ТЕМА: «Диалог».
ЦЕЛИ УРОКА:
•дать понятие диалога как вида прямой речи.
• научить грамотно оформлять на письме диалогическую речь (грамматически и пунктуационно).
• повторить орфограммы при написании словарных слов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Повторяем орфографию
Запись слов под диктовку (у доски два ученика)
Апартаменты, лаконичный, аппарат, локон, транспарант, рецидив, апелляция, рецензия, колос, кристалл, колоссальный, кристаллический, белорус, кристальный, белорусский, архитектор, финн, археолог, финский, искусство, рессоры, профессия, ресурсы, искусница, адъютант, аттестат, иллюстрация, ровесник, ценность, сверстник, характер, соразмерность, стратегия, питомец, сканер, преемник, импровизация, информация, изящный, диалог, лучший, будущий, следующий.
4. Слово учителя
В художественной литературе часто встречается обмен репликами героев при разговоре в виде диалога. Диалогом называется разговор двух или более лиц.
Правила оформления диалога (запись на доске или таблица на плакате)
1) Если каждая реплика диалога дается с абзаца, то перед ними ставится тире:
— Не забудь от меня поклониться князю.
— Что за вздор?
— Да ведь начальник Петрушин князь Б.
—А мне какое дело?
(По А. Пушкину)
2) Если реплики пишутся в строчку, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется друг от друга тире:
— «Эка, сапоги! ... на что мне сапоги? Я мужик ...» — «да вот и я мужик, а вишь...»
(По И. Тургеневу)
3) Если после идут авторские слова, то тире перед последующей репликой опускается:
Мы с женой спрашиваем его: «где был?» «В лес, говорит, гулять ходил...»
(По И. Тургеневу)
5. Работа с учебником
§ 70
• Чтение параграфа, выполнение заданий.
• Упр. 413 (устно).
• Упр. 415 (по заданию).
• Упр. 416 (по заданию).
6. Практикум
Запишите под диктовку, объясняя постановку знаков препинания.
— Валя, — как-то обратилась она к сыну, — ты понимаешь то, что читаешь? То есть я хочу сказать, — поправилась она, — все ли ты понимаешь?
— Не всё, — как всегда коротко ответил Валерьян.
— Отчего же ты никогда не спросишь?
— У кого?
— У меня, у отца.
— И ты, и отец, ещё меньше меня понимаете в том, что мне непонятно, — ответил Валериан...
(По М. Басанину)
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
Упр. 414, 417.