создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки;
развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов.
- способ доказательства написания парных согласных на конце слов.
- видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими);
- использовать алгоритм для решения орфографической задачи.
- анализировать, сравнивать, обобщать информацию для решения орфографической задачи;
- планировать учебные действия с помощью учителя при решении орфографической задачи;
- конструировать и проверять составленный алгоритм действий для решения орфографической задачи, решать её в соответствии с изученным правилом;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
- строить высказывания для объяснения правописания слова с парной согласной на конце;
- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.
- мотивация к творческому труду.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, выполняемые учащимися на данных этапах |
I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. | Ребята, поднимите руки, кто хотел сегодня продолжить путешествие по воображаемому Волшебному лесу? -Всё что не сможет один, то сделаем вместе. Что сделаем вместе, то поможет каждому из вас справиться с проблемой. Произнесём слова, которые помогут нам настроиться на преодоление препятствий. Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! | Дети показали соответствующие сигналы обратной связи, среди которых основная масса приходилась на сигнал «зелёная ладошка». Сигнала «красная ладошка» не было. Сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим построить новый способ. Мы будем работать в «группах». По желанию дети рассаживаются по 4 группам, договариваются и выбирают в группе командира. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).) |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить пройденное о парных согласных на конце слов 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез. 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем, символов.
| На слайде пары букв. Некоторые буквы потерялись. Вставим пропущенные буквы. - Что объединяет эти пары букв? -Зачем нужно знать буквы парных согласных звуков по звонкости-глухости? - Что знаете особенного о парных звонких на конце слов? -Произнесём правило в стихах . - Как проверить букву парного согласного на конце слова?
| По команде учителя обучающиеся показывают на веерах пропущенные парные согласные. Это парные по звонкости/глухости. Чтобы правильно писать слова. Парные звонкие на конце слов заменяются глухими. -Если слово обозначает один предмет, назови слово, обозначающее много предметов. - Если слово обозначает много предметов, назови слово, обозначающее один такой предмет. | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование, критериев для обоснования своего суждения (К). |
III Выявление места и причины затруднения Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности; 3) согласовать цель и тему урока.
| - Анишит-Йокоповна в учебнике приготовила для вас и Маши задание. - Прочитайте шёпотом строки над рисунком, рассмотрите иллюстрацию и надписи на ней. Вслух читает Аня Васькина, все стараются понять и запомнить задание. - Какое задание дала Маше Волшебница? - Какие сочетания слов ей надо написать? Маша растерялась, а вы? -Поднимите «зелёную ладошку» - уверен, знаю какую букву надо писать на конце слова; «жёлтую» - сомневаюсь; «красную» - не знаю. Кто догадался и попробует сформулировать тему нашего урока, ответив на мой вопрос. -Какие слова мы продолжим сегодня учиться писать? - Прочитаем на экране тему урока: «Написание слов с парными согласными на конце" | Дети высказывают свои предположения. Слова с парными согласными на конце. | анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия (Л); - подведение под понятие (П): - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учет разных мнений, координирование разных позиций (К); -разрешение конфликтов (К). |
IV. Построение плана проекта выхода из затруднения. Цель: 1) сформулировать цель урока; 2) организовать коммуникативное взаимодействие (в «парах», фронтально) для построения нового способа действия; строят план достижения цели; 3) зафиксировать новый способ действия. | - Нам надо подумать и найти причину затруднения. - Посмотрели на иллюстрацию, она нам поможет разобраться. - Когда говорим пру[ т] – это что может быть? Как звучат слова прут, кос в устной речи? - Как вы думаете, почему в устной речи, то есть на слух, не понятно, что имеется в виду? - Прочитайте подсказку Летучей мыши и Ворона. - Что ещё нужно знать о слове, чтобы правильно написать букву на его конце? Внесём дополнения в наш алгоритм. | Водоём или веточка дерева. Животное или волосы. Одинаково. На конце слов слышим звук т, с, а слова разные. Пишем по- разному. Что оно обозначает, его лексическое значение. Обучающиеся выстраивают правильную последовательность действий: 1)Читаю слово … 2) Выясняю значение слова… 3) Произношу слово.. 4) Слышу звук… 5)Проверяю, изменяю … 6) Пишу букву… | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии (Л); -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П); — поиск и выделение необходимой ин формации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); -прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); -учет разных мнений (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К). — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); -разрешение конфликтов (К). |
V. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.
| Вернёмся к заданию Волшебницы. Кто его напомнит? Просигнальте «ладошками»- кто понял как написать эти сочетания слов. Запишем с устным объяснением. (по одному на доске, а остальные в тетради) Пруды – один пруд Пруты – один прут Козы – пара коз Косы – пара кос Слайды. Физминутка. | Пру[т] – это водоём. Пру[т]- на конце слышу парный глухой согласный [т] – проверяю: меняю форму слова – много- пруды (пишем) – с гласной ы чётко слышим звук [д], значит в слове один пруд пишу на конце букву д. Пру[т]- это веточка дерева…. Кос, коз | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, классификация, сериация (П): - волевая саморегуляция (Р): - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать умение писать парные согласные на конце слова. | Устная работа в учебнике на стр. 82 № 43 | | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умение писать слова с парными согласными на конце 2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; | Работа по учебнику в тетрадях : выполняют задание стр. 82 № 44 - напишем образец в тетради. Затем - Договоритесь в парах, кто будет записывать слова до черты, а кто после черты. - Поднимите руки, кто будет записывать слова до черты. С какого словосочетания начнёте? Прочитаем … и т. д. Выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка тетрадей. | Обучающиеся просигналили жестом рук. | — анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия, сериация, классификация (П); — извлечение из текстов необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — подведение под понятие (П); — выполнение действий по алгоритму (П); — доказательство (П); — контроль (Р); — коррекция (Р); — оценка (Р); — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
VIII Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. Форма работы: в парах.
| Волшебница спрашивает: «А если нет перед глазами нет иллюстрации, рисунка, то как выяснить значение слова и правильно написать букву? Учебник № 45 стр. 82 Читаем и выясняем значение слов, описывающих предмет. Выполняем задание, работая в «парах» на листах А4, где подписаны имена детей. Проверили. Учебники закрыли. Работа в печатной тетради для самостоятельной работы. Загадка: В них нарядим наши ножки. Это ножкина одёжка. С ними можно в снег и стужу, А с резиновыми в лужу. Чтобы бегать по дорожке Мы обуемся в ... (Сапожки) Что вы можете рассказать о слове САПОГ? - Значение - Это предмет, действие, признак - Сколько услышали слогов -Какой сог ударный - Выберите его звуковую схему - Назовите трудные-опасные места - Открыли печатные тетради и записали это слово - Прочитали словосочетание и записали ниже на строке. Записываем предложение в обычную тетрадь: Озорные малыши шагали в сапогах по лужам. (работа с орфограммами. …) Оцените свою письменную работу в тетрадях на шкале успеха. Закрыли обычные тетради. | Каждая пара выполнив работу «сигналит» о выполнении и затем на доску вывешивает свою работу. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке; 2) оценить результаты собственной деятельности; 3) согласовать домашнее задание
| - Что нового вы узнали на уроке? - Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения? - Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» | Индивидуальные ответы на вопросы. Учащиеся оценивают свою собственную работу на общей шкале успеха. | -рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К): - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (Ю: - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |