Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь | Подготовка класса к работе: приветствие партнеров по плечу улыбкой. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: создание проблемной ситуации | 1.Фронтальный опрос. -С каким пунктуационным правилом познакомились на прошлом уроке? -Что нового о способах выражения сказуемого, подлежащего узнали в 5-ом классе? 2.Словарно-орфографическая работа. Аквариум от аква (лат.) - вода -С какими словами, на ваш взгляд, по своему происхождению связаны другие слова с корнем аква? -Запишите предложения. У меня есть аквариум. Этот аквариум мне подарил брат. -Подчеркните в предложениях грамматическую основу. -Что вы можете об этих предложениях сказать? | Учащиеся работают с партнером по плечу, отвечая на вопросы учителя.
Знакомятся с новым словом, ищут ответ на вопрос учителя. Например, акварель, акваланг.
Учащиеся записывают предложения, подчеркивают главные члены, называют их: -Грамматическая основа в 1-м предложении есть аквариум. Это предложение двусоставное, так как в нем есть подлежащее и сказуемое, распространенное. -Грамматическая основа во втором предложении – брат подарил. Кто-то из учащихся называет основу аквариум подарил. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление места и причины затруднения, фиксация новой учебной задачи | -Почему возникло затруднение при определении грамматической основы? Что необходимо знать, чтобы исправить ошибку?
-Сформулируйте тему нашего урока. -Сформулируйте цели урока.
-Назовите второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, в записанных предложениях. -Вспомните, какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей. -От какого слова зависит? | -Затруднение возникло, так как неверно определили того, кто действует. -Нужно знать вопросы подлежащего; -знать, что подлежащее называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком; -знать вопросы не только главных членов предложения, но и дополнения. Учащиеся формулируют тему урока: -Дополнение. -Сегодня на уроке мы должны повторить вопросы дополнений, научиться находить в предложении дополнения, составлять предложения с дополнениями. Учащиеся называют второстепенные члены предложения: у меня, мне, брат. -На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение. -Дополнение зависит от сказуемого. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: поиск решения учебной задачи | Понаблюдаем. - Что можно сделать, чтобы точно ответить на поставленные вопросы?
Прочитайте предложения. Найдите дополнения и подлежащее в них. Определите, в какой падежной форме стоит дополнение. Объясните, чем вы руководствовались. 1.Горький дым развеет ветер. 2.Сильный дождь залил весь сад. 3.Мороз сковал льдом весь пруд.
-Какие трудности при нахождении дополнения вы испытываете? -Назовите косвенные падежи. | -Можно прочитать в учебнике материал. - Можно проанализировать предложения и сделать вывод самостоятельно, ответив на вопросы. -Во-первых, надо думать о смысле слов: ветер может справиться с дымом, развеять его, а не наоборот. Значит, «главное действующее лицо», или подлежащее, - это ветер. Во-вторых, в именительном падеже в предложении может быть только подлежащее. Значит, нужно правильно определять падежи существительных. Такое же объяснение для 2 и 3 предложений учащиеся дают в парах. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Реализация построения проекта | -Вернемся к предложениям. Составьте план ответа о второстепенных членах предложения. С чего начинаете нахождение второстепенного члена предложения? Какова последовательность ваших действий?
-Расскажите в парах друг другу о дополнении по данному плану. | -Нахождение второстепенного члена предложения начинаем с нахождения слова, от которого зависит второстепенный член. Учащиеся составляют план: 1.От какого слова зависит второстепенный член? 2.Что обозначает? 3.На какие вопросы отвечает? 4.Чем может быть выражено? Учащиеся с партнером по плечу работают, рассказывая о дополнении по составленному плану. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и дополнения. Вечером развели мы костер. Яркий огонь костра осветил поляну. Ураган приближался к городу. От цветка исходил нежный аромат. -Объясните правописание безударных гласных в корне слова. | -Сначала находим грамматическую основу предложения. Кто? – Мы. Что сделали? – Развели. Затем находим слово, от которого задаем вопрос к дополнению. Развели что? костер. Это дополнение, выраженное существительным в винительном падеже, обозначает предмет. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: коррекция отработки способа. | Работа в паре. Запись предложений под диктовку с последующим заданием: подчеркнуть грамматические основы и дополнения. Село украшает сад. Альбом взял этот мальчик. Кудри берез расчесывает ветер. Приметы осени во всем встречает взор. Замечательный подарок прислал мне по почте брат. -Проверьте выполненное задание с образцом на доске, предварительно обменявшись тетрадями. Работа в группе. -Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Необходимые предлоги подберите сами. Дополнения подчеркните, над словом, от которого задавали вопрос к дополнению, поставьте крестик. 1)Мы очень тревожились (наша команда). 2)Все особенно беспокоились (капитана). 3)Сами игроки были полны (уверенность… успех). 4)Вера (победа) очень помогла им. | Самостоятельная работа. Учащиеся работают в паре. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске
Обсуждают в группе возможные варианты употребления предлогов. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: коррекция отработки способа. | Организует самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по выбору. - Задание с пометкой «на 3» должны выполнить все ученики. Задания с пометками «на 4» и «на 5» выполняете по желанию. Вы можете выполнять задание с другом (в паре) или индивидуально. Время выполнения – 10 минут. Задание на «3» Учащиеся выполняют упр.182 по учебнику. - Списать предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы и дополнения. Задайте вопросы к дополнениям, укажите их падеж. Задание на «4»: по учебнику (упр.180) По карточкам: Распространите предложения дополнениями. Запишите по образцу. Алеша починил (что?) скамейку (в.п.). 1.Он занялся (чем?). 2.Она объявила (о чем?). 3. Метель заметает (что?). 4.Собака хватает (что?) (чем). 5.Мы изучаем (что?). 6.Сестра прислала (что?) (кому?) Задание на «5» Запишите предложения, разберите их по образцу. Горький дым (В.п.) развеет ветер(И.п.). 1.Ребята купили конфеты. 2.Телефон здесь оставил мой друг. 3.Путевки купили родители. 4.Печь растопит дед. 5.Рысь поймала мышь. *Составьте 1-2 предложения с дополнением, выраженным в винительном падеже без предлога. |
Учащиеся выбирают задания в соответствии со своим уровнем знаний.
Учащиеся сами оценивают результат своей работы, проверяя выполнение задания по карточкам.
Учащиеся составляют предложения. Облако закрыло солнце. Леса сохраняют реки. Тополь перерос клён. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция |
9.Рефлексия деятельности Цель этапа: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата | Всем: Знать, что такое дополнение, уметь рассказывать о нем по составленному на уроке плану. ( с. 83 правило) 1)Составьте и запишите на тему «В лесу (поле, степи, тайге, тундре)» четыре распространенных предложения, в которых сказуемыми были бы глаголы: бояться, испугаться, опасаться, страшиться. Помните, что после этих глаголов существительные ставятся в родительном падеже. Подчеркните дополнения. (задание на «5») 2) Упр. 178. Составьте схему предложения по образцу, включив только грамматическую основ предложения и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога. (задание на «4») 3) Упр.181. Рассмотрите рисунок. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. (задание на «3») 4) Задание «Для умников и умниц». Написать сочинение-миниатюру «Мой посёлок», подчеркнуть в полученном тексте дополнения. | Выясняют домашнее задание, задают вопросы.
| Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов. |
| -Продолжите фразы: Сегодня на уроке… Мне на уроке…. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |