Знать: определение понятия, чем отличаются омонимы от многозначных слов.
Уметь: находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов.
I. Словарный диктант (по мере написания диктанта учащиеся графически объясняют написание безударной гласной в корне глаголов).
Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, увязать в грязи, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляться лазури неба.
Чтение наизусть отрывков из стихотворений русских поэтов с анализом метафор.
II. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют схемы предложений, находят в предложениях метафоры.
1. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 2. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.
(С. Есенин.)
III. Объяснение нового материала.
— Прослушайте стихотворение В. Лифшица.
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
— Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?
— Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами — от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима — имя.
— Сравните, как в толковых словарях объясняется значение омонимов и многозначных слов на примере слова ключ. Почему лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях?
— В каком значении употреблено слово ключ в выражениях:жизнь бьет ключом, ключ к разгадке? (В переносном.)
Чтение § 66.
— Что нового вы узнали о словах?
— Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 347 (устно).
Делается вывод, что омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Следует добавить, что больше всего омонимов среди существительных.
2. Составьте и запишите словосочетания со словами мир, свет, лук (весь мир — прочный мир, целый свет — яркий свет, горький лук — стрелять из лука).
3. Найдите в стихотворении омонимы.
Норка вылезла из норкиНету норки,
И пошла к знакомой норке.Может, норка
В норку норкинуВозле норки?
Вошла,Нет нигде.
Норку в норкеПропал и след.
Не нашла.Норка — здесь,
Если в норке А норки — нет!
(А. Шибаев.)
4. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
1. В темноте сидеть было неприятно. 2. Мама начала седеть. 3. Апельсин — плод цитрусового дерева. 4. По реке проплывал плот.
(Делается вывод о том, что в языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны — омос — одинаковый, фоно — звук.)
V. Учащимся сообщается, что в языке есть слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению — слова с омонимичными корнями. Они не являются однокоренными.