1.Организацион-ный момент. Оформление тетрадей. | Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, в классе каждый гений, Но без труда талант не впрок, Скрестите шпаги ваших знаний, Мы вместе сочиним урок. . | Подготовка рабочего места. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу Записывают число, классная работа. | фронтальная | Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового | |
2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности. 3. Создание проблемной ситуации. | Орфографическая работа. Записанные на доске слова распределите в 3 столбика по видам орфограмм. Слова, которые сложно куда-то отнести, записываем в 1 столбик. Сн..жинка, д..лина, изл..гал, сугро.., к..сался, варе..ка, оч..ровали, ду..ка, б..жали, к..снулся, изл..жил. 1.Создаёт проблемную ситуацию. Как озаглавить 1 колонку таблицы? Можем мы сразу ответить на вопрос, какие буквы пишутся в этих корнях с чередованием? 2.Какая цель нашего урока? 3.Сформулируйте тему урока. | Распределяют и записывают слова. Вспоминают правило правописания безударной гласной и парной согласной в корнях слов. Подбирают проверочные слова. Называют корни в словах: излагал, касался, коснулся, изложил. Определяют цель урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. | Фронтальная | Познавательные: - владение приёмами анализа и систематизации материала. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других; | Задание на классификацию https://learningapps.org/watch?v=pn76gxr2k20 |
4. Усвоение новых знаний. | 1.Читает лингвистическую сказку За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и -ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные Г и Ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица — к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-. - От чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-? 2. Послушайте другую сказку. Сказка про –КОС- и –КАС-. Корни КОС- и –КАС дружат с детства. Если при написании мы путаем их, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом? Очень просто, оказывается. У корня –Кас- есть друг. Это суффикс –А-, а у корня _-Кос- его нет, поэтому корню _-Кос- очень обидно. Но ничего не поделаешь. Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О. 3.Работа с материалом орфографической работы. Прочитайте слова 1 столбика. Какая гласная пишется в корне этих слов? Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кас- кос- пишется а? о? Можно ли эти слова проверять ударением? Почему? Однако в русском языке есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог). Запомните, пожалуйста, это слово. 2. Работа с учебником. Прочитайте правило в учебнике на странице 70. Сравните с нашими выводами. | 1. Учащиеся слушают текст, выясняют, какое орфографическое правило зашифровано в сказке. Отвечают на вопрос, от чего зависит написание букв А и О в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-? Наблюдают за языковым материалом и на основе 1 столбца в орфографической работе, формулируют правило правописания корня. Работают с учебником. Сравнивают собственные выводы с материалом учебника. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая. | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме | Инфографика – https://www.canva.com/design/DAEPAmpIZfo/rhzGe0ta7Ssmxw5nA3RUWQ/view?utm_content=DAEPAmpIZfo&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton |
5. Первичная проверка понимания. | 1. Объяснительный диктант. Учебник «Практика» с.166 упр.566 (один ученик у доски) 2. На доске записаны слова: коса (девичья), скосить (траву), коснуться. Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет) Как называются такие корни? (Омонимичные). Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.) | 1. Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания. Выполняют задания с проговариванием вслух алгоритм: записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания. Регулятивные: - поиск пути решения проблемы; - осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: - формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме. - формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. - развитие взаимопомощи, взаимоконтроля. | |
6. Проектная работа. | - А сейчас, ребята, мы составим с вами проект. Тему проекта вы узнаете из следующей загадки: Были коники лихие, А блиночки золотые, Подскажите, честный люд, Кого в гости к нам везут? (Масленицу) Ребята, а что вам известно об этом празднике? Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с давних времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Масленицу всюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Ребята, работать будете в группах. Задание проекта: из предложенных заготовок вы составляете сюжетную картину на тему «Масленица» и по созданной картине, используя предложенные словосочетания с изучаемой орфограммой, составляете 3-4 предложения. | 1. Работают в группах, выполняют творческое задание. Работу выполняют в группах и защищают проект. | Самостоятельная работа, работа в группах | Познавательные: - формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала; - анализ, сравнение; - формирование умения группировать материал; - построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; - воспитание уважительного отношения к мнению других; – формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). Выставление оценок. | Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. - Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали? | Ребята отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. | Фронтальная. | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные:умение строить речевое высказывание. | |