Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Прогнозируемый результат |
Орг. момент. Проверка готовн., настрой на работу | Приветствие. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Работать мы начинаем над изложением, поэтому будьте внимательны и сосредоточенны. | | Регулятивные: постановка и формулирование цели предстоящей уч. деятельности-индивидуальной и коллективной | Будет создан положит. эмоциональный настрой на работу. |
Введение в тему. Актуализация знаний учащихся | Ребята, мы знаем, что изложение-это…..,помогите мне закончить предложение. На доске: « Сжатое изложение» Как вы думаете, что такое сжатое изложение? Давайте вспомним, что такое текст Какие типы текстов мы знаем? Назовите основные признаки текстов повествования, описания, рассуждения. Какие задачи вы поставите себе на урок? | Письменный пересказ текста. Высказывания уч-ся.( подводим ,что это краткий пересказ текста) -предложения ,связанные по смыслу, объединенные. одной темой. -ответы уч-ся -ответы уч-ся Учиться, передавать текст письменно, пользуясь планом, опорными словами. сокращать текст | Познавательные -перерабатывать, систематизир. информацию ,предъявлять ее разными способами Коммуникатив. -аргументировать свое мнение Регулятивные: постановка уч.задачи | Актуализир. свои знания о тексте; сумеют выделить существен. признаки текста по их типу; Поставить для себя учебную задачу. |
Работа над заголовком текста | На доске: « Простудился жираф» Текст ,по которому мы будем писать изложение называется " Простудился жираф»"- как вы думаете, о чем он может быть ? Предположите, к какому жанру может относиться текст? Какие события будут разворачиваться? | Ответы уч-ся Рассказ. Ответы уч-ся. | Познавательные формирование умения прогнозировать содержание текста по заголовку. Коммуникативн.: -владеть всеми видами деятельности; -вступать в диалог; -участвовать в обсуждении. | Сумеют выдвинуть гипотезу о теме текста,о жанре произведения. |
Чтение текста изложения учителем . | Простудился жираф. Он жил в Швеции. Зоопарк там хороший. О животных заботятся. Но ведь родился жираф в Африке. А тут север. Принялся жираф чихать и кашлять. Ребятишкам было жаль жирафа. Надо ему помочь. Мама Глории вяжет носки, варежки, шарф, тапочки. Теплые-теплые. Поэтому Глория никогда не болела. Триста мальчишек и девчонок собрали деньги на шерсть. Купили самую красивую, пушистую и теплую. А как вязали! Все по очереди, даже мальчишки. И вот триста празднично одетых ребят явились в зоопарк. Служители не могли понять, что притащили дети. Развернули сверток. Кому такой шарф? Жирафу! Чтоб больше не простужался. Знаете какая у жирафа шея? По шее и шарф .Двадцать пять метров. (109 слов) | У уч-ся текст перед глазами на листках в виде таблицы.Заполнена вторая графа. Модель текста | текст | Сжатое изложение | . . | Познавательные(общеучебные, логические): -слушание Регулятивные: -волевая саморегуляция(способствует к преодолению препятствий) | Учащиеся почувствуют отношение автора к изображаемом. |
Беседа по тексту. Выявление особенностей первичного восприятия. | Оправдались ли наши предположения , что это рассказ ? Докажите. Скажите, что удивило в тексте, подчеркните в тексте. Какова главная мысль текста? | Ответы детей. Ответы детей, делают пометы в тексте. Ответы. | Познавательные: -строить логическую цепь рассуждения -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. -учатся извлечению информации из прослушанного текста Коммуникативн.:-уметь оформлять свои мысли в устной речи -участвовать в обсуждении учебной проблемы -участвуют в коллективном обсуждении -аргументируют своё мнение -осуществляют контроль. | Учащиеся соотнесут содержание текста и свои знания ,найдут доказательство ,к какому жанру он относится. |
Анализ содержания текста образца | Назовите героев рассказа. Как ещё автор называет жирафа, найдите в тексте синонимы . (Аналогично выстраиваем контекстуальные синонимы- шведские дети) Назовите место действия. Почему простудился жираф? Как шведские мальчики и девочки решили помочь жирафу? Почему служители зоопарка не могли понять, что притащили дети? | Жираф, ,шведские ребята, служители зоопарка Жираф- животное, Он. Ответы детей. | Познавательные -поиск и выделение необходимой информации -учатся извлечению информации из прослушанного текста Коммуникативн. -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками -контроль, коррекция, оценка действий партнера | Учащиеся найдут все синонимы, предложат свои. |
Структурн. анализ текста | Назовите тип текста. Вспомним модель текста-повествования Разбейте текст на части в табличке. | Текст повествование. т.к. можем задать вопрос «Что произошло?» Начало. Основная часть. Заключительная часть. На листке делят текст. | Познаватнльные -перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её разными способами. Коммуникативные: аргументировать свое мнение | Выделяют структуру текста. |
Выделение ключевых слов каждой части. Составление плана. | Прочитайте начало текста, выделите ключевые слова Заполним таблицу (Работаем с каждой частью текста) Модель текста -повествования | Ключевые слова | План | Начало каждой части | 1.Начало. Что? Где? Когда? С чего началось. | Простудился, принялся чихать и кашлять | Жираф простудился . | Простудился жираф… В зоопарке Швеции … | 2.Основная часть. Как развивались действия | Было жаль Надо помочь Собрали деньги | Надо помочь! | Ребятишкам было жаль… Дети решили помочь… | 3.Концовка. Кто? Где? Когда? Чем закончилось? | Явились Не могли понять Чтоб не простужался. | По шее и шарф! Неожиданный визит | И вот… В зоопарк явились… | На доске заполненная таблица. | Ответы детей. | Познавательные-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам,-выполняют логические операции-сравнение, анализ, обобщение ,классификация Коммуникативные: Участвуют в коллективном обсуждении -аргументируют свое мнение | Выделяют ключевые слова, составляют план к каждой части. |
Сокращение текста по частям | Перечитайте первую часть текста. Вычеркните лишнюю информацию, опираясь на наш план. Проконтролируйте себя, сравнив количество слов в тексте с вашим количеством слов .У вас должно остаться чуть меньше половины. Давайте послушаем ,что у вас получилось. Выполнена ли наша задача- сжатое изложение? Аналогично работаем над 2-3 частями. | Зачитывают получившуюся часть. Ответы. | Регулятивные: -волевая саморегуляция(способствует к преодолению препятствий | Сумеют сократить до 50% объёма от первоначального текста. |
Орфографическая подготовка | На доске слова: жираф, празднично ,не могли, притащили ,не простужался, зоопарк, Швеция, двадцать пять. Прочитаем слова орфографически, выделяя голосом опасные места. | | Познавательные -классификация объектов по выделенным признакам Коммуникативные: -инициативное сотрудничество | Учащиеся сумеют осуществить прогностический орфографический контроль. |
Повторное чтение текста учителем. | | | | Смогут выделить смысловые доминанты текста в процессе слушания. |
Написание изложения | | Выполнение работы | Познавательные -реализация в продукте накопленного за урок внутреннего содержания; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; -воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Учащиеся смогут написать целостный текст |
Самопроверка. | | Проверка работы | Регулятивные Регулятивные -осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; -вносить необходимые дополнения, Исправления в свою работу, -оценивание качества и уровня усвоения материала. | Учащиеся сумеют усовершенствовать созданный ими на основе образца текст. |
Итог урока. | Какую задачу ставили для себя в начале урока? Все ли получилось? | Ответы | | |