Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему "Омонимы"»
Задание №1.
Найдите и исправьте в предложении ошибки, объясните свой выбор:
На разсвете лисник скасил трову на опушки березовой роще.
На рассвете лесник скосил траву на опушкеберезовой рощи.
Послушайте стихотворение и найдите в нем два одинаковых слова, но с разным лексическим значением:
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка-здесь,
А норки нет!
Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» и найдите в нем два одинаковых слова, но имеющих разное лексическое значение:
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: –
Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали
Как же называются эти слова в русском языке? Для этого давайте отгадаем загадки и узнаем их название. Отгадки складывайте в слово.
ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа..
« Мед», «Малина», «Макраме»
Начинаются на...
Обруч, мяч и колесо вам
напомнят букву …
Нитки», «Нос» и слово «Нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «коНфете»,
«НожНицах» и «дНе» встречается .
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой…
В мышеловку баба Маша
Напихала манной каши.
Только мышка кашку лоп,
Мышеловка мышку хлоп!
Мышки больше нет совсем,
Но осталась буква…
Вторая буква в названии овоща.
Тема урока:
Омонимы.
Цель урока:
Узнать, что такое омонимы;
-Научиться находить омонимы в тексте;
Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: какие слова называются омонимами?Посмотрите на пары слов, которые мы определили:
- хищный пушной зверёк.
1.Норка - углубление под землёй с одним
или несколькими ходами.
- разновидность каши.
2.Овсянка
- название птицы.
Лисичка
Ключ.
Задание №2.
Найдите омонимы в этом предложении:
На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
Физкультминутка
А могут относиться к разным частям речи, то есть - грамматические омонимы.
Больной сидит на стуле. (существительное – подлежащее)
Больной мальчик не поехал на дачу.
(прилагательное – определение)
Задание №3.
Запишите только омонимы, определяя часть речи, которой они выражены : 1.стакан из стекла – вода стекла 2.теплая печь – печь пироги 3.разводить голубей- небо стало голубей 4.побелить потолок-потолок картофель.
Задание №4.
Глядя на картинки,запишите омонимы, устно в паре определите разницу в их лексическом значении. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Задание №5.
(Устно)
Найдите омонимы, назовите их и покажите разницу между ними своими действиями: косить косой – расчесывать косу, поласкать котенка – полоскать бельё, стирать с доски – стирать бельё.
Работа по рядам: послушайте загадку и подберите отгадку, которой будет являться омоним, покажите разницу в лексическом значении:
1.В пище всяк её найдёт,
Есть она и среди нот.
2.Леса дремучего край,
Ягоды летом на ней собирай.
Модницам нашим из меха
Куртки, пальто и плащи украшает
3. Бываю я еловая,
Меня на ели ты найдёшь.
Бываю я бедовая,
Меня на лбу не узнаёшь?
Найди лишнюю загадку:
Бываю я еловая,
Меня на ели ты найдёшь.
Бываю я бедовая,
Меня на лбу не узнаёшь?
Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу.
Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней.
Домашнее задание.
На «3»: упр.раб.тетради 13 (1)
На «4»: упр.раб.тетради 13 (1), подобрать 4 омонима, показав разницу в лексическом значении.
На «5»: упр.раб.тетради 13 (1), составить рассказ, используя омонимы: попугай, клуб, завод.