впитывать влагу)

-РАВН- (в значении равный, одинаковый)

-РОВН- (в значении ровный)

Исключения:

подравняться в шеренгах, поравняться

с кем-либо, равнина, поровну

-ГОР- (-ГАР-), -КЛОН- (-КЛАН-)

-ТВОР- (-ТВАР-), -ПОЗД- (-ПАЗД-)

без ударения пишите О

Примеры:

загар, заклание, поклон, тварь,

опаздывать

Исключение:

-ЗАР- (-ЗОР-)

без ударения пишите А

Примеры:

заря, зарница

-ЛАГ- (-ЛОЖ-), -РАСТ- (-РАЩ-, -РОС-), -СКАК- (-СКОЧ-)

написание зависит от последней согласной корня

Примеры:

прилагательное, приложение, растение, выращенный, заросли, скакать, заскочу

Исключения:

полог, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль, скачу, скачок

Чередование гласных в корне слова. И или Е? -ИМ- или –ИН- ? -БИРа-(-БЕР-) -ДИРа-(ДЕР-) -ТИРа-(-ТЕР-) -ЖИГа-(-ЖЕГ-) -МИРа-(-МЕР-) -ПИРа-(-ПЕР-) -ЧИТа-(ЧЕТ-) -СТИЛа-(-СТЕЛ-) -БЛИСТа-(-БЛЕСТ-) Пишите И, если после корня есть суффикс –А-. В остальных случаях пишите Е Примеры: блистать – блестеть замирать – замереть Исключения: чета, сочетать, сочетание -ИМ-(-ИН-) Пишите в глаголах несовершенного вида Примеры: (что делать? Что сделать?) снимать – снять (им/мя) разминать – размять (ин/я) прижимать – прижать (им/мя)

Чередование гласных в корне слова.

И или Е?

-ИМ- или –ИН- ?

-БИРа-(-БЕР-)

-ДИРа-(ДЕР-)

-ТИРа-(-ТЕР-)

-ЖИГа-(-ЖЕГ-)

-МИРа-(-МЕР-)

-ПИРа-(-ПЕР-)

-ЧИТа-(ЧЕТ-)

-СТИЛа-(-СТЕЛ-)

-БЛИСТа-(-БЛЕСТ-)

Пишите И, если после корня есть

суффикс –А-. В остальных случаях

пишите Е

Примеры:

блистать – блестеть

замирать – замереть

Исключения:

чета, сочетать, сочетание

-ИМ-(-ИН-)

Пишите в глаголах

несовершенного вида

Примеры:

(что делать? Что сделать?)

снимать – снять (им/мя)

разминать – размять (ин/я)

прижимать – прижать (им/мя)

Проверяемая согласная в корне слова. Непроизносимая согласная в словах  типа со л нце, аген т ство СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В конце слов типа гриб,  мороз перед другой согласной в словах типа тя ж кий, моло т ьба Подберите однокоренное слово, чтобы после проверяемой Согласной стояла буква Л, М, Н или Р Примеры: гри б – гри б ной низкий - низменный  измените форму слова так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная Примеры: гри б – гри б ы моро з - моро з ы подберите однокоренное слово,  где эта согласная отчетливо слышна Примеры: со л нце – со л нечный аген т ство - аген т   подберите однокоренное слово с чередующейся согласной  Г/Ж,Д/Ж,Ц/Ч Примеры: Тяжкий – тяга  сладкоежка – еда скворечник - скворец измените форму слова так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная Пример: сладкий - слад о к так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная Примеры: Моло т ьба – моло т ить, Ко с ьба - ко с ит

Проверяемая согласная в корне слова.

Непроизносимая

согласная в словах

типа

со л нце, аген т ство

СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ

В конце слов типа гриб, мороз

перед другой

согласной в

словах типа

тя ж кий,

моло т ьба

Подберите

однокоренное слово,

чтобы после

проверяемой

Согласной стояла

буква Л, М, Н или Р

Примеры:

гри б – гри б ной

низкий - низменный

измените форму слова

так, чтобы после

проверяемой согласной

стояла гласная

Примеры:

гри б – гри б ы

моро з - моро з ы

подберите

однокоренное слово,

где эта

согласная отчетливо

слышна

Примеры:

со л нце – со л нечный

аген т ство - аген т

подберите

однокоренное

слово

с чередующейся

согласной

Г/Ж,Д/Ж,Ц/Ч

Примеры:

Тяжкий – тяга

сладкоежка – еда

скворечник - скворец

измените форму слова

так, чтобы после

проверяемой согласной

стояла гласная

Пример:

сладкий - слад о к

так, чтобы после

проверяемой согласной

стояла гласная

Примеры:

Моло т ьба – моло т ить,

Ко с ьба - ко с ит

Приставка.

Приставка.

  • (префикс) – часть слова, стоящая перед его корнем и добавляющая или изменяющая смысл слова.
  • Приставки используются в большинстве языков, и нередко происходят от предлогов, следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.
Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-, взо-), вы-, до-, за- (изо-), над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-. Приставки второй группы – все приставки этой группы, заканчиваются на З и С : без-(бес-),вз-(вс-), воз-(вос-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе : пре- и при- .
  • Приставки русского языка делятся на три группы.
  • Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-, взо-), вы-, до-, за- (изо-), над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-.
  • Приставки второй группы – все приставки этой группы, заканчиваются на З и С : без-(бес-),вз-(вс-), воз-(вос-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-).
  • Приставки, относящиеся к третьей группе : пре- и при- .
Интересные приставки русского языка.  Приставка ПА-   Слухи о том, что такой приставки не существует,- гнусная ложь. Она есть, но из-за того, что она всегда под ударением, трудностей с ее написанием быть не может.   Примеры: ПАтрубок, ПАсынок, ПАдчерица, ПАводок, ПАтока.   Определяя значение этой приставки. Получается нечто лишнее, добавленное, избыточное.   В самом деле: паводок – избыточная вода; патрубок – добавленная труба; пасынок – добавленный со стороны сын, патока – избыточное или лишнее, текущее откуда-то…

Интересные приставки русского языка.

Приставка ПА-

Слухи о том, что такой приставки не существует,- гнусная ложь. Она есть, но из-за того, что она всегда под ударением, трудностей с ее написанием быть не может.

Примеры: ПАтрубок, ПАсынок, ПАдчерица, ПАводок, ПАтока.

Определяя значение этой приставки. Получается нечто лишнее, добавленное, избыточное.

В самом деле: паводок – избыточная вода; патрубок – добавленная труба; пасынок – добавленный со стороны сын, патока – избыточное или лишнее, текущее откуда-то…

Приставка СУ-   В древности она произносилась с «носовым о». Слово СУпруг по-древнерусски звучало примерно так: сомпронг.   Слова: СУпруги – совместно запряженные в одну повозку волы.  Приставка КУ-    КУвыркаться, КУмекать (а есть ведьеще и смекать, и намекать), КУбарем… значениетоже непонятно.  Приставка ПРА-   употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц: ПРАбабушка, ПРАславянский, ПРАязык.

Приставка СУ-

В древности она произносилась с «носовым о». Слово СУпруг по-древнерусски звучало примерно так: сомпронг.

Слова: СУпруги – совместно запряженные в одну повозку волы.

Приставка КУ-

КУвыркаться, КУмекать (а есть ведьеще и смекать, и намекать), КУбарем… значениетоже непонятно.

Приставка ПРА-

употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц: ПРАбабушка, ПРАславянский, ПРАязык.

Правописание приставок. З или С? РАЗ-(РАС-), ИЗ-(ИС-),  ВОЗ-(ВОС-), НИЗ-(НИС-), БЕЗ-(БЕС-), ЧЕРЕЗ-(ЧЕРЕС-) РАЗ-(РАС-) Или РОЗ-(РОС-) Есть только приставка С- Примеры:  сделка, сшить В словах здесь,  здание,  здоровье, ни зги (и однокоренных словах) З- входит в состав корня Без ударения пишите А Примеры:  разыграть – розыгрыш,  расписаться –  роспись Исключение:  розыскной З- пишите перед звонкими согласными  (Б, В, Г, Д, Ж, З,  Л, М, Н, Р) Примеры:  безвкусный, мировоззрение,  чрезвычайно С- пишите перед глухими согласными  (П, Ф, К, Т, Ш, С,  Х, Ц, Ч, Щ) Примеры:  бессердечный,  чересчур

Правописание приставок.

З или С?

РАЗ-(РАС-), ИЗ-(ИС-),

ВОЗ-(ВОС-), НИЗ-(НИС-),

БЕЗ-(БЕС-), ЧЕРЕЗ-(ЧЕРЕС-)

РАЗ-(РАС-)

Или

РОЗ-(РОС-)

Есть только

приставка С-

Примеры:

сделка, сшить

В словах здесь,

здание,

здоровье, ни зги

(и однокоренных

словах) З- входит

в состав корня

Без ударения

пишите А

Примеры:

разыграть –

розыгрыш,

расписаться –

роспись

Исключение:

розыскной

З- пишите перед

звонкими согласными

(Б, В, Г, Д, Ж, З,

Л, М, Н, Р)

Примеры:

безвкусный,

мировоззрение,

чрезвычайно

С- пишите перед

глухими согласными

(П, Ф, К, Т, Ш, С,

Х, Ц, Ч, Щ)

Примеры:

бессердечный,

чересчур

ПРИ- или ПРЕ-? Пишите ПРЕ- в следующих значениях Пишите ПРИ-  в следующих  значениях Пространственная  близость Пример:  приморский Приближение, присоединение Примеры: приезжать, приклеить ПРЕ-(=очень) высшая степень  действия или  качества Примеры:  преуспевать, прекрасный ПРЕ-(=ПЕРЕ-, через, по-иному) Примеры: преградить, превращение Законченность  действия Примеры:  придумал, пристрелить Неполнота  действия Примеры:  присесть, приоткрыть

ПРИ- или ПРЕ-?

Пишите ПРЕ-

в следующих

значениях

Пишите ПРИ-

в следующих

значениях

Пространственная

близость

Пример:

приморский

Приближение,

присоединение

Примеры:

приезжать,

приклеить

ПРЕ-(=очень)

высшая степень

действия или

качества

Примеры:

преуспевать,

прекрасный

ПРЕ-(=ПЕРЕ-,

через, по-иному)

Примеры:

преградить,

превращение

Законченность

действия

Примеры:

придумал,

пристрелить

Неполнота

действия

Примеры:

присесть,

приоткрыть

Суффиксы.

Суффиксы.

  • это морфема, стоящая после корня, но перед окончанием.
  • Суффикс отличается от приставки не только местом в слове, но и меньшей автономностью.
  • Некоторые суффиксы обладают способностью оказывать влияние на корень, например, вызывать чередование согласных в корне (рук-а – ручк-а)
Присоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служит   Для образования существительных, -лив- прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч-ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) и   Грамматическое значение: учен-иц-а (суффикс, обозначающий женский род).
  • Присоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служит

 

  • Для образования существительных, -лив- прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч-ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) и

 

  • Грамматическое значение: учен-иц-а (суффикс, обозначающий женский род).
Суффиксы могут быть словообразовательными и формообразовательными. С помощью первых образуются новые (однокоренные) слова, а с помощью вторых – грамматические формы слова.   Если в слове есть материально невыраженное грамматическое значение, в других формах выражаемое с помощью  суффикса, то в слове выделяется нулевой формообразовательный суффикс .

Суффиксы могут быть словообразовательными и формообразовательными. С помощью первых образуются новые (однокоренные) слова, а с помощью вторых – грамматические формы слова.

Если в слове есть материально невыраженное грамматическое значение, в других формах выражаемое с помощью

суффикса, то в слове выделяется нулевой формообразовательный суффикс .

При образовании существительных от глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации выделяется нулевой словообразовательный суффикс .    В одном слове может быть несколько суффиксов. Количество суффиксов в слове можно определить, восстановив словообразовательную цепочку.   Суффиксов много и они присутствуют в различных частях речи, поэтому в русской орфографии много правил, связанных с правописанием суффиксов.

При образовании существительных от глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации выделяется нулевой словообразовательный суффикс .

В одном слове может быть несколько суффиксов. Количество суффиксов в слове можно определить, восстановив словообразовательную цепочку.

Суффиксов много и они присутствуют в различных частях речи, поэтому в русской орфографии много правил, связанных с правописанием суффиксов.

Правописание суффиксов существительных. -ЧИК или –ЩИК? Всегда пишите -ЩИК пишите после согласных,  кроме Д, Т, З, С, Ж. После Л перед  суффиксом пишите Ь Примеры:  банщик,  закройщик -ЧИК пишите только  после букв  Д, Т, З, С, Ж Примеры:  переводчик, перебежчик. Перед –ЧИК буквы К, Ц, Ч чередуются с Т Е в суффиксах -ЕСТВ-(ср.р.),  -ЕТ-(ж.р.), -ЕНК-(ж.р.), -ЕСТЬ (ж.р.),  -ЕЦ (м.р.),  -ТЕЛЬ (м.р.) Примеры:  рождество,  нищета, О в суффиксах – ОК(м.р.),  -ОР(м.р.),  -ОТ-(ж.р.), -ОСТЬ (ж.р.) Примеры:  подарок,  литератор,  слепота И в суффиксах – ИН-(ж.р.),  -ИЦ-(-НИЦ-) (ж.р.) – ИЗН-(ж.р.),  -ИНСТВ-(ср.р.) Примеры:  ширина, красавица,  умница -ЕЦ-  пишите в словах среднего рода, когда ударение падает на окончание Пример:  письмецо -ИЦ- пишите, если окончание безударное Пример:  платьице -ЕК пишите в словах мужского рода, если при изменении формы слова происходит выпадение гласной Пример:  замочек – замочка Если гласная сохраняется, то  пишите –ИК, -НИК, _ЧИК Пример: ключик - ключика  Е или И?

Правописание суффиксов существительных.

-ЧИК или –ЩИК?

Всегда пишите

-ЩИК

пишите после

согласных,

кроме

Д, Т, З, С, Ж.

После Л перед

суффиксом

пишите Ь

Примеры:

банщик,

закройщик

-ЧИК

пишите только

после букв

Д, Т, З, С, Ж

Примеры:

переводчик,

перебежчик.

Перед –ЧИК

буквы К, Ц, Ч

чередуются с Т

Е

в суффиксах

-ЕСТВ-(ср.р.),

-ЕТ-(ж.р.),

-ЕНК-(ж.р.),

-ЕСТЬ (ж.р.),

-ЕЦ (м.р.),

-ТЕЛЬ (м.р.)

Примеры:

рождество,

нищета,

О

в суффиксах

– ОК(м.р.),

-ОР(м.р.),

-ОТ-(ж.р.),

-ОСТЬ (ж.р.)

Примеры:

подарок,

литератор,

слепота

И

в суффиксах

– ИН-(ж.р.),

-ИЦ-(-НИЦ-) (ж.р.)

– ИЗН-(ж.р.),

-ИНСТВ-(ср.р.)

Примеры:

ширина,

красавица,

умница

-ЕЦ-

пишите в словах среднего рода,

когда ударение падает на окончание

Пример:

письмецо

-ИЦ-

пишите, если окончание безударное

Пример:

платьице

-ЕК

пишите в словах мужского рода,

если при изменении формы слова

происходит выпадение гласной

Пример:

замочек – замочка

Если гласная сохраняется, то

пишите –ИК, -НИК, _ЧИК

Пример:

ключик - ключика

Е или И?

Правописание суффиксов прилагательных. -О- или –Е-? -ИВ- или –ЕВ-? -ОВ- или –ЕВ-? После твердых согласных  пишите –ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, после мягких согласных и шипящих пишите –ЕВ-,  -ЕВАТ- Примеры: меховой, виноватый, родовитый,  дождевой, рыжеватый После шипящих и Ц под ударением пишите –ОВ-,  без ударения пишите –ЕВ- Примеры:  холщовый, перцовый, замшевый, глянцевый Под ударением пишите –ИВ-, без ударения –ЕВ- Примеры:  ленивый, краевой Исключения:  милостивый, юродивый -К- или -СК-? Всегда пишите Пишите суффикс –К-, если прилагательное имеет  краткую Форму или его основа заканчивается на К, Ц, Ч.  В остальных случаях пишите суффикс –СК-. Перед –СК-  пишите Ь только после мягкого Л и в прилагательных, образованных от названий месяцев Примеры:  резкий, кулацкий, немецкий, ткацкий, гигантский Исключение: январский А в суффиксе – ЧАТ- Пример:  дымчатый Примечание:  дощатый (суффикс –АТ-) И в суффиксах – ЧИВ-,  -ЛИВ-, -ИСТ-  Примеры:  задумчивый, талантливый,  болотистый

Правописание суффиксов прилагательных.

-О- или –Е-?

-ИВ- или –ЕВ-?

-ОВ- или –ЕВ-?

После твердых согласных

пишите –ОВ-, -ОВАТ-,

-ОВИТ-, после

мягких согласных и

шипящих пишите –ЕВ-,

-ЕВАТ-

Примеры:

меховой, виноватый, родовитый,

дождевой, рыжеватый

После шипящих и Ц под

ударением пишите –ОВ-,

без ударения пишите –ЕВ-

Примеры:

холщовый, перцовый,

замшевый, глянцевый

Под ударением

пишите –ИВ-,

без ударения –ЕВ-

Примеры:

ленивый, краевой

Исключения:

милостивый,

юродивый

-К- или -СК-?

Всегда пишите

Пишите суффикс –К-, если прилагательное имеет

краткую Форму или его основа заканчивается на К, Ц, Ч.

В остальных случаях пишите суффикс –СК-. Перед –СК-

пишите Ь только после мягкого Л и в прилагательных,

образованных от названий месяцев

Примеры:

резкий, кулацкий, немецкий, ткацкий, гигантский

Исключение:

январский

А

в суффиксе

– ЧАТ-

Пример:

дымчатый

Примечание:

дощатый

(суффикс –АТ-)

И

в суффиксах

– ЧИВ-,

-ЛИВ-,

-ИСТ-

Примеры:

задумчивый,

талантливый,

болотистый

Правописание суффиксов глаголов. Какая гласная перед суффиксом У глаголов прошедшего времени  и в неопределенной форме – ОВА-/-ЕВА- или – ЫВА-/-ИВА-? -Л-  у глаголов прошедшего времени? -ВА- у глаголов несовершенного вида? Поставьте глагол в форму 1-го лица  единственного числа настоящего или будущего времени  (я что делаю? Сделаю?)  если слово заканчивается на Поставьте глагол  в неопределенную форму Поставьте глагол в  неопределенную Форму и отбросьте суффикс –ВА- -УЮ/-ЮЮ, пишите суффикс – ОВА-/-ЕВА- Примеры: советую – советовал,  советовать;  танцую – танцевал, танцевать -ЫВАЮ-/-ИВАЮ-,  пишите суффикс – ЫВА-/-ИВА- Примеры:  рассчитываю – рассчитывал, рассчитывать Перед суффиксом – Л- пишите ту же гласную, что и перед – ТЬ в неопределенной форме глагола Перед суффиксом – ВА- пишите ту же гласную, что и перед – ТЬ в форме глагола, если суффикс – ВА- отбросить

Правописание суффиксов глаголов.

Какая гласная перед суффиксом

У глаголов прошедшего времени

и в неопределенной форме

– ОВА-/-ЕВА- или

– ЫВА-/-ИВА-?

-Л-

у глаголов

прошедшего времени?

-ВА-

у глаголов

несовершенного вида?

Поставьте глагол в форму 1-го лица

единственного числа настоящего

или будущего времени

(я что делаю? Сделаю?)

если слово заканчивается на

Поставьте глагол

в неопределенную

форму

Поставьте глагол в

неопределенную

Форму и отбросьте

суффикс –ВА-

-УЮ/-ЮЮ,

пишите суффикс

– ОВА-/-ЕВА-

Примеры:

советую – советовал,

советовать;

танцую – танцевал,

танцевать

-ЫВАЮ-/-ИВАЮ-,

пишите суффикс

– ЫВА-/-ИВА-

Примеры:

рассчитываю –

рассчитывал,

рассчитывать

Перед суффиксом

– Л- пишите ту же

гласную, что и перед

– ТЬ в неопределенной

форме глагола

Перед суффиксом

– ВА- пишите ту же

гласную, что и перед

– ТЬ в форме глагола,

если суффикс

– ВА- отбросить

Правописание суффиксов причастий. Действительное причастие настоящего времени Действительное причастие прошедшего времени -УЩ-, -ЮЩ-  или – АЩ-, -ЯЩ-? Какая буква перед -ВШ-, -Ш-? -УЩ-, -ЮЩ- пишите, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения – АЩ-, -ЯЩ- пишите, если  причастие образовано от глагола 2-го спряжения Перед –ВШ- пишите ту же гласную, что и перед –ТЬ в  неопределенной форме глагола Перед –Ш- пишите ту же согласную, что и перед окончанием неопределенной формы глагола

Правописание суффиксов причастий.

Действительное причастие настоящего

времени

Действительное причастие прошедшего

времени

-УЩ-, -ЮЩ-

или

– АЩ-, -ЯЩ-?

Какая буква перед

-ВШ-, -Ш-?

-УЩ-, -ЮЩ-

пишите, если

причастие

образовано от

глагола

1-го спряжения

– АЩ-, -ЯЩ-

пишите, если

причастие

образовано от

глагола

2-го спряжения

Перед –ВШ-

пишите ту же

гласную, что и

перед –ТЬ в

неопределенной

форме глагола

Перед –Ш-

пишите ту же

согласную,

что и перед

окончанием

неопределенной

формы глагола

Правописание суффиксов причастий. Страдательное причастие настоящего времени Страдательное причастие прошедшего времени -ЕМ- или –ИМ-? Какая буква перед –НН-? -ЕМ- пишите, если  причастие образовано от  глагола 1-го спряжения Исключение:  двигать – движимый – ИМ-  пишите, если  причастие образовано от глагола 2-го  спряжения Перед –НН-  пишите ту же  гласную, что и  перед –ТЬ в неопределенной  форме глагола -ЕНН-  пишите, если  причастие образовано от глагола на – ИТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Правописание суффиксов причастий.

Страдательное причастие

настоящего времени

Страдательное причастие

прошедшего времени

-ЕМ- или –ИМ-?

Какая буква

перед –НН-?

-ЕМ-

пишите, если

причастие

образовано от

глагола 1-го

спряжения

Исключение:

двигать –

движимый

– ИМ-

пишите, если

причастие

образовано

от глагола 2-го

спряжения

Перед –НН-

пишите ту же

гласную, что и

перед –ТЬ в

неопределенной

форме глагола

-ЕНН-

пишите, если

причастие

образовано от

глагола на

– ИТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Н или НН? Н пишите в прилагательных, образованных от существительных НН Пишите  в прилагательных,  образованных от существительных При помощи  суффиксов – АН-, -ЯН-, -ИН- Исключения:  стеклянный,  оловянный, деревянный При помощи суффиксов – ОНН-, -ЕНН- Исключения: ветреный, масленый С основой,  заканчивающейся на Н Исключения:  слова, образованные  без суффикса Н  юный, румяный,  зеленый, единый, бараний

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Н или НН?

Н

пишите в

прилагательных,

образованных от

существительных

НН

Пишите

в прилагательных,

образованных

от существительных

При помощи

суффиксов

– АН-, -ЯН-, -ИН-

Исключения:

стеклянный,

оловянный,

деревянный

При помощи

суффиксов

– ОНН-, -ЕНН-

Исключения:

ветреный,

масленый

С основой,

заканчивающейся на Н

Исключения:

слова, образованные

без суффикса Н

юный, румяный,

зеленый, единый,

бараний

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов, и страдательных причастий прошедшего времени. Н или НН? Н  пишите  в прилагательных, образованных от  глаголов  несовершенного вида без приставок и без зависимых слов Исключения:  данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный,  окаянный, неслыханный НН пишите В прилагательных,  образованных от глаголов Совершенного вида (обычно с приставками) Исключения:  смышленый,  приданое, названый (брат),  незваный, непрошеный В страдательных  причастиях прошедшего времени.  Как правило, есть приставка или зависимое  слово При помощи  суффиксов – ОВАНН-,  -ЕВАНН- Исключения :  кованый, жеваный

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов, и страдательных причастий прошедшего времени.

Н или НН?

Н

пишите

в прилагательных,

образованных от

глаголов

несовершенного

вида без приставок

и без зависимых слов

Исключения:

данный, желанный,

священный, нежданный,

негаданный, невиданный,

нечаянный, отчаянный,

окаянный, неслыханный

НН пишите

В прилагательных,

образованных от глаголов

Совершенного

вида (обычно с

приставками)

Исключения:

смышленый,

приданое,

названый (брат),

незваный,

непрошеный

В страдательных

причастиях

прошедшего

времени.

Как правило,

есть приставка

или зависимое

слово

При помощи

суффиксов

– ОВАНН-,

-ЕВАНН-

Исключения :

кованый,

жеваный

Правописание суффиксов наречий. А или О в конце слова? А пишите О пишите Если есть  приставки ИЗ-,  ДО-, С- Примеры: издалека, дотемна,  справа Если есть приставки В-, НА-, ЗА- Примеры:  влево, наглухо, затемно В наречиях, образованных от прилагательных без приставки Примеры:  быстрый – быстро,  долгий - долго

Правописание суффиксов наречий.

А или О

в конце слова?

А

пишите

О

пишите

Если есть

приставки ИЗ-,

ДО-, С-

Примеры:

издалека, дотемна,

справа

Если есть

приставки В-,

НА-, ЗА-

Примеры:

влево, наглухо,

затемно

В наречиях,

образованных от

прилагательных

без приставки

Примеры:

быстрый – быстро,

долгий - долго

Аффикс.

Аффикс.

  • общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.
  • Аффиксы подразделяются на приставки , или префиксы,- части слова, стоящие перед корнем, суффиксы – части слова, стоящие между корнем и окончанием и окончания .
Виды аффиксов. По функции: а) словообразовательные (словообразующие), служащие для образования новых слов. б) формообразующие , служащие для образования форм слов. в) словоформообразующие, совмещающие в себе функции словообразования и формообразования. По характеру воспроизводимости: а) регулярные которые воспроизводятся постоянно, представляя определенную модель слов, составляющих закономерные ряды образований

Виды аффиксов.

  • По функции:

а) словообразовательные (словообразующие), служащие для образования новых слов.

б) формообразующие , служащие для образования форм слов.

в) словоформообразующие, совмещающие в себе функции словообразования и формообразования.

  • По характеру воспроизводимости:

а) регулярные которые воспроизводятся постоянно, представляя определенную модель слов, составляющих закономерные ряды образований

б) нерегулярные , которые встречаются в единичных образованиях, не составляющие определенную модель По степени производительности: а) продуктивные , широко используемые для образования новых слов и форм. б) непродуктивные (среди них малопродуктивные), не производящие вовсе или редко производящие новые слова и формы.

б) нерегулярные , которые встречаются в единичных образованиях, не составляющие определенную модель

  • По степени производительности:

а) продуктивные , широко используемые для образования новых слов и форм.

б) непродуктивные (среди них малопродуктивные), не производящие вовсе или редко производящие новые слова и формы.

Изменения в морфологическом составе слов. В процессе исторического развития языка изменялся способ образования основ,в отдельных случаях изменился морфологический состав слова: некоторые морфемы утратили свою роль в составе основы слова. Эти изменения можно свести к следующим.

Изменения в морфологическом составе слов.

В процессе исторического развития языка изменялся способ образования основ,в отдельных случаях изменился морфологический состав слова: некоторые морфемы утратили свою роль в составе основы слова. Эти изменения можно свести к следующим.

Опрощение изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается благодаря тесной спайке морфем (корня с аффиксами) в непроизводную, морфологически не членимую. Причины :

Опрощение

  • изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается благодаря тесной спайке морфем (корня с аффиксами) в непроизводную, морфологически не членимую.

Причины :

  • Слова утрачивают семантическую связь со словами, на базе которых они были образованы.
  • Утрата производящих и родственных слов, соотносительных с данными.
Переразложение - перемещение границ морфем, в результате чего основа слова, оставаясь производной, членится сейчас иначе, чем когда-то: единая прежде морфема могла превратиться в сочетание двух морфем, и, наоборот, сочетание двух и более морфем могло слиться на основе опрощения в одну морфему. Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную (членимую на морфемы).

Переразложение - перемещение границ морфем, в результате чего основа слова, оставаясь производной, членится сейчас иначе, чем когда-то: единая прежде морфема могла превратиться в сочетание двух морфем, и, наоборот, сочетание двух и более морфем могло слиться на основе опрощения в одну морфему.

Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную (членимую на морфемы).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: "Способы словообразования в русском языке".

Автор: Орақова Гүлзат Кеңесқызы

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в мир русского языка»"
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoiemieropriiatiienatiemuputieshiestviievmirrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "303030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457379365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в мир русского языка»"
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoiemieropriiatiienatiemuputieshiestviievmirrusskoghoiazyka1"
    ["file_id"] => string(6) "303031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457379371"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-po-fgos-russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "217073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433231925"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Приложение к уроку русского языка в 6 классе "Суффиксальный способ образования слов"- 3 варианта рабочей тетради "
    ["seo_title"] => string(119) "prilozhieniie-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-suffiksal-nyi-sposob-obrazovaniia-slov-3-varianta-rabochiei-tietradi"
    ["file_id"] => string(6) "165115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422771880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Конспект методической разработки урока русского языка в 5 классе на тему:"Три способа словообразования" с использованием элементов игровых технологий."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_mietodichieskoi_razrabotki_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_na_tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "412966"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493807712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства