Модернизация современного урока в начальной школе. Проектирование урока с позиций требований ФГОС
На основе урока русского языка: 1 класс УМК «Гармония»
Тема: «Учимся писать записки»
Тема урока : «Учимся писать записки»
Номер урока в теме:
Учебник :«Русский язык 1 класс» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
Цель : знакомство учащихся с малым жанром письменной речи – запиской.
Задачи:
1. Учить написанию записок.
2. Внедрить записку как способ общения детей с родителями, с товарищами.
3. Совершенствовать навык письма, орфографическую зоркость.
4. Развивать внимание, память, речь, наблюдательность; развивать навык работы со словарем.
5. Воспитывать культуру общения, умение применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная, групповая
Оборудование: учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, презентация к уроку, карточки для групповой работы, листы самооценки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: отвечают на вопросы по теме, «Записка как один из способов общения между людьми», выявляют структуру записки, исправляют ошибки и описки в записке.
Личностные: Формирование: учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, соблюдение основных правил участия в общении на уроке.
Метапредметные:
- Регулятивные: формирование умения формулировать тему и цели урока; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролировать выполнение учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя.
- Познавательные: общеучебные- участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов и заданий в учебнике, внимательно слушают; логические- осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения.
- Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
I
Мобилизирующее начало урока ( 1-2 минуты)
Приветствие
Проверяют готовность к уроку, повторяют слова за учителем.
- Проверьте в порядке ли ваше рабочее место.
Л1
- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
- Повторяйте за мной
-Мы умные!
К2
Р3
-Мы дружные!
-Мы внимательные!
-Мы старательные
- Мы отлично учимся!
-У нас все получится!
-Я присоединяюсь к пожеланиям, верю в вас и знаю, что у вас все получится.
- Поднимите руки, кто уверен в своих силах.
II
Актуализация опорных знаний (4-5 минут)
-Ребята, начнем наш урок с разминки. Игра «Верите ли вы?»
1-…, что в слове пошел две буквы о?
Дети ставят знаки + или – на листах.
П2
2-…, что значение любого слова можно узнать в толковом словаре?
П8
3-…, что описки это то же, что и ошибки?
4-…, что корректор исправляет опечатки?
Р2
5-…, что чтобы не было ошибок нужно знать правила?
Р4
- Проверьте дуг друга. ( взаимопроверка по образцу Слайд №1)
- Возьмите лист самооценки и разукрасьте кружок.
III
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино» ( слайд №2)
- Что мог писать дядя Фёдор родителям, живя с ними вместе ?
Дают ответы
Л1
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока «Учимся писать записки» ( слайд №3)
Р5
- Какие задачи ставим на урок? ( 1. Узнать строение записки.
2. Научиться писать записку.
К2
3. Повторить опасные места.
К5
4. Развивать свою речь.
IV
Открытие нового знания (7-8 минут)
- Однажды Антон проснулся и увидел на столе листок бумаги. Раньше мама не писала ему таких листочков. Он даже не знал, как они называются.( учебник с.108 №164, слайд№ 4)
- Вы сможете ответить Антону? Что это такое? Где можно узнать точное значение слова записка? ( слайд №5)Зачем пишут записки? Кто из вас писал записки? А вам родители писали записки? Нужно уметь писать записки? Где в жизни может пригодиться это умение?
- Антон решил ответить маме.
Л3
- Хорошо ли, что Антон оставил записку своей маме?
Р4
-Откройте, пожалуйста, ТПО с. 27 № 165 ( слайд №6)
К4
- Это записка.
- Сразу ли мама поняла его запись? Почему?
К2
- В толковом словаре.
П5
( ответы детей)
П8
- Поработаем в парах, исправим ошибки и описки. ( Затем объяснение детей, учитель работает на интерактивной доске)
- Поработаем с листом самооценки
- Сравните записки мамы и Антона. На какие правила вежливости мальчик не обратил внимания?
( открывают тетрадь-задачник)
- Нет, потому что есть ошибки и описки.
-Это важно? Вы когда пишете записки используете обращение? А подпись?
- Проверьте свои выводы прочитав важные сведения уч. с.109 № 166 с карандашом в руках. ( ставят знаки + новое для меня, - я думал иначе, V я это знал слайд №7)
( работают в парах, проверка фронтально)
- Что было для вас новым? Что уже знали? Где вы думали иначе?
- У мамы есть обращение и подпись, а у Антона нет.
( читают сведения, делают пометки)
V
Физминутка (1-2 минуты)
(слайд №8) Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
(выполняют движения за героями)
Надо всем нам дружно встать.
Раз – присесть, а два – привстать.
И плечами покачать.
Всем достать до пятки,
А потом, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
Мы размяться все успели,
И за парты снова сели.
Этап первичной проверки понимания изученного (5 минут)
VI
- Как назовете первую часть в маминой записке? Прочитайте ее.
- Как назовете вторую часть маминой записки? Прочитайте ее.
- Обращение
П5
- Как назовете третью часть маминой записки? Прочитайте ее.
П4
- Покажи в схеме, как строят записки ( ТПО №166 слайд №9)
- Сообщение.
- Зачем мы этому учились?
П2
К4
- Подпись.
К2
( фронтальная работа)
Р2
Р3
Л3
VII
Этап закрепления новых знаний и способов действий (8 минут)
Учебник с.109 № 167- Добавь части, которых нет в записке Антона. ( слайд №10)
-Грамотно перепиши ее.
( Дети выходят к интерактивной доске, дописывают недостающие части, остальные работают в ТПО)
К4
(Самостоятельно переписывают в тетрадь, отмечают «опасные» места)
- Обратимся к листу самооценки.
К5
( работают с листом самооценки)
П7
Р2
Р3
Р5
Л4
VIII
Этап применения знаний и способов действий (7-8 минут)
- Предлагаю вам поработать в группах и самим сконструировать записку. Я вам даю различные варианты, вы выбираете то, что вам понравится.
- Прочитаем, что у вас получилась. Разные получились записки? Подробнее о видах записок поговорим на следующем уроке.
(работают в группах, составляют записки)
- Поработаем с листом самооценки. Покажите листы. Какой совет дадим детям, у которых были ошибки?
К4
К5
П7
П2
Р2
Р3
(оценивают свою работу на листе самооценки)
Р5
Л3
IX
Итог урока (2-3 минуты)
- Какие задачи ставили в начале урока? Смогли их решить? О чем сможете рассказать дома родителям?
( называют поставленные в начале урока задачи, объясняют справились ли с ними)
П4
П3
Л3
К2
X
Рефлексия.
- Посмотрите на экран, дополните одну из фраз.( слайд №11)
(дополняют фразы)
Р4
Л3
Дополните одну из фраз
Я попробую…
Я понял …
Мне было
интересно…
Я узнал…
Мне было трудно…
Рефлексия
Я улыбнулась…
Я вспомнил…
Мне стало грустно от…
Я узнал себя…
Я бы продолжила
сказку вот так…
Рефлексия Оцени свои успехи:
Я справился. Мне было легко.
Я справился. У меня были недочеты.
Я справился. Мне было сложно.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Константин Дмитриевич Ушинский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ