kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текстовая деятельность при работе над сжатым изложением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая часть урока посвящена систематизации и обобщению  знаний о предложениях с однородными членами.Подготовка к изложению занимает вторую часть урока и охватывает следующие этапы: на этапе закрепления  материала предлагается работа с текстом, которая начинается с исторического комментария учителя, далее следует словарно-орфографическая работа, представленная дифференцированно по группам через задания : самостоятельное лексическое толкование, с помощью орографических словарей, путем подбора синонимов, иллюстраций (ИКТ). комплексная работа с текстом продолжается на этапе знакомства с текстом( первичном, вторичном, включающим задания на понимание текста, восстановление текста, работу с маркером.) На следующем этапе - устное проговаривание и коррекция. написание сжатого изложения выносится на дом. заканчиваем этапом рефлексии  (прием "Бортового журнала").

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текстовая деятельность при работе над сжатым изложением »

8 класс (Русский язык)


Урок систематизации и обобщения материала по теме «Однородные члены предложения».

Текстовая деятельность при работе над сжатым изложением.

Цель – совершенствование умения учащихся работать с публицистическим текстом на этапе систематизации и обобщения материала.

Целевые установки на достижение результата:

  • Личностные: формирование уважения к личности и ее достоинствам; потребности в социальном признании;

  • Метапредметные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей, умение находить требуемую информацию; развитие коммуникативных и логических операций

  • Предметные: систематизировать знания об однородных членах предложениях, их роли в тексте, признаках типов речи, видах сжатия текста и отрабатывать умение строить устное и письменное высказывание при работе с текстом.


Ход урока


1 этап - Актуализация знаний

Организационный момент

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по теме «Однородные члены предложения)».

2 этап – Закрепление материала

Работа с текстом

  1. Исторический комментарий

Слово учителя. Подготовка к восприятию.


Сегодня мы будем писать изложение по тексту К. Г. Пау­стовского «Могила Пушкина». Этот текст — отрывок из очерка «Михайловские рощи».

О Константине Георгиевиче Паустовском (1892—1968) вы, конечно, не только слышали,— книги его вы читали. Почти пол­века он успешно работал в литературе, и вам знакомы его рас­сказы «Старик в потертой шинели», «Корзина с еловыми шиш­ками», «Кот-ворюга», «Барсучий нос». Перу Паустовского при­надлежат повести «Кара-Бугаз», «Повесть о лесах», «Северная повесть», «Золотая роза», книга воспоминаний «Повесть о жиз­ни» и мн. др..Книги К. Паустовского посвящены природе родных русских мест, нашим художникам, писателям, музыкантам. Его произ­ведения отличаются большой любовью к людям, искренней теплотой и сердечностью. Паустовский очень тонкий, глубоко чувствующий художник, великолепный мастер языка. В" его произведениях с безыскусственной правдой, зримо и трогатель­но встает облик нашей Родины — с ее яркими красками, про­хладой росистых утр, пыльными проселочными дорогами, запахами полей, звоном весенних рощ. Его проза проникновенно музыкальна и поэтична, и оттого она так радует и волнует.

«Это один из лучших пейзажистов в нашей литературе. Но при этом он умеет чувствовать не только место, но и время — дальнюю историческую перспективу и сегодняшний день с его планами и работами, уходящими в будущее». Так говорил о Паустовском С.Я.Маршак



Текст посвящен А. С. Пушкину. Вы знаете многие его произ­ведения, знаете его биографию. Вам известно, что он родился в Москве, жил в Петербурге, что его ссылали на юг и в имение его родителей-село Михайловское. Знаете, наверное, что, жи­вя в Михайловском, поэт много и плодотворно работал.

Но знаете ли вы, где похоронен Пушкин?

2.Культурологический комментарий

( Информация или презентация творческой группы о месте захоронения А.С.Пушкина)

Его похоронили не в шумной Москве и не в великолепном Петербурге — могила Пушкина вдали от столиц, в глухой стороне, где живет про­стой народ, в тех местах, которые поэт очень любил. Могила Пушкина недалеко от Михайловского, в Святогорском мона­стыре (показать на карте).

Пушкин любил Михайловское и его окрестности — темный парк, светлую речку Сороть, в которой купался по утрам. Лю­бил бывать в селе Святые Горы и в монастыре, который там находился. В селе проходили ярмарки, т. е. большие базары. Здесь торговали мукой, зерном, сеном,дегтем рыбой, пестрыми тканями. Здесь Пушкин наблюдал простых людей, слушал рус­скую речь. Эти наблюдения помогли ему в создании «Бориса Годунова».

Любил Пушкин бывать у соседей, помещиков Осиповых, в селе Тригорском, и даже мечтал купить них маленькое сель­цо Савкино, которое тоже стоит над Соротью, чтобы поселиться в нем навсегда. Эти места Пушкину были так дороги, что он хотел, чтобы его и похоронили здесь. В одном из своих стихот­ворений он так и писал:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829)

Желание поэта было выполнено. Его похоронили в родных для него местах, в Святогорском монастыре рядом с могилами его родственников: деда, бабки, матери, умершей за год до его смерти. На могиле-белый мраморный Памятник.

Село Святые Горы в честь поэта сейчас называется Пуш­кинские Горы. Вот об этих местах и рассказывает Паустовский в своем очерке.Описание от­носится к 1936 году. К тому времени прошло почти сто лет со дня смерти Пушкина, но многое осталось таким, каким было и при жизни поэта, и Паустовский не только не за­бывает об этом сказать, но и сознательно отыскивает это сходство.

2. Словарно-орфографическая работа по группам:

А) самостоятельное толкование слов;

В )работа с толковыми словарями,

Г) подбор синонимов, иллюстраций с помощью ИКТ

лабаз (устар.) — лавка, в которой торговали мукой, зерном, ры­бой, упряжью, скобяным това­ром;

пергамент— выделанная кожа для письма; позже — бу­мага, не пропускающая влагу и масло;

юродивый(соответ­ственно: урод) — убогий, ненор­мальный; в старые времена признавался ясновидцем, про­рицателем.

трактир происходит от слова тракт, что значит боль­шая дорога. Трактир — гостиница при дороге, на тракте.

3 этап – комплексная работа с текстом

Чтение на восприятие текста.

МОГИЛА ПУШКИНА

1)В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь.2) Под стеной монастыря похоронен Пушкин. 3)Вокруг монастыря — поселок Пушкинские Горы.

4) Поселок завален сеном. По громадным булыжникам день и ночь медленно грохочут телеги: свозят в Пушкинские Горы сухое сено.5) От лабазов и лавок несет рогожами, копченой ры­бой и дешевым ситцем. 6)Ситец пахнет, как столярный клей. 7)Единственный трактир звенит жидким, но непрерывным зво­ном стаканов и чайников. 8)Там до потолка стоит пар, и в этом пару неторопливо пьют чай с краюхами серого хлеба потные колхозники и черные старики времен Ивана Грозного. 9)Откуда берутся здесь эти старики — пергаментные, с пронзительны­ми глазами, с глухим, каркающим голосом, похожие на юро­дивых,— никто не знает. 10)Но их много.11) Должно быть, их было еще больше при Пушкине, когда он писал здесь «Бориса Го­дунова».

12)К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастыр­ские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. 13)Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора.

14)Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.15) Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», без­людье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшие­ся в невысоком небе,— это все.

16)Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. 17)Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил еще при жизни.18) Пахнет бурьяном, корой, устоявшимся летом. 19)И здесь, на этой простой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.

20)Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лен и крапива, в глухой народной стороне. 21)С его могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью, над Савкином, над Тригорским, над скромными и необъятными полями , несущими его обновленной милой земле покой и богатство.

(284 слова)

Анализ текста

В о п р о с ы для бе­седы по содержанию:

1. Какие чувства, образы, ассоциации возникли?

2. Какое чувство охватывает вас, когда вы поднимаетесь по выветренной лестнице и останавли­ваетесь перед могилой поэта?

3.Почему перед описанием могилы дана картина поселка и трактира?

4. Почему текст завершается ви­дом на полевые и лесные дали? Случайно ли это?


Вторичное чтение текста учеником.

Задания к тексту

1 .Определить стиль текста, основную мысль, жанр

*Карточка-информатор

Очерк как жанр публицистического стиля, описание, его виды

Работа по строению текста

2.Определить тип речи

3.Какие разновидности описания присутствуют?

Составление схемы

описание

описание (состояния) и

описание (предмета)

4.Что обозначает сочетание под стеной? Какие другие предлоги можно употребить в этом сочетании.

(нельзя понимать бук­вально, оно означает: возле стены, около стены).



5.Почему в предложении Вокруг монастыря — поселок Пушкинские Горы пропущено сказуемое.

А.Трудно подобрать сказуемое.

Б.Любой глагол лишит предложение лёгкости

(здесь трудно подобрать его, так как оно должно выражать присутствие поселка: находится (это буднично, расположен (тяжело), раскинулся (как-то игриво-весело, не созвучно теме), был (но он и до сих пор есть). Любой из этих глаголов лишил бы предложение присущей ему легкости.

6. Найдите словосочетания, которые сближают посёлок Пушкинские Горы со временем Пушкина, когда туда съезжался народ на ярмарку.

(завален сеном, по громадным булыжникам, грохочут телеги и т.д.)

7.Какой приём и зачем использует Паустовский во 2 предложении 2 абзаца)

(повтор-гро, подчёркивает неторопливость и размеренную жизнь того времени)

8.Какое значение имеет слово несет:

А. пахнет,

Б.просто запах;

В.Сильный, острый запах, который ударяет в нос

9. Назовите слова и словосочетания, которые свидетельствуют о сниженности красок, радости и веселья.

( булыжник, поселок завален, несет рогожами, жидкий звон, пар до потол­ка, краюхи (не краюшки!) серого хлеба, потные колхозники, черные старики времен Ивана Грозного).


(Автор показывает, что идёт не на праздничную ярмарку, а на могилу Пушкина, который трагически погиб. Это вызывает у нас глубокую грусть)

10. Почему могила белеет, а не белеется. Сравните.

(Невозвратные глаголы передают действие более активно.. Белеет - невозвратный.гл,- чётко, явственно в тени лип, зовёт к себе).

11.запишите номера предложений с однородными членами. Какова их роль в тексте.

12.Приведите пример анафоры. Зачем её использует Паустовский в конце текста?

(Единоначатие предложений словом здесь.(чтобы утвердить мысль в нашем сознании, что именно здесь великий Пушкин, чтобы создать настроение приподнятости и торжественности.)

Подготовка к сжатому изложению

Составление плана изложения:


1. Описание места, где похоронен А. С. Пушкин?

2. Поселок Пушкинские Горы: торговля, трактир, старики.

3. Вид с могильного холма.



Сжатие текста

Работа с маркером (выделить в тексте главную информацию, убрать второстепенную, в том числе однородные члены предложения)

Задания:

Подчеркните в тексте ключевые слова и словосочетания красным цветом;

Устное проговаривание сжатого текста.

Коррекция.

Домашнее задание

Написание сжатого изложения и его редактирование

Рефлексия.

Итог.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Текстовая деятельность при работе над сжатым изложением

Автор: Молодых Елена Юрьевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы». "
    ["seo_title"] => string(87) "koghda-tyl-stanovitsia-frontom-nachalo-oboronitiel-nogho-pierioda-stalinghradskoi-bitvy"
    ["file_id"] => string(6) "218726"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433879174"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы "
    ["seo_title"] => string(89) "koghda-tyl-stanovitsia-frontom-nachalo-oboronitiel-nogho-pierioda-stalinghradskoi-bitvy-1"
    ["file_id"] => string(6) "218727"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433879355"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Информация. Информационные процессы "
    ["seo_title"] => string(42) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "106598"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403036437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства