— На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
— Что показывает схема словосочетания?
2. Упр. 3 и 4 проверяем устно, «по цевочке». В это время на доске несколько человек делают схемы словосочетаний (выборочно).
IV. Практические задания на закрепление материала
Выборочный диктант.
Упр. 5. Выпишите только словосочетания.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
(Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето,
виртуозно играть, играю па компьютере.)
Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова.
(Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.)
V. Объяснение учителя с элементами беседы.
1. Связь слов в словосочетании.
Самостоятельные части речи соединяются в составные словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.
1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей? ‚ то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)
Вопросы
— Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные,притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)
— Приведите примеры согласования. (Ранняя осень — ранней осени, свояигра — свою игру, пятый элемент — питым элементом, лечащий врач —лечащему врачу.)
2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное илислова с признаками существительного, это управление. Главное словоуправляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяетсяпри изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе,товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас,поддержать оступившегося — поддержали оступившегося.
3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная формаглагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу:быстро соображать; довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая;собираюсь уехать.
2. Значения словосочетаний.
В словосочетании выделяется три вида значений: определительное,обстоятельственное и дополнительное.
1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, гдезависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки,девушка с голубыми глазами, мой друг.
2) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, гдеглавное слово означает действие или признак, а зависимое — признак.Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? Скакой целью? и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода,призванный защищать и т. д.
3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главноеслово тоже означает действие или признак, а зависимое — предмет, поотношению к которому совершается это действие или проявляется этотпризнак. Зависимое отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенныхпадежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговоритьо чем-нибудь, вдали от берега и т. д.
VI. Закрепление темы
1. Упр.6. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите тип словосочетаний и способы связи слов в них.
Примечание к выводу. В качестве зависимых слов при согласованиимогут употребляться имена прилагательные, имена числительные,местоимения, причастия; при управлении — имена существительные, именаприлагательные и причастия в роли существительных, имена числительные,местоимения; при примыкании — наречия, деепричастия и неопределеннаяформа глагола.
2. Упр. 7 — письменно, с комментированием по цепочке.
Выпишите из данного текста сначала ряд словосочетаний, образованныхпо способу согласования, затем — по способу управления и, наконец, поспособу примыкания. Объясните правописание выделенных слов.
Через несколько секунд, согнувшись по-ястребиному, примчалсяМетелица, и весь отряд с гордостью проводил глазами его пастушечьюпосадку... Отправляя Метелицу в разведку, Левинсон наказал ему во что бы тони стало вернуться этой же ночью. Метелица покинул отряд около четырёхчасов пополудни и на совесть гнал своего жеребца. Уже совсем стемнело, когдаон выбрался наконец из тайги и придержал жеребца возле старого и гнилого, спровалившейся крышей омшаника...
Он привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые, осыпающиеся под рукамикрая сруба, взобрался на угол, рискуя провалиться в тёмную дыру.Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять, нешелохнувшись, зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь...
Метелица впрыгнул в седло и выехал на дорогу. Её чёрные, давно неезженные колеи едва проступали в траве. Тонкие стволы берёз тихо белеливо тьме, как потушенные свечи.
Он поднялся на бугор: слева по-прежнему шла чёрная гряда сопок,изогнувшаяся, как хребет гигантского зверя; шумела река. Верстах в двух,должно быть возле самой реки, горел костёр... дальше, пересекая дорогу,тянулись жёлтые немигающие огни деревни.
(А. Фадеев.)
VII. Словарная работа
Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними, сделать ихсхемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск,диплом, свидетельство, аттестат.
VII. Домашнее задание.
1. Упр. 8. Выпишите ряд словосочетаний, указав в них смысловыезначения между словами. К выделенным словам подберите синонимы.
Приехали в первое попутное село. Остановились у Совета... Крестьяне,лишь только заслышали, что приехал Чапаев, набились в избу, теснились,проталкивались, жаждая взглянуть на прославленного героя. Скоро о приездеузнало и всё село. На улице всё закружилось, все спешили застать, взглянуть нанего. У крыльца сгрудилась многолюдная толпа: ребятишки, бабы, наползлидаже седобородые, сухие, белые старики. Все с ним здоровались, с Чапаевым,как с хорошим и давно знакомым, многие называли по имени-отчеству.Оказалось, что и здесь, как под Самарой, нашлись старые бойцы, воевавшие сним вместе в 1918 году. И плывут, плывут умилительные медовые улыбки,играют радостью серые чужие лица. Иные смотрят серьёзно и пристально,словно хотят насмотреться и отпечатать навеки в памяти своей образгеройского командира...
Сколько сёл и деревень ни проезжали — Чапаева знали всюду, встречалиего везде одинаково почётно, радостно, местами - просто торжественно.
(Д. Фурманов.)
2. Упр. 9. Из данного текста выпишите сначала ряд словосочетаний,
выражающих объектные отношения, а затем ряд обстоятельственных.
Объясните правописание выделенных слов.
ТЫ ПО СТРАНЕ ИДЕШЬ
Ты по стране идешь. И нет такой преграды, Чтобы тебя остановить могла. Перед тобой смолкают водопады И отступает ледяная мгла.
Ты по стране идёшь. И по твоей поруке Земля меняет русла древних рек, И море к морю простирает руки, И море с морем дружитсянавек.
Ты по стране идёшь. И все твои дороги Перед тобой раскрыла мать-земля, Тебе коврами стелются под ноги Широкие колхозные поля.
И даже там, где запах трав неведом, Где высохли и реки и пруды, Проходишь ты — и следом за тобою, Шумя, встают зелёные сады.
Твои огни прекрасней звёзд и радуг, Твоя дорога к солнцу пролегла. Ты по стране идёшь. И нет такой преграды, Чтобы тебя остановить могла.