- Попытаемся это выяснить, поработав в группах. Помните ли вы правила работы? -Перед вами задания на листиках. Прочитайте предложения. - Проведите исследования и выясните: … люблю русскую берёзу. Недавно … были в берёзовом лесу. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл! А … , ребят, сколько нашли? Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое. -У кого готова работа? -Какие слова вставили в предложения? (Я люблю русскую берёзу. «Я» заменило имя говорящего. И т.д.) -К какой части речи относятся слова-заместители? – Эти слова относятся к глаголам? (нет –– почему?( глаголы отвечают на вопрос «что делать»?) – Это имена прилагательные? (нет –– почему?) – Это имена существительные? (нет –– почему?) – Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас пока секрет русского языка. –Продолжим исследование, попробуем сделать открытие. - На какие вопросы отвечают эти слова? – Место какой части речи заняли они? – Так как же их назвали? (Местоимения) – Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока): Местоимение. Понятие о местоимении. – Где в жизни встречали местоимения? – Какие местоимения знаете? – Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры) -Итак, местоимение – это… (почему?) – это отдельная группа слов, к которым можно задать вопрос. – Называет предметы? (нет) Он –– стол, шкаф, ученик. Значит – Указывает на предметы? (да) Укажите –– я, он, она… только указывает на предметы | – Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам) Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. -Давайте сравним свои выводы с выводами на 62-63 страницах учебника, прочитаем определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов) – Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! -Благодарю вас за великолепную работу! -А теперь- игра! Проведёте вы её сами. 2 ряд по цепочке будет называть существительные или местоимения. А вы дружно хлопайте все вместе и кивайте, если услышите местоимения, а если существительное- отрицательно качайте головой и топните 2-3 раза. -Ребята, настала пора испытать свои знания по новой теме в самостоятельной работе. Но прежде предлагаю вам отгадать загадку и ответить на пару вопросов. Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок – Остался стебелёк.(Одуванчик) -Молодцы! Одуванчик- герой текста, с которым предстоит поработать. -Давайте ещё раз проговорим основные понятия по новой теме. На что указывают местоимения? Для чего они нужны в речи? -Внимание, задание… -Прочитайте, отредактируйте и озаглавьте текст. Это одуванчик жёлтый сарафанчик. Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчика цветок в дождик и в холод распускается. Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляется пушистый шар. - А теперь на 2 минутки станьте учителями, сверьте работы с эталоном, поменявшись тетрадями в паре. Места ошибок подчёркивайте зелёным цветом. На полях отметьте тип ошибки: О- орфографическая Р- речевая П- пунктуационная - У кого ошибка? Какая? Что нужно сделать, чтобы её вновь не допустить? -Молодцы! А теперь немного отдохнём. - Ты да я, да мы с тобой, Ты да я, да мы с тобой, Здорово, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, То б уже давно на кусочки Разлетелась бы, наверное, земля…(2р) -Какие местоимения встретились в словах песни? Молодцы! |