kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Местоимение. Понятие о местоимении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Местоимение. Понятие о местоимении.

Тип урока: ОНЗ. Урок-исследование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Местоимение. Понятие о местоимении.»

Урок русского языка в 3 классе.


Тема: Местоимение. Понятие о местоимении.


Тип урока: ОНЗ. Урок-исследование


Цели:

1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

2) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.

3) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.


Ход урока

1 этап.

Самоопределение

к деятельности.


Слайд 1.







Слайд 2.




Слайд 3.










2 этап.

Актуализация знаний.


Слайд 4.



1.Пальчиковая гимнастика

Слайд 5.













2.Чистописание Слайд 6.


Слайд 7.




3.Словарная работа.

Слайд 8.

Слайд 9.



Слайд 10.



Проверка по образцу.


Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Нужны терпенье и старание!


- Желаю вам работать активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка, чтобы овладеть всеми его богатствами, ведь, как говорил К. Паустовский:

" Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

( К. Паустовский)

-Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем?

-Что изучает морфология?

-Что такое часть речи?

-Какие части речи вам известны?

-А чем отличаются они друг от друга?

-Какую часть речи рассмотрели?

-Что же вы узнали о существительном?

-Все ли части речи нами изучены?

-Хотите ли вы продолжить знакомство?





-Тогда прочитайте вместе девиз нашего урока.

«Если есть желание, найдётся и путь!»


- Ребята, начнём работу с пальчиковой гимнастики и минутки каллиграфии.


Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу)
Дождик: кап, кап, кап.
 (постукивание по столу)
Где сучок к сучку прилип
 (хлопки в ладоши)
Вырос гриб, гриб, гриб.
 (поднимают руки над столом)
Кто нашёл его, друзья, а? (
разгибают пальчики из кулачков)
Это я, я, я, я!
 (загибают пальчики от мизинцев)


-Ребята, эту букву мы и будем прописывать на минутке каллиграфии.


Обратите внимание на образец написания заглавной буквы и пропишите в тетради полстроки.


-Молодцы. Приступим к словарной работе.



Запишите названия предметов, изображенных на доске, обозначьте орфограммы.


- Проверьте, правильность работы по образцу. Есть ли расхождения? Какие?


-Слова какой части речи вы записали?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки этих существительных.


1-2 мин.



























4-5 мин.

Словарные слова и слова с другими орфограммами.















3 этап.

Постановка учебной задачи.

Работа в паре.

Слайд 11.


Слайд 12.



















Анализ работы.






Слайд 13.

-Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать в паре. Помните ли вы правила работы?





-Перед вами задание. Прочитайте внимательно инструкцию и приступите к выполнению задания.

  • Прочитайте текст. Кто это рассказывает? Можете определить? Почему?


Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех- всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.


  • Какие слова называют в тексте героя?

  • А какие – о чём он мечтает?

  • Выпишите эти слова в две группы.

  • Сформулируйте основной вопрос урока.



-Какие слова в тексте вы выписали и нужно заменить, чтобы стало ясно, кто герой?

-Какие слова в тексте вы выписали и нужно заменить, чтобы стало ясно, о чём он мечтает?

- Сформулируйте основной вопрос урока.

Как называются и чем отличаются слова я, он, его от слов других частей речи?

Для чего они нужны в речи?

4-5 мин.











































Как называются и чем отличаются слова я, он, его от слов других частей речи?

Для чего они нужны в речи?


4 этап.

Открытие нового знания.

Слайд 14.

Работа в группах


Слайд 15.


























Защита проектов





Слайд 16.
















Слайд 17.





Слайд 18.











Слайд 19.






Слайд 20.





Слайд 21.





Слайд 22.














5 этап.

Первичное закрепление с

физминуткой.

Слайд 23.





6 этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Слайд 24.



Слайд 25.






Слайд 26.








Слайд 27.











Слайд 28.








Анализ работы.




Физминутка .

Песня.


- Попытаемся это выяснить, поработав в группах. Помните ли вы правила работы?





-Перед вами задания на листиках. Прочитайте предложения.

- Проведите исследования и выясните:



  • Какие слова вы поставите вместо точек?

  • Вместо каких слов они употребляются?

  • Зачем они употребляются?



  1. люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребят, сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.



-У кого готова работа?

-Какие слова вставили в предложения?

(Я люблю русскую берёзу. «Я» заменило имя говорящего. И т.д.)


-К какой части речи относятся слова-заместители?

Эти слова относятся к глаголам? (нет –– почему?( глаголы отвечают на вопрос «что делать»?)

Это имена прилагательные? (нет –– почему?)

Это имена существительные? (нет –– почему?)

Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас пока секрет русского языка.

Продолжим исследование, попробуем сделать открытие.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

Место какой части речи заняли они?

Так как же их назвали? (Местоимения)

Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):


Местоимение. Понятие о местоимении.


–  Где в жизни встречали местоимения?
–  Какие местоимения знаете?
–  Давайте попробуем дать определение местоимению. 
(По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)


-Итак, местоимение – это…

сам. часть речи


(почему?) – это отдельная группа слов, к которым можно задать вопрос.


–  Называет предметы? (нет)  Он –– стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы


–  Указывает на предметы? (да)  Укажите –– я, он, она…

только указывает на предметы


Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)


Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

-Давайте сравним свои выводы с выводами на 62-63 страницах учебника, прочитаем определение. 


(Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)


Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы!

-Благодарю вас за великолепную работу!


-А теперь- игра!

Проведёте вы её сами. 2 ряд по цепочке будет называть существительные или местоимения. А вы дружно хлопайте все вместе и кивайте, если услышите местоимения, а если существительное- отрицательно качайте головой и топните 2-3 раза.


-Ребята, настала пора испытать свои знания по новой теме в самостоятельной работе.





Но прежде предлагаю вам отгадать загадку и ответить на пару вопросов.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк.(Одуванчик)


-Молодцы! Одуванчик- герой текста, с которым предстоит поработать.

-Давайте ещё раз проговорим основные понятия по новой теме. На что указывают местоимения? Для чего они нужны в речи?


-Внимание, задание…


-Прочитайте, отредактируйте и озаглавьте текст.


Это одуванчик жёлтый сарафанчик.
Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчика цветок в дождик и в холод распускается. Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляется пушистый шар.


- А теперь на 2 минутки станьте учителями, сверьте работы с эталоном, поменявшись тетрадями в паре. Места ошибок подчёркивайте зелёным цветом. На полях отметьте тип ошибки:

О- орфографическая

Р- речевая

П- пунктуационная


- У кого ошибка? Какая? Что нужно сделать, чтобы её вновь не допустить?

-Молодцы! А теперь немного отдохнём.


- Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То б уже давно на кусочки

Разлетелась бы, наверное, земля…(2р)


-Какие местоимения встретились в словах песни? Молодцы!


7-8 мин.


















Я

мы

ты


вы

оно


она


он


они

























































Указывает на лица, предметы, но не называет их.













3 мин.









6 мин.
























































2-3 мин.


7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 29.









Слайд 30.


-Послушайте, ребята, следующую историю, которая называется…

Достойная замена.

Будьте любезны, - обратилось как – то имя Существительное к Местоимению, - займите мое место на время, я уже всем глаза намозолила…

И встало местоимение на место имени Существительного. Но вот беда: имя унесло с собой Существительное. И пришлось Местоимению не называть имя предмета, а только указывать на него.

-Помня эту историю, выполните следующее задание.


1. Прочитайте. Подумайте и вставьте нужные местоимения вместо существительных, определив границы предложений.

Ночью выпал снег … покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга … подняла в воздух легкие снежинки … закружились в хороводе.


2. Спишите только предложения с местоимениями, по ходу письма подчёркивайте орфограммы букв безударных гласных проверяемых ударением.


-Итак, прочитайте. Назовите первое предложение. Назовите второе. Какое местоимение вставили? Как запишем?...

-А теперь выполним с выходом к доске следующий шаг задания.



Фронтальная работа.

5-6 мин.


8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.


Слайд 31.



Слайд 32.


Слайд 33.



-Ребята, пришла пора подводить итоги нашей работы.



- Дайте оценку своей работе на уроке, дополнив начало моей фразы.


-Спасибо за урок!


Д/з 1*. Создать сказку о местоимении или проект о нём.

2. Упр. 1, стр.70-71.


2-3 мин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: Местоимение. Понятие о местоимении.

Автор: ДЗЕРАНОВА АЛЬБИНА ТУЗАРОВНА

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект урока по теме "Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "123399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414490946"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении."
    ["seo_title"] => string(56) "tiemamiestoimieniiekakchastriechiponiatiieomiestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "293486"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455474274"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства