Учитель - Анофрикова В.А.
• содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение умнению других людей; умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини-высказывание)
• смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;
• развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
• способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
• освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам ;
• освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
• самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
• формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
• добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.
• освоение способа решения проблемного поискового характера.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Покажите смайлики, по которым я пойму, с каким настроением вы пришли на урок. Надеюсь, что в течение уроку ваше настроение только улучшиться. - А отчего оно может улучшиться? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь Слайды 3,4 | Приветствие учащихся. Показ смайликов. - Настроение улучшится, если мы будем внимательно слушать и хорошо работать на уроке. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Словарная работа | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите. - Отгадайте загадки, запишите отгадки. ЗАГАДКИ Слайды 5-10 1.Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) 2.Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет. (белка) 3.Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (книга) 4.Серенькая птичка ростом невеличка, по двору шныряет, крохи собирает. (воробей) 5. Стоит копна посреди двора. Спереди - вилы, сзади - метла.(корова) 6. Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти. (радуга) -Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - В каких словах нужно запомнить безударную гласную? -Как проверить безударную гласную в остальных словах? – На какие вопросы отвечают записанные слова? – О каких предметах вы спросите что это? А о каких – кто это? | Дату. «Классная работа». Записывают: белка, корова, лук, книга, воробей, радуга. Отвечают на вопросы Корова, воробей Подобрать однокоренное слово, чтобы гласная встала под ударение (кто? что?) Кто? белка, корова, воробей Что? лук, книга, радуга. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
3. Выявление места и причины затруднения 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Подводящий к теме диалог. На доске записаны слова. Подруга, дождь, лиса, зима, лес, рак – Что объединяет все эти слова? – Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы. Подсказка: вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока: – Как они называются? (не знают) - Хотите узнать? Прочитайте правило от тетушки Совы на с.48. – Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые? – Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите примеры таких слов. Проверим наши предположения. Составим план наших действий. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? | Это имена существительные. Предположения: явления природы, животные и др. Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Да! Читают, размышляют, обсуждают, предполагают, приводят примеры Примерный план 1.Какие существительные являются одушевлёнными? 2.Какие неодушевлёнными? (Нужно попробовать распределить слова на группы, например по вопросу. Существительные, отвечающие на вопрос кто? – в одну группу, а существительные, отвечающие на вопрос что? – в другую группу. Затем нам нужно попробовать сформулировать алгоритм действий) Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5.Реализация построенного проекта Физкультминутка 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Наблюдение над новым материалом. а) Игра «Кто или что?» Учитель показывает картинки с изображением предметов. (ученик, цветок, рыба, облако, собака, стол, платье, волк и др.) б) Упр. 80 (с.48) – выполнение с комментированием. – Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного. Воробьишка потянулся, Выпрямился, встрепенулся, Головой кивнул три раза, Подмигнул нам черным глазом, Лапки в стороны развел И по жердочке прошел. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик – чирик – чирик – чирик… Работа в парах Упр.81 (стр.49) | Называют предмет. Если слово отвечает на вопрос кто?, хлопают в ладоши, если на вопрос что?, сидят неподвижно. Учащиеся высказывают свои мнения и приходят к общему выводу (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?) После выполнения пара выходит к доске и объясняет порядок выполнения задания, доказывает правильность выполнения | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока Домашнее задание. | Работа с текстом на доске. Прочитать выразительно. Подчеркнуть одушевленные имена существительные красным цветом, а неодушевленные – синим. У Алёнки в гостях Два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, Курочка в сережках, Селезень в кафтане, Утка в сарафане, А корова в юбке, В теплом полушубке. Объясните значение выделенных слов. Слайд 11 Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Выписать имена существительные в два столбика (одушевленные и неодушевленные) Работа с КИМами Работа по картинке «Прогулка в лесу» Слайд 12 Назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные Правила поведения в лесу Слайд 13 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Д/з Упр.83. стр.49 | У доски 2 учащихся. После выполнения задания – самопроверка по эталону Работа с толковым словарем. Взаимопроверка Называют одушевленные (дети, мама, белка) и неодушевленные (грибы, деревья, цветы) имена существительные Показывают смайлики | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|