Тема | «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» |
Класс | 4 |
Цель | Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
Задачи | Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи. Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Воспитывать культуру учебной деятельности. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Предметные: - умение определять окончания прилагательных; - усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных; - умение определять мягкую и твердую основу прилагательных; - обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; - умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного); - умение формулировать вопросы к прилагательному; - умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного. |
Основные понятия | безударные падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода – орфограмма, блок-схема, алгоритм для определения грамотного написания безударного написания прилагательных. |
Межпредметные связи | Литературное чтение И. Бунин. Стихи. Развитие речи – «Составление предложений, используя слова – антонимы». |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык», Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал (упражнения)». с.50 №97 Проектор, экран, презентация, ноутбук, карточки, опорные схемы. Электронная физкультминутка Королёвой И. Н. учителя начальных классов (источник http://www.rusedu.ru/ ) |
Организация пространства | Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в группах. |
Интернет-ресурсы | http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/ http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola- http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php. |
Аннотация | Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа 2100". Тип урока – изучение нового. Урок с презентацией. Содержит интересный и познавательный материал по теме. В ходе урока изучаем правильное написание безударного падежного окончания прилагательных мужского и среднего рода. Совершенствую навыки и умения по определению безударного падежного окончания. составляем схему определения безударного окончания прилагательного. Воспитываю культуру учебной деятельности. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок | - Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико») Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания | Iэтап. Организационный момент. (Коммуникативные, Регулятивные УУД) |
II. Актуализация опорных знаний. | Записывают на доске и в тетради, производят взаимооценку. Объясняют правописание окончаний прилагательных. | Выдвигает проблему. | -Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Прочитайте текст на слайде. (Слайд 1) - Как определить окончания прилагательных? (ответ хором). Правило: Когда есть прилагательное И нужно обязательно Узнать про окончание, - Внимание, внимание! Правел легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе. -Определите окончания прилагательных, запишите текст (один ученик работает у доски) -Проверяем (Слайд 2) | II. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа |
III. Формулировка темы урока, постановка цели Цель: -создание условий для формулировки учащимися темы урока; Задача: организовать постановку цели урока детьми. | Формулируют тему урока. Составляют план урока. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | -Что мы повторили? Какой будет тема урока? (ответы детей)(Слайд3) | II. Формулировка темы урока, постановка цели Учащимся на уроке предстоит составить алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательных. Самое важное отработать навык написания безударного окончаний прилагательного единственного числа мужского и среднего рода (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
IV. Работа по теме урока. Цель: -Отработка навыка правописания безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение. Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие знаки препинания, составляют схему предложения | Организует фронтальный опрос Осуществляет: -индивидуальный контроль; -выборочный контроль. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам: 1) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в И.п. и В.п.? (ответы детей) 2) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.? (ответы детей) 3) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Д.п., Т.п. и П.п.? (ответы детей) ( Слайд 4) - Можно ли сказать, что безударное окончание прилагательных – это орфограмма? - Предложите порядок рассуждения для определения написания безударного окончания прилагательных. (Слайд 5) Учащиеся под руководством учителя составляют блок-схему по правилу определения окончания прилагательного. (Слайд 6) Работа с учебником Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике. -Открываем учебник на стр.35 №210 25. Прочитайте текст. Утреннее со..нце осв..тило зимний сонный лес. Пуш..стый сне.. укрыл за..чий сле.. . Мохнатый вет..р гуляет в чистом пол.. . Он зам..тает стёжки-дорожки. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам. Укажите падеж прилагательных. Выделите в них окончания. -Прочитайте задание -Что будете делать? (ответы детей) | IV. Работа по теме урока. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. (Познавательные УУД) Самостоятельная работа в рабочей тетради. По очереди комментируют предложение. Составляют схему на доске Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД ) |
V. Электронная физкультминутка http://www.rusedu.ru/ | | | | |
VI. Контролирующее задание Цели: - проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного мужского и среднего рода. -проверить знания учащихся по теме урока | 1.Устанавливают соответствие падежу его окончаний. 2. Работа в группах. 3.Работают в парах, проверяют и оценивают. | Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу. (постановка, цели и план действий); Организует взаимопроверку по эталону. Организует оценочные высказывания учащихся. | 1. Игра «Ералаш» (Слайд 7) ому | Р.п. | ом | ого | Д.п. | его | ым | Т.п. | им | ем | П.п. | ему | Класс делится на три группы. Выбрать куратора. Каждый учащийся в группе объясняет написание «своего» окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу. (Слайд 8). -На какие правила, вы опирались при выполнении задания? (ответы детей) 3. Творческая работа. - Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы слова противоположные по смыслу. 1) … дело лучше … безделья. 2) У мудрого человека … уши и … язык. -Поменяйтесь тетрадями проверьте работу по слайду, поставьте оценку. (Слайд 9). -Если все правильно 5 -Одна ошибка 4 -Две ошибки 3 | IV. Контролирующее задание Выполняют задания по карточкам. Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Взаимопроверка выполненной работы Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (Коммуникативные УУД, (Познавательные УУД ) |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Задачи: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | - Какая тема урока была? - Какие задачи ставили? Достигли цели? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. (Слайд №10, №11) | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Регулятивное УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
VII.Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневниках | Дает: -комментарий к домашнему заданию | Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода (от 5 до 10 словосочетаний) (Слайд №12) | VII. Домашнее задание |