Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь | Подготовка класса к работе: приветствие партнеров по плечу улыбкой. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: создание проблемной ситуации | 1.Фронтальный опрос. -С каким пунктуационным правилом познакомились на прошлом уроке? -Что нового о способах выражения сказуемого, подлежащего узнали в 5-ом классе? 2.Словарно-орфографическая работа. Аквариум от аква (лат.) - вода -С какими словами, на ваш взгляд, по своему происхождению связаны другие слова с корнем аква? -Запишите предложения. У меня есть аквариум. Этот аквариум мне подарил брат. -Подчеркните в предложениях грамматическую основу. -Что вы можете об этих предложениях сказать? | Учащиеся работают с партнером по плечу, отвечая на вопросы учителя.
Знакомятся с новым словом, ищут ответ на вопрос учителя. Например, акварель, акваланг.
Учащиеся записывают предложения, подчеркивают главные члены, называют их: -Грамматическая основа в 1-м предложении есть аквариум. Это предложение двусоставное, так как в нем есть подлежащее и сказуемое, распространенное. -Грамматическая основа во втором предложении – брат подарил. Кто-то из учащихся называет основу аквариум подарил. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление места и причины затруднения, фиксация новой учебной задачи | -Почему возникло затруднение при определении грамматической основы? Что необходимо знать, чтобы исправить ошибку?
-Сформулируйте тему нашего урока. -Сформулируйте цели урока.
-Назовите второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, в записанных предложениях. -Вспомните, какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей. -От какого слова зависит? | -Затруднение возникло, так как неверно определили того, кто действует. -Нужно знать вопросы подлежащего; -знать, что подлежащее называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком; -знать вопросы не только главных членов предложения, но и дополнения. Учащиеся формулируют тему урока: -Дополнение. -Сегодня на уроке мы должны повторить вопросы дополнений, научиться находить в предложении дополнения, составлять предложения с дополнениями. Учащиеся называют второстепенные члены предложения: у меня, мне, брат. -На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение. -Дополнение зависит от сказуемого. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: поиск решения учебной задачи | Понаблюдаем. - Что можно сделать, чтобы точно ответить на поставленные вопросы?
Прочитайте предложения. Найдите дополнения и подлежащее в них. Определите, в какой падежной форме стоит дополнение. Объясните, чем вы руководствовались. 1.Горький дым развеет ветер. 2.Сильный дождь залил весь сад. 3.Мороз сковал льдом весь пруд.
-Какие трудности при нахождении дополнения вы испытываете? -Назовите косвенные падежи. | -Можно прочитать в учебнике материал. - Можно проанализировать предложения и сделать вывод самостоятельно, ответив на вопросы. -Во-первых, надо думать о смысле слов: ветер может справиться с дымом, развеять его, а не наоборот. Значит, «главное действующее лицо», или подлежащее, - это ветер. Во-вторых, в именительном падеже в предложении может быть только подлежащее. Значит, нужно правильно определять падежи существительных. Такое же объяснение для 2 и 3 предложений учащиеся дают в парах. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Реализация построения проекта | -Вернемся к предложениям. Составьте план ответа о второстепенных членах предложения. С чего начинаете нахождение второстепенного члена предложения? Какова последовательность ваших действий?
-Расскажите в парах друг другу о дополнении по данному плану. | -Нахождение второстепенного члена предложения начинаем с нахождения слова, от которого зависит второстепенный член. Учащиеся составляют план: 1.От какого слова зависит второстепенный член? 2.Что обозначает? 3.На какие вопросы отвечает? 4.Чем может быть выражено? Учащиеся с партнером по плечу работают, рассказывая о дополнении по составленному плану. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и дополнения. Вечером развели мы костер. Яркий огонь костра осветил поляну. Ураган приближался к городу. От цветка исходил нежный аромат. -Объясните правописание безударных гласных в корне слова. | -Сначала находим грамматическую основу предложения. Кто? – Мы. Что сделали? – Развели. Затем находим слово, от которого задаем вопрос к дополнению. Развели что? костер. Это дополнение, выраженное существительным в винительном падеже, обозначает предмет. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: коррекция отработки способа. | Работа в паре. Запись предложений под диктовку с последующим заданием: подчеркнуть грамматические основы и дополнения. Село украшает сад. Альбом взял этот мальчик. Кудри берез расчесывает ветер. Приметы осени во всем встречает взор. Замечательный подарок прислал мне по почте брат. -Проверьте выполненное задание с образцом на доске, предварительно обменявшись тетрадями. Работа в группе. -Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Необходимые предлоги подберите сами. Дополнения подчеркните, над словом, от которого задавали вопрос к дополнению, поставьте крестик. 1)Мы очень тревожились (наша команда). 2)Все особенно беспокоились (капитана). 3)Сами игроки были полны (уверенность… успех). 4)Вера (победа) очень помогла им. | Самостоятельная работа. Учащиеся работают в паре. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске
Обсуждают в группе возможные варианты употребления предлогов. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: коррекция отработки способа. | Организует самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по выбору. - Задание с пометкой «на 3» должны выполнить все ученики. Задания с пометками «на 4» и «на 5» выполняете по желанию. Вы можете выполнять задание с другом (в паре) или индивидуально. Время выполнения – 10 минут. Задание на «3» Учащиеся выполняют упр.182 по учебнику. - Списать предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы и дополнения. Задайте вопросы к дополнениям, укажите их падеж. Задание на «4»: по учебнику (упр.180) П о карточкам: Распространите предложения дополнениями. Запишите по образцу. Алеша починил (что?) скамейку (в.п.). 1   .Он занялся (чем?). 2.Она объявила (о чем?). 3. Метель заметает (что?). 4.Собака хватает (что?) (чем). 5.Мы изучаем (что?). 6.Сестра прислала (что?) (кому?) Задание на «5» Запишите предложения, разберите их по образцу. Г   орький дым (В.п.) развеет ветер(И.п.). 1 .Ребята купили конфеты. 2.Телефон здесь оставил мой друг. 3.Путевки купили родители. 4.Печь растопит дед. 5.Рысь поймала мышь. *Составьте 1-2 предложения с дополнением, выраженным в винительном падеже без предлога. |
Учащиеся выбирают задания в соответствии со своим уровнем знаний.
Учащиеся сами оценивают результат своей работы, проверяя выполнение задания по карточкам.
Учащиеся составляют предложения. Облако закрыло солнце. Леса сохраняют реки. Тополь перерос клён. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция |
9.Рефлексия деятельности Цель этапа: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата | Всем: Знать, что такое дополнение, уметь рассказывать о нем по составленному на уроке плану. ( с. 83 правило) 1)Составьте и запишите на тему «В лесу (поле, степи, тайге, тундре)» четыре распространенных предложения, в которых сказуемыми были бы глаголы: бояться, испугаться, опасаться, страшиться. Помните, что после этих глаголов существительные ставятся в родительном падеже. Подчеркните дополнения. (задание на «5») 2) Упр. 178. Составьте схему предложения по образцу, включив только грамматическую основ предложения и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога. (задание на «4») 3) Упр.181. Рассмотрите рисунок. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. (задание на «3») 4) Задание «Для умников и умниц». Написать сочинение-миниатюру «Мой посёлок», подчеркнуть в полученном тексте дополнения. | Выясняют домашнее задание, задают вопросы.
| Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов. |
| -Продолжите фразы: Сегодня на уроке… Мне на уроке…. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |