kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Связь слов в словосочетаниях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Связь слов в словосочетаниях»

Цели: дать понятие о способах связи в словосочетаниях, конструировать их;

закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; дать понятие о

синонимичных; закрепить умение делать схемы.

Просмотр содержимого документа
«Связь слов в словосочетаниях»

Урок 2

Тема: «Связь слов в словосочетаниях»

Цели: дать понятие о способах связи в словосочетаниях, конструировать их;

закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; дать понятие о

синонимичных; закрепить умение делать схемы.

Тип урока: закрепление материала

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: таблица, учебник, карточки, иллюстрации.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Лингвистическая разминка

Осложненный словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со

словами, отметить главные слова.

Ветеран, регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчество, зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.

Ш. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы.

— Что называется словосочетанием?

— Расскажите о строении словосочетания.

— Каковы основные признаки словосочетания?

— На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

— Что показывает схема словосочетания?

2. Упр. 3 и 4 проверяем устно, «по цевочке». В это время на доске несколько человек делают схемы словосочетаний (выборочно).

IV. Практические задания на закрепление материала

  1. Выборочный диктант.

Упр. 5. Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

(Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето,

виртуозно играть, играю па компьютере.)

  1. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

(Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.)

V. Объяснение учителя с элементами беседы.

1. Связь слов в словосочетании.

Самостоятельные части речи соединяются в составные словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей? ‚ то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)

Вопросы

— Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)

— Приведите примеры согласования. (Ранняя осень — ранней осени, своя игра — свою игру, пятый элемент — питым элементом, лечащий врач — лечащему врачу.)

2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе, товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас, поддержать оступившегося — поддержали оступившегося.

3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать; довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать.

2. Значения словосочетаний.

В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное.

1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

2) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое — признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? С какой целью? и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т. д.

3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чем-нибудь, вдали от берега и т. д.

VI. Закрепление темы

1. Упр.6. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите тип словосочетаний и способы связи слов в них.

Писать (в) кось и в (/ кривь), жить (по) новому, писать письмо, новое здание, кухо...ый стол, написа...ый доклад, маринова...ые грибы, (не) зыбл...мая дружба, петь в (пол) голоса, н... (о) чём (не) говорить, засвистать (по) cоловьиному, делать шиворот (на) выворот, бор...щийся народ, брезж...ий рас..вет, колебл...мый ветром, дыш...ий жаром, (н...) дремл...ий глаз, (н...) писа...ое правило, в (дали) за рекой, (в) верх по Волге, четверо (из, с) Кавказа, жить (в, на) Сибири, третий (©) лев..., кто (то) в чёрном.

Примечание к выводу. В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении — имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании — наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола.

2. Упр. 7 — письменно, с комментированием по цепочке.

Выпишите из данного текста сначала ряд словосочетаний, образованных по способу согласования, затем — по способу управления и, наконец, по способу примыкания. Объясните правописание выделенных слов.

Через несколько секунд, согнувшись по-ястребиному, примчался Метелица, и весь отряд с гордостью проводил глазами его пастушечью посадку... Отправляя Метелицу в разведку, Левинсон наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью. Метелица покинул отряд около четырёх часов пополудни и на совесть гнал своего жеребца. Уже совсем стемнело, когда он выбрался наконец из тайги и придержал жеребца возле старого и гнилого, с провалившейся крышей омшаника...

Он привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя провалиться в тёмную дыру. Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять, не шелохнувшись, зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь...

Метелица впрыгнул в седло и выехал на дорогу. Её чёрные, давно неезженные колеи едва проступали в траве. Тонкие стволы берёз тихо белели во тьме, как потушенные свечи.

Он поднялся на бугор: слева по-прежнему шла чёрная гряда сопок, изогнувшаяся, как хребет гигантского зверя; шумела река. Верстах в двух, должно быть возле самой реки, горел костёр... дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые немигающие огни деревни.

(А. Фадеев.)

VII. Словарная работа

Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними, сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат.

VII. Домашнее задание.

1. Упр. 8. Выпишите ряд словосочетаний, указав в них смысловые значения между словами. К выделенным словам подберите синонимы.

Приехали в первое попутное село. Остановились у Совета... Крестьяне, лишь только заслышали, что приехал Чапаев, набились в избу, теснились, проталкивались, жаждая взглянуть на прославленного героя. Скоро о приезде узнало и всё село. На улице всё закружилось, все спешили застать, взглянуть на него. У крыльца сгрудилась многолюдная толпа: ребятишки, бабы, наползли даже седобородые, сухие, белые старики. Все с ним здоровались, с Чапаевым, как с хорошим и давно знакомым, многие называли по имени-отчеству. Оказалось, что и здесь, как под Самарой, нашлись старые бойцы, воевавшие с ним вместе в 1918 году. И плывут, плывут умилительные медовые улыбки, играют радостью серые чужие лица. Иные смотрят серьёзно и пристально, словно хотят насмотреться и отпечатать навеки в памяти своей образ геройского командира...

Сколько сёл и деревень ни проезжали — Чапаева знали всюду, встречали его везде одинаково почётно, радостно, местами - просто торжественно.

(Д. Фурманов.)

2. Упр. 9. Из данного текста выпишите сначала ряд словосочетаний,

выражающих объектные отношения, а затем ряд обстоятельственных.

Объясните правописание выделенных слов.

ТЫ ПО СТРАНЕ ИДЕШЬ

Ты по стране идешь. И нет такой преграды, Чтобы тебя остановить могла. Перед тобой смолкают водопады И отступает ледяная мгла.

Ты по стране идёшь. И по твоей поруке Земля меняет русла древних рек, И море к морю простирает руки, И море с морем дружится навек.

Ты по стране идёшь. И все твои дороги Перед тобой раскрыла мать-земля, Тебе коврами стелются под ноги Широкие колхозные поля.

И даже там, где запах трав неведом, Где высохли и реки и пруды, Проходишь ты — и следом за тобою, Шумя, встают зелёные сады.

Твои огни прекрасней звёзд и радуг, Твоя дорога к солнцу пролегла. Ты по стране идёшь. И нет такой преграды, Чтобы тебя остановить могла.

(М. Исаковский.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Связь слов в словосочетаниях

Автор: Бейсембаева Бибигуль Халбековна

Дата: 12.06.2019

Номер свидетельства: 514554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "273435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229163"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-2"
    ["file_id"] => string(6) "273436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229170"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы связи слов в совосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-tipy-sviazi-slov-v-sovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "130128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415820118"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок "Способы подчинительной связи в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "159994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421992065"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства