Просмотр содержимого документа
«С.В. Михалков "Волшебное слово"»
I. Организационный момент.
У.- На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Аутогенная тренировка - клип Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло.… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо. Что я на уроке, я сейчас буду читать!
Речевая разминка.
Скороговорка слайд 2
Фразелогизмы игра лото – работа в группах
– накройте значение фразеологизма его названием.
Проверка дом.задания
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
- Ребята, мы с вами на прошлом уроке знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
Закрепление изученного.
Психологический настрой учащихся на урок.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
- И так ребята, когда же родился И.А.Крылов? (в 1769г.)
- Какие языки хорошо знал Крылов? (итальянский, французский)
- Что умел делать И.А.Крылов (рисовать, играть на скрипке, переводить)
- Как же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)
- А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)
Работа в группе
- А что такое басня?
(занимательный рассказ, герои – животные, иногда люди, цель – помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними, имеет мораль)
З) Игра «Волшебная шкатулка».
У меня в руках «Волшебная шкатулка». В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. Например, я достаю ворону и говорю название басни «Ворона и лисица». Понятно!? (ворона, стрекоза, слон, мартышка, лисица, свинья, кукушка, осел)
1.Ворона и Лисица.
2.Стрекоза и Муравей.
3.Слон и Моська.
4. Лебедь, Щука и Рак.
5. Мартышка и очки.
6. Свинья под дубом.
7. Квартет.
8. Кукушка и Петух.
- Молодцы! Вы показали себя хорошими знатоками басен.
Давайте еще раз послушаем профессиональное чтение.
Инсценирование басни «Зеркало и Обезьяна»
А давайте посмотрим, как реагирует обезьяна, увидев образ свой в зеркале.
Видео
VI. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который уже более 50 лет остаётся добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы обратимся к названиям его произведений:
Дядя Степа
Котята
А что у вас?
Как старик корову продавал/
Жадный богач
Учитель: С.В.Михалков так писал о своём творчестве:
Пером – оружием своим, Что я в руках держу,- Всем честным людям трудовым Я, как солдат служу.
Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.
Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого человека по прозванию «Каланча».
В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь Дробь один Жил высокий гражданин По фамилии Степанов И по имени Степан.
Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.
Сегодня мы познакомимся с произведением Сергея Михалкова - сказка Волшебное слово.
Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуем продолжить.
Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.
Учитель: С.В.Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Поэт любит природу и желает пробудить это чувство и в маленьких читателях. Все произведения Михалкова содержат юмористический подтекст и воспитательную установку.
Кроме стихов, сказок, рассказов Михалков писал ещё и басни, их более 190. Он – баснописец.
Учитель: За свою долгую жизнь Михалков награждён множеством наград. Так в 2003 году, в своё 90-летие, поэт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени»
Учитель: В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство.
В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награждён Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
Учитель: На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение?
(Гимн России)
Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.
Сергей Владимирович Михалков (род. 28 февраля (13 марта) 1913, Москва — 27 августа 2009, Москва) — литератор, председатель Союза писателей РСФСР, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942, 1950) и Государственной премии СССР (1978), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного. Депутат Верховного Совета СССР с 1970 по 1989 годы. Член КПСС с 1950 г.
На прошлом уроке мы говорили о басне, а какие ещё жанры литературного произведения вы знаете? Назовите виды сказок
- русские народные
Авторские
Волшебные
Бытовые
Сказки о животных
Мы познакомимся сегодня с авторской сказкой «Волшебное слово»
Чтение учителем.
Словарная работа
Пинка - грубый, резкий толчок ногой, коленом.
Рассвирепел внезапно стать свирепым, впасть в ярость
Обмерла - лишиться чувств и сознания, впасть в обморочное состояние
Шли опушкой - по краю леса
Прут - гибкая гладкая тонкая древесная ветвь.
Высеку - наказать, нанося удары розгами, плетьми.
Пребольно - очень больно
Работа над текстом
1.Чтение текста учителем, детьми.
2.Анализ прочитанного
-Чем рассмешили вас эта сказка?
Как называет автор поведение Зайца? Прав ли он? (наглость)
А жалко вам было Зайца или нет?
IV. Релаксация. Гимнастика для глаз.
- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. «Я внимателен, я
хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».
- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза,
посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.
- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них
Давайте прочитаем сказку в лицах, стараясь передать при чтении характеры героев
Чтение по ролям.
Заяц.
Зайчиха
Автор
Медведь.
Сколько словарных слов вы насчитали в тексте – заяц, медведь, морковь.
Найдите слова с сочет. жи-ши – ошибка,
Парн.согл.- ошибка, морковка, прут.
Итог
Мы получили заряд бодрости, вдохновения от творчества Сергея Владимировича.
Жизнь и творчество этого писателя неотделимо от жизни народа. С.В.Михалков сам себе задал вопрос:
«Ради чего я живу?» «Что для меня важнее всего?»
И сам себе ответил:
«Ощущение жить. Ощущение того, что ты нужен людям».
Учитель: Закончился наш урок, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добрым проникновенным юмором.
Я думаю, вы с удовольствием прочтёте и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.
Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.
Оценивание .
Домашнее задание.
Закрасить зайца, читать по ролям.
Предлагаю вашему вниманию просмотр мультфильма «Волшебное слово»