kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме " Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- -лож-, -кас- кос- "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствии с календарно-тематическим планированием. Цель урока: формирование представлений учащихся о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;  развитие речевых и творческих способностей учащихся на материале урока; развитие  орфографической зоркости, внимания,  логического мышления; обогащение  словарного  запаса; воспитание внимательного отношения к слову.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме " Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- -лож-, -кас- кос- "»






Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.



Тема: « Правописание корней с чередованием гласных а-о.

Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- «.

Урок изучения нового материала.

Лукьянова Марина Ивановна

учитель русского языка и литературы

Байловский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»



2020г.

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос-»

Автор: Лукьянова Марина Ивановна

Организация: Байловский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

Населенный пункт: Тамбовская область, с. Байловка 2-я

Цель урока: формирование представлений учащихся о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-; развитие речевых и творческих способностей учащихся на материале урока; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание внимательного отношения к слову.

Планируемые результаты:


Предметные: знать правило написания букв о-а в корне -лаг-, -лож-; кас – кос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.


Метапредметные:


  1. Познавательные:


  • владеть приёмами отбора и систематизации материала; 

  • анализировать, сравнивать;

  • устанавливать сходства и различия, группировать.

 

  1. Регулятивные: 

  • искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее;

  • соотносить цели и результаты своей деятельности;

  • определять степень успешности работы.

     

  1. Коммуникативные:

  • строить связное монологическое высказывание;

  • представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные:  

  • формировать адекватную самооценку,  устойчивую мотивацию к обучению;

  • прививать интерес  к познавательной деятельности;

  • развитие навыков коллективной учебной деятельности, умения работать в группе;

  • овладение культурой устной и письменной речи.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.


Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, картина «Масленица».


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение

Формируемые умения (УУД)

Цифровые образовательные ресурсы и платформы (+ссылки на песурсы)

1.Организацион-ный момент.










Оформление тетрадей.


Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших знаний,

Мы вместе сочиним урок.


.




Подготовка рабочего места.



Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу






Записывают число, классная работа.

фронтальная

Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового


2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.






3. Создание проблемной ситуации.

Орфографическая работа.

Записанные на доске слова распределите в 3 столбика по видам орфограмм. Слова, которые сложно куда-то отнести, записываем в 1 столбик.

Сн..жинка, д..лина, изл..гал, сугро.., к..сался, варе..ка, оч..ровали, ду..ка, б..жали, к..снулся, изл..жил.


1.Создаёт проблемную ситуацию.

Как озаглавить 1 колонку таблицы? Можем мы сразу ответить на вопрос, какие буквы пишутся в этих корнях с чередованием?

2.Какая цель нашего урока?


3.Сформулируйте тему урока.



Распределяют и записывают слова.

Вспоминают правило правописания безударной гласной и парной согласной в корнях слов.

Подбирают проверочные слова.



Называют корни в словах: излагал, касался, коснулся, изложил.



Определяют цель урока.


Формулируют тему урока с помощью учителя.


Фронтальная

Познавательные:
- владение приёмами анализа и систематизации материала.


Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

Задание на классификацию

https://learningapps.org/watch?v=pn76gxr2k20


4. Усвоение новых знаний.




1.Читает лингвистическую сказку

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и

-ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ-, того награжу по-царски».

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные Г и Ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица — к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-.

- От чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-?


2. Послушайте другую сказку.

Сказка про –КОС- и –КАС-.

Корни КОС- и –КАС дружат с детства. Если при написании мы путаем их, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом?

Очень просто, оказывается. У корня –Кас- есть друг. Это суффикс –А-, а у корня _-Кос- его нет, поэтому корню _-Кос- очень обидно. Но ничего не поделаешь.

Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А

А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О.


3.Работа с материалом орфографической работы.


Прочитайте слова 1 столбика. Какая гласная пишется в корне этих слов?


Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кас- кос- пишется а? о?


Можно ли эти слова проверять ударением? Почему?

Однако в русском языке есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог). Запомните, пожалуйста, это слово.


2. Работа с учебником.


Прочитайте правило в учебнике на странице 70. Сравните с нашими выводами.




1. Учащиеся слушают текст, выясняют, какое орфографическое правило зашифровано в сказке.












Отвечают на вопрос, от чего зависит написание букв А и О в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-?












Наблюдают за языковым материалом и на основе 1 столбца в орфографической работе, формулируют правило правописания корня.












Работают с учебником. Сравнивают собственные выводы с материалом учебника.




Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.


Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме


Инфографика –

https://www.canva.com/design/DAEPAmpIZfo/rhzGe0ta7Ssmxw5nA3RUWQ/view?utm_content=DAEPAmpIZfo&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton



5. Первичная проверка понимания.



1. Объяснительный диктант.

Учебник «Практика» с.166 упр.566 (один ученик у доски)

2. На доске записаны слова: коса (девичья), скосить (траву), коснуться.

Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет)

Как называются такие корни? (Омонимичные).

Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)

1. Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Выполняют задания с проговариванием вслух алгоритм: записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод.
















Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания.


Регулятивные:

- поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- развитие взаимопомощи, взаимоконтроля.



5.Физкультминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.


Выполняют физкультминутку.





6. Проектная работа.





- А сейчас, ребята, мы составим с вами проект. Тему проекта вы узнаете из следующей загадки:

Были коники лихие,
А блиночки золотые,
Подскажите, честный люд,
Кого в гости к нам везут?
(Масленицу)

Ребята, а что вам известно об этом празднике?

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с давних времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Масленицу всюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Ребята, работать будете в группах. Задание проекта: из предложенных заготовок вы составляете сюжетную картину на тему «Масленица» и по созданной картине, используя предложенные словосочетания с изучаемой орфограммой, составляете 3-4 предложения.





1. Работают в группах, выполняют творческое задание.























Работу выполняют в группах и защищают проект.















Самостоятельная работа, работа в группах

Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.


Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

§ 51, правило наизусть;

упражнение 571 с.167.

Запись домашнего задания




8. Рефлексия (подведение итогов занятия). Выставление оценок.




Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?


Ребята отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты.

Фронтальная.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.


Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.


Познавательные:умение строить речевое высказывание.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Лукьянова Марина Ивановна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок 6 класс по теме "Чередование гласных в корне" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-6-klass-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "244174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445881450"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства