Тема:  Омонимы
  Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.
  Ход урока
  I. Организационный момент
  II. Проверка домашнего задания
  —  Прочитайте слова первой группы с синонимами.
  —  Каким словарём вы пользовались?
  —  Прочитайте слова второй группы с антонимами.
  —  Каким словарём вы пользовались?
  III. Актуализация знаний
  (Работа в парах.)
  —  Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.
  Ветер, повар, интересный.
  —  Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов.
  Печаль, ссора, героизм. 
   (Проверка.)
  —  Какие слова называются синонимами?
  —  Какие слова называются антонимами?
  IV. Самоопределение к деятельности
  (Работа в группах.)
  —  Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова игла и кадр. Прочитайте их лексические значения.
  —  Назовите лексические значения слова игла. Как называются такие слова? (Многозначные.)
  —  Назовите лексические значения слова кадр. Чем отличается оформление статей, поясняющих значения слова кадр?
  —  Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)
  —  Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.
  V. Работа по теме урока
  Работа по учебнику 
  Упр. 75 (с. 45).
  —  Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
  —  Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)
  —  Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)
  —  Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)
  —  Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)
  —  Прочитайте ниже сведения о языке.
  —  Какие слова называются омонимами?
  —  Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?
  —  Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)
  VI. Физкультминутка
  VII. Закрепление изученного материала
  1. Работа по учебнику
  Упр. 76 (с. 45).
  (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).
  —  Прочитайте пары предложений. Найдите в  них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)
  —  Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
  —  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
  2. Работа со словом из словаря
  —  Назовите первый день недели. (Понедельник.)
  —  Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.
  —  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
  —  Составьте предложение со словом понедельник, запишите.
  —  Запомните написание этого слова.
  —  Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)
  VIII. Рефлексия
  (Работа в парах.)
  —  Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.
  Он был лучшим командиром взвода. (Взвод — подразделение роты, батареи.)
  Курок пистолета был на взводе. (Взвод - приспособление в ударном механизме оружия.)
  —  Оцените свою работу на уроке.
  IX. Подведение итогов урока
  —  Что такое омонимы?
  Домашнее задание
  Упр. 78 (с. 46).