Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте задание, записанное на доске.
Задание: Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Понятно ли оно вам?
- Значение каких слов вызывает у вас затруднение?
- Что, по-вашему, нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответы учащихся:
- не совсем ясно, что такое синонимичное словосочетание;
- чтобы выполнить это задание, нужно знать способы связи слов в словосочетании;
- нужно знать, как образуются синонимичные словосочетания
1 слайд презентации с указанием темы урока.
III. Стадия вызова
Цели: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знания по данной теме,пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задание: запишите в черновиках все, что вы знаете по данной теме и что хотите узнать.
2. Парная работа.
Задание: зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю» и «Хочу знать»
Знаю
Хочу знать
Узнал
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, притяжательные местоимения его, её, их)
Что такое синонимичные словосочетания?
Как произвести замену словосочетания одного вида другим?
Какие виды замены словосочетаний существуют?
4. Работа с презентацией (слайды 2-5) и раздаточным материалом
Перед каждым слайдом задаётся вопрос.
2 слайд.
-Перечислите способы связи слов в словосочетании.
3 слайд.
-Какой способ связи слов называется согласованием? Изменится ли форма зависимого слова при изменении формы главного слова? Приведите примеры из раздаточного материала.
4 слайд.
-Какой способ связи слов называется управлением? Изменится ли падеж зависимого слова, если его заменить другим словом? Приведите примеры из раздаточного материала.
5 слайд.
-Какой способ связи слов называется примыканием? Приведите примеры из раздаточного материала.
IV. Стадия осмысления
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
Учитель: Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 8 учебника, с которым я предлагаю вам самостоятельно познакомиться.
1.Прием «Пометки на полях» (Инсерт).
Задание: Прочитайте материал параграфа. Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
- Какую новую информацию вы получили?
- Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
1. Найти в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного).
2. Главное слово оставить без изменения (не менять его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде должно быть оставлено).
3. Заменить зависимое слово синонимичной частью речи. Помнить, что зависимое слово должно быть выражено:
при согласовании – прилагательным
при управлении – существительным (чаще всего с предлогом)
при примыкании – наречием
После знакомства с алгоритмом замены словосочетания синонимом учащиеся приводят примеры из раздаточного материала.