Просмотр содержимого документа
«Технологии на уроках русского языка и литературы»
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Б.Н.Скакова
ВКО Абайский район КГУ СШ имени Шакерима
Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет.Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не только от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению.Ребенок – личность,индивидуальность.Раскрыть личность ребенка, помочь ее реализации, самовыражениию – одна из задач процесса обучения и используемые педагогические технологии.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету,формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализирует личность ребенка, воспитывает в детях чувство собственного достоянства, дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость.
Игровые технологии.
Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколеню.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
-развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушивить,пробудить интерес);
-коммуникативную:освоение диалектики общения;
-игратерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормотивного поведения, самопознание в прцессе игры;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей.
Широкое применение игры находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе,делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от преверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.Игра – излюбленная форма учащихся 5-8 классов. Я часто использую игровые элементы на уроках русского языка. Ученики очень любят фонетические разминки, орфграфические игры.
Так, например, при изучении фонетики в 5 классе можно проводит игры «найди пару», «пойми мяч», «включи голос». На этапе проверки домашнего задания я провожу орфографические игры. Например, «Откуда слово к нам пришло?», «Орфографическое лото», «Одень корень».
При обьяснении нового материала использую обучающие игры.
На уроке могут быть проведены ролевые игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это требует много сил и времени как со стороны учителя, так и ученика.В своей практике я наиболее удачно использую несколько форм урока: викторина, семинар, урок-путешествие, урок-спектакль.
При всем многообразии и эффиктновности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был интересный. Поэтому я часто прибегаю к нестандарным, творческим элементам отдельного традиционого урока. Это и лексический диктант, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты. Ребята получают нетрадиционные формы домашнего задания,которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребенку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания: творческая работа, лингвистическое исследование текста, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, рисование обложек к литературным произведениям, художественное чтение, инсценировка художественного произведения, продолжение неоконченных произведений, наблюдение за природой, составление вопросника к зачету по теме, составление конспекта, опорных таблиц, составление слайдов-презентаций.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, прививают навыки исследовательской деятельности, учат обобщать и систематизировать материал по определенной теме.