1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой Добрый день, девчонки и мальчишки! Как мы и планировали, урок сегодня состоится, несмотря на прогнозы синоптиков. - Опишите одним словом сегодняшний день. Организует речевую разминку - А чтобы наш урок прошел продуктивно, выполним речевую разминку. Вспомните, что такое речевая разминка? -А для чего нужно выполнять речевую разминку? Упражнение «Бегемотик» Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3 -4 раза. Давайте будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два»- вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5 -6 раз на счёт «раз – два». - Прочитайте стихотворение по разному. (на слайде) Вышел слон на лесную дорожку, Наступил муравью на ножку И вежливо Очень Сказал муравью: - Можешь и ты наступить на мою! грустно радостно | Приветствуют учителя Солнечный Яркий Придумывают название команде Чтобы правильно и четко произносить слова Язык, щеки, губы | ПУУД: строить сообщения в устной форме РУУД: принимать и сохранять учебную задачу | Освоение элементарных норм ведения разговора |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫЫХ ЗНАНИЙ | Организует повторение пройденного материала - Вспомните, какие типы текстов бывают? - какой тип текста вы исследовали на прошлом уроке? - из каких частей он состоит? Организует импровизационное задание У меня есть шляпа с незаконченными предложениями. Ваша задача: вытянуть один листок, догадаться, какая часть отсутствует. Дополнить предложение. (Сегодня хорошая погода, потому что… Я люблю рисовать … поднимает мне настроение. … ведь это полезно. Мой любимый урок математика, потому что… …. ведь собака – лучший друг человека. Я люблю ходить в школу…. Мне нравятся уроки риторики, потому что…. …потому что мы друзья) - Вы отлично усвоили тему прошлого урока. | Повторяют пройденный материал Описание, рассуждение, повествование 1 часть то, что объясняется, доказывается слово-мостик потому что, ведь 2 часть объяснение доказательство | ПУУД: строить сообщения в устной форме РУУД: принимать и сохранять учебную задачу | |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания 3.3.Первичное закрепление 3.4.Самостоятельная работа 3.5.Повторение и включение в систему знаний | Подводит к теме урока с помощью наводящих вопросов Зададимся вопросом: как увидеть то, чего не видишь? Возможно ли такое? Порассуждаем. Например, я говорю: «Конь». Кто сразу же возникает в вашем воображении? Как он выглядит? Опишите, какой он? – А когда я говорю: «Конёк-Горбунок», каким вы себе его представляете? Опишите. - Правильно. Хотя в данный момент мы и не видим этих животных, но хорошо знаем, как они выглядят: кто-то видел их наяву, кто-то видел их на картинах, кто-то читал их описания в книгах. - Поэтому одно их название сразу же вызывает в нашем воображении их образ (внешний вид). А теперь я говорю: «морской конёк». Кто возникает в вашем воображении? Почему некоторые ребята не знают, как ответить на вопрос? Вероятно, они просто не представляют себе его. - прочитайте текст про морского конька. Теперь вы знаете, как ответить на мой вопрос: каким вы представляете себе морского конька? – Итак, для того чтобы увидеть то, чего ты не видишь, надо ответить на вопрос «какой?», т.е. описать этот предмет или явление. -Вспомните, как называется тип речи, в котором описывается что-либо? (описание) -вы догадались какая тема нашего урока? -что вы хотите узнать и чему научиться? Организует работу по новому материалу - Ребята, а вы любите отгадывать загадки? -какие загадки вы знаете? - а вы знали, что загадки имеют свои секреты? - узнаем первый секрет загадки. Послушайте стихотворение-загадку «Кораблик». По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки да коты. -вы догадались, кто это храбрые моряки? -найди их описание в тексте. - Ребята, а почему это стихотворение именно ЗАГАДКА? Какой мы можем сделать вывод? - И первый секрет загадки это: предмет, о котором загадывается загадка, не называется. Попробуем составить загадку о мышах – не называя и, а только перечисляя их основные внешние признаки. Так вы ответите на вопрос, какие они? -чтобы вам было легче, можете посмотреть на картинки мышей. (по желанию отвечают) Итак, чтобы сочинить загадку-описание, что необходимо сделать? - раскроем еще один секрет загадки. - Рассмотрите рисунки. На кого (на что) похожи ежик, стрекоза и кузнечик? Это и будет вашей загадкой. 1 ряд придумайте загадку о ежике; 2 ряд – о стрекозе; 3 – о кузнечике. (несколько учащихся читают) - что помогло вам составить загадки? - второй секрет загадки: говорится о похожем на загаданное слово предмете. И последний секрет мы раскроем, после того, как поиграем. Игра «Угадай-ка» Вызываются желающие учащиеся (3-4 человека). По очереди вытягивают листок с любым животным или предметов. Задача школьников: описать животного или предмет, не называя его, указать основные признаки предмета, по которым можно узнать его. (слова: солнце, роза, зебра, лето, радуга, яблоко, собака) - Ребята, что вам помогло найти ответ на загадки учащихся? Третий секрет так и звучит: называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать. -Теперь мы знаем три секрета загадки. Назовите их. 1. предмет, о котором загадывается загадка, не называется. 2. говорится о похожем на загаданное слово предмете. 3. называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать. Организует первичное закрепление - Ребята, прочитайте слова (товар, базар, самовар, кошмар). Как вы думаете, что их объединяет? - а что такое рифма? Рифма - созвучие концов стихотворных строк. Вы умете подбирать рифму к словам? Сейчас проверим. Игра «Блиц-рифма» Я называю любое слово, а быстро подбираете рифму к этому слову. (слова: гора, опушка, бочка, печка, каприз, лень, конфета) - Отлично. А сейчас мы попробуем придумать рифму к загадкам. Я читаю загадку, вы подбираете рифму к последнему слову. Удивительный ребенок! Только вышел из …. Может плавать и нырять, Как его родная …. Прочитайте полностью загадку. Кто это? (утенок) Какие признаки помогли вам? Слушайте следующую загадку. Не страшны мне даже волки, У меня кругом … Если схватит кто-то все ж, Пожалеет, ведь я… Прочитайте полностью. Кто это? Как вы догадались? Организует самостоятельную работу - сейчас у вас будет возможность придумать свою собственную загадку. У каждого на парте листок с незаконченными загадками. Ваша задача дописать их и найти ответ. Достает своей макушкой У деревьев до … Шея, как …. Добрый, в пятнышках … 2. Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит. Под ним, не зная страха, Гуляет … (черепаха) Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса, По дороге едут … И бегут два …. У загадки есть ответ. Это мой …) Зачитайте свои загадки. По каким признакам вы догадались, какой предмет загадан? Организует подведение итогов Наш урок подходит к концу. - Вспомните, какие секреты загадки мы узнали? - что такое рифма? | Отвечают на вопросы Отвечают на вопрос Морской конёк Своё название эта рыба получила за то, что похожа на фигурку шахматного коня, а не на рыбу, даже плавает она не горизонтально, как все рыбы, а вертикально. Тело её покрыто не чешуйками, а щитками – маленькими костяными пластинками. Своим подвижным хвостом, который может закручиваться в кольцо, конёк цепляется за водоросли и как бы стоит в воде. Отвечают на вопросы Описать загаданное слово Описать предмет не называя его Схожие признаки с другими предметами рифма Из пеленок Мать Еж | ПУУД: строить сообщения в устной форме ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа Беседа Беседа Беседа Самостоятельная работа Беседа |