Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола.
Уметь находить глаголы в тексте.
Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | Форма работы |
1 | Организационный момент | - Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Присаживайтесь. - С каким настроением вы пришли на урок? Думаю, что к концу урока у некоторых ребят настроение изменится. - Подумайте и скажите, что нам пригодится для успешной работы на уроке? - Пожелайте друг другу (соседу по парте) удачи. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - самоопределение; -самооценка готовности к уроку. | Фронтальная |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: Вставить подходящие по смыслу слова в предложения. Апрель- настоящий водолей. ____________ талой водой овражки. _____________на талый снег первый весенний дождик. Широко _____________ лужи. ___________ весенние воды. ____________ лед. К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? Сформулируйте тему урока. | Вставляют подходящие по смыслу слова в предложения Глагол Обозначают действие Глагол как часть речи. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Самостоятельная с проверкой по эталону |
3 | Актуализация знаний | Чтобы нам с вами вспомнить, что вы уже знаете о глаголе. Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет. 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно) 2.Глаголы изменяются по временам. (верно) 3.Глаголы изменяются по числам (верно) 4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно) 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно) 6.Глаголы имеют склонение. (неверно) 7. Глаголы изменяются по лицам. (верно) -Хорошо, мы немного освежили наши знания по теме глагол. - Какую цель каждый из вас сегодня себе поставит на урок? | Обучающиеся отвечают «Верно» «Неверно» Анализируют свои знания по части речи «Глагол» Ответы обучающихся | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему и цель урока. | Фронтальная |
4 | «Открытие» новых знаний и причины затруднения | Чтобы нам с вами добиться поставленных целей, на протяжении урока мы будем делать записи в тетради . Первое что мы заполним- это определение. Что такое глагол . Попробуйте самостоятельно сформулировать определение. Кто затрудняется, можете открыть учебник и посмотреть определение. Проверяем, что же вы написали. Что мы ещё должны знать о глаголе? - Конечно, теперь мы должны вспомнить морфологические признаки глагола и записать их в тетрадь - Чтобы вспомнить первый морфологический признак, вам нужно выполнить задание «Третий лишний» В каждой строке выбрать лишнее слово и определить, почему оно является лишним. Слушаю, отвечаем, пишу Рисует, бегают, рассказывает Решаю, вырезаем, поем - проверяем, какие же слова оказались лишние и почему? Сделаем вывод, какой первый морфологический признак мы можем записать. - как вы думаете ,постоянный это признак или нет? Записываем в тетрадь первый морфологический признак. Переходим к следующему морфологическому признаку. Выполняем следующие задание в парах, чтобы определить признак Вставить глагол в подходящей форме. Глагол : петь перед одноклассниками. - Определите какой признак здесь прослеживается - какое может быть время у глагола? Как определить? - Записываем в тетрадь - Следующие задание. Перед вами слова, которые записаны в 3 столбика. Ваша задача догадаться, о каком морфологическом признаке идет речь. Прыгала Прыгал Прыгало - Какой следующий признак мы с вами запишем? Заполняем в тетрадь. | Работают в тетради Слушаем определение Морфологические признаки Выполняют задание отвечаем Выполняют задание Время С помощью вопроса Определяют название столбиков Называют следующий признак - род | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); обосновывать свое мнение. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Фронтальная |
| Физкультминутка | Сейчас мы с вами немножко разомнемся, я вам буду читать слова, если вы услышите глагол – делаете хлопки над головой, существительное – делаете хлопки за спиной, прилагательное – хлопаете в ладоши. Слова: буря, веселый, мир, земля, огненный, гриб, улыбается, вода, крик, зайти, ручей, петь, удача. | Выполняют физкультминутку | | |
| | - Продолжим определять морфологические признаки глагола. . Вспомним, как определять лицо у глагола. - Давайте вспомним, на доске слова – ваша задача определить лицо каждого глагола по цепочке. Слова: кричу, бегаем, рисуем, думаю, , пишу, звоню,,приглашаем, смеемся, отвечаем. Записываем в тетрадь. - Переходим к следующему признаку. - На доске записаны окончания глагола, что их может связывать, о каком морфологическом признаке здесь идет речь - Запишите окончания глагола 1 и 2 спряжения. - Выполните задание на определение спряжения на карточке Определите спряжение глаголов. Дует, поешь, поет,говорите, догоняет. - Что осталось? - Синтаксическая роль глагола, что это значит? - Чтобы определить, чем может быть в предложении глагол, выполним синтаксический разбор предложений 1.Ребята на уроке физкультуры бегали,прыгали. - Каким членом предложения является глагол? - Мы с вами определили все морфологические признаки, с которыми вы познакомились в 4 классе. | Лицо С помощью местоимений Спряжение Записываем в тетрадь Выполняют задание и проверяем Чем может является в предложении Выполняют синтаксический разбор Сказуемым | | Фронтальная |
5 | Закрепление, обобщение материала. | Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.) Прочитайте текст и выполните задания к нему. В..сной лес пробуждается после зимнего сна. Ж..знь в л..су нар..стает с каждым часом. З..ленеет тра..ка. Слышит..ся пение птиц. Внезапно т..мнеет небо. В теплом воздухе наступает т..ш..на. Вопросы к тексту: Подчеркните глаголы. Вставьте пропущенные орфограммы. В глаголах определите время, лицо. | Самопроверка. Устное объяснение | Коммуникативные: -формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. | Работа в парах |
6 | Контроль усвоения полученных знаний. Тест. | Вопрос 1 Глагол –это часть речи, которая обозначает: А. Предмет Б. Признак В.Действие Вопрос 2 Найдите глагол? А. Нарастание Б. Травка В. Темнеет Вопрос 3 Чем глагол обычно является в предложении? А. Сказуемым Б. Определением В. Подлежащим Г. Дополнением Вопрос 4 Укажи глагол 1 спряжения А. Пробуждается Б. Слышится В. Наступает Вопрос 5 Глаголы изменяются: А. По падежам Б. По временам Вопрос 6 Найти глагол прошедшего времени А. Слышится Б. Принесла В. Зеленеет. | Выполняют тест Ответы Отметка «5» - 0 ошибок Отметка «4»- 1-2 ошибки Отметка «3» – 3-4 ошибки Отметка «2» – 5 ошибок | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять само- и взаимоконтроль | Самостоятельная |
7 | Итог урока. Рефлексия. | - Какие цели мы преследовали на уроке? - Мы достигли их? - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - мы с вами только начинаем тему глагол, все трудности, с которыми мы столкнулись обязательно преодолеем. - Давайте запишем домашнее задание - Спасибо вам за урок! Вы молодцы! | Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | Фронтальная |