Просмотр содержимого документа
«Закрепление по теме «Времена глагола»»
МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила: учитель начальных классов
Каткова Е.П.
Тема: Закрепление по теме «Времена глагола»
Тип урока: урок – путешествие.
Цели:
1. Закрепление знаний учащихся по теме «Времена глагола».
2. Совершенствовать умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.
3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.
4. Воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, кораблик, белка, лебедь петушок, орехи, Иллюстрации, карточки, учебник русского языка
Ход урока:
Организационный момент.
1. Целевая установка.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас в гостях много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И я надеюсь, что всё у нас получится.
Ребята, послушайте пожалуйста, стихотворение.
Ваш милый образ снится мне.
С пером, бумагой, при луне.
Все ваши строки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.
- Как вы думаете, какому поэту посвящены эти строки? (А.С.Пушкин) (Портрет)
- Наш урок пройдёт в форме путешествия по произведениям А.С. Пушкина, а попутно мы продолжим повторение темы по русскому языку.
Тему урока определите, если подчеркнете первые буквы словарных слов. (Глагол)
– Так что мы будем делать на уроке?
- Мы непросто будем вспоминать о глаголе, а выясним, что знаем об этой части речи.
Минутка чистописания.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.
До сказочной страны мы должны доплыть по морю. С помощью букв мы изобразим морские волны.
(На доске)
Актуализация знаний.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести» А поскольку это сказка, то и «завести» корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.
На доске: глагол
Молодцы! Ну что ж, поплыли? Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.
Работа по теме урока
1. Изменение глагола по временам.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
И вдруг им навстречу –
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька…
Дети: Черномор.
- Черномор приготовил вам задание. У вас на столах лежат карточки. Вам надо найти глагол, записать и определить время. (Работа проходит с комментированием)
а) Пушки с пристани палят.
б) С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.
в) Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
г) Жили они в ветхой землянке.
-
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что делает? Что делают?)
- Что показывают глаголы настоящего времени? (Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас). Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.
- Что можете сказать о глаголах будущего времени?
- О показывают глаголы прошедшего времени?
-А как образуются глаголы прошедшего времени?
(От основы неопределённой формы при помощи суффикса – л-)
- Что ещё можете сказать о глаголах прошедшего времени?
(Они изменяются по родам)
- Образуйте от глагола в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени единственного числа, мужского, женского и среднего рода.
2. Глаголы неопределённой формы.
- Продолжаем наше путешествие.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
-Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые…
- В каждом орешке глагол.
Летать, лежать, подгонять, шуметь.
- В какой форме стоят глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- На что они оканчиваются?
- Разберём слово летать по составу.
- Напишите все возможные формы глагола.
Летать – лечу, летал, буду летать.
Подгонять – подгонял, подгоню.
- От каких глаголов в неопределённой форме все формы времени можно образовать, а от каких не все?
Продолжение работы по теме урока
- Продолжаем наше путешествие.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
Мы очутились на острове.
Смотрим:
Бьётся лебедь средь зыбей…
Работа в парах.
- Замените фразеологические обороты одним глаголом. Напишите эти глаголы.
Зарубить на носу -
Клевать носом –
Дать стрекача –
Унести ноги –
- Какие глаголы вы написали? Докажите.
Физкультминутка.
Мы о глаголе повторяли
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.
- Живёшь, идёшь, бежишь, летишь, плывёшь, сидишь.
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
Продолжение урока
-Ребята, прислушайтесь:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…
Рыбка нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте откроем и найдём следующие ориентиры: страница, упражнение)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
- Продолжаем путешествие.
Море весело бежит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
- А в царстве славного Салтана:
Петушок с высокой спицы
Стережёт его границы…
Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете. Вспомните, какое любимое время у Александра Сергеевича?
- Осень.
- Подтвердите это строчкой стихотворения.
- «Люблю я пышное природы увяданье»
- Но Пушкин писал стихи и о других временах года. Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:
По голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Или:
Гоними вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными лугами
На потоплённые луга.
Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!
Творческая работа «Оживи текст»
А сейчас попробуйте описать весну. К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов.
Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».
(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).
Чтение текстов.
IX. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
- Что мы повторяли сегодня о глаголе?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе?
- Какую задачу ставим на следующий урок?
Минутка рефлексии.
Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
Оцените свою работу на уроке.
- Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды-яблоки.
- Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
- А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке - жёлтый лист.
- Урок окончен, спасибо за урок!
Домашнее задание.
- Выписать из сказок Пушкина 10 глаголов и указать время..