Тема: "Времена глагола".
Цель:
- Создание условий для открытия детьми особенностей временных форм глагола.
- Содействовать формированию видеть проблему,проговорить, исследовать её.
- Развитие общелогических умений: обобщать,классифицировать.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
На доске написано слово время.
Учитель: Что это такое? Как вы это понимаете?
Дети дают ответы.
Учитель: А вот как объясняет это слово Даль в своем словаре: "Время- это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками,века за веками."
Прочитайте эти выражения:
Время летит. Время разум даёт. Всякой вещи время. Делу время, потехе час.
Как вы их понимаете?
Запишите эти выражения в тетради. А о каком времени пойдет речь, вы скоро догадаетесь.
3. Постановка проблемы.
Работа в группах. Дается задание на листах бумаги:
Рыженький котик сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть
А потом поесть.
Вот теперь сидеть,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать.
Пойдем котичек, на улицу гулять
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
Учитель: Делу время, потехе час, прочитайте мой рассказ.Что вы заметили?
Дети: Глаголы не так написаны.
Учитель: Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.
На какие группы можно разделить эти глаголы?
сидел сидит будем ходить
увидел глядит будем говорить
спел мурлычет
поел кличет
4. Открытие знания.
Учитель: Давайте зададим каждой группе вопрос: что делал,сделал? что делает? что будет делать?
Вывод:
- глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло- прошедшего времени;
- глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас- настоящего времени;
- глаголы, обозначающие действие,которое будет происходить- будущего времени.
Учитель: Откройте учебники, прочтите правило. Как называется тема нашего урока?
Дети: Времена глагола.
5. Первичное закрепление.Ответьте на вопросы:
- Что вы делали на уроке математике?
- Что вы делаете на уроке русского языка?
- Что вы будете делать после уроков?
Глагол прыгать изменить по временам.
6. Самостоятельная работа с проверкой.
1) Образуйте от существительных глаголы трех времен
крик- кричал,кричит,будет кричать
зелень- зеленел,зеленеет,будет зеленеть
рассказ- рассказывал,рассказывает,будет рассказывать
( зима,дело,бег)
2) Сгруппируйте слова по теме урока Чернеет,выпьет,съела,убегает,посеял,сошьет,поджарила,взлетает,будет лить,
выпрямляют,насчитали,сольют,скользит,залаяли,совьют,побьет,обмерил.
7. Итог урока.
- Что интересного и нового мы открыли?
- Какие затруднения встречались на уроке?