Просмотр содержимого документа
«Связь слов в словосочетании»
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Связь слов в словосочетании
Цель урока: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; определять способы связи в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографическая пятиминутка
Пренеприятное известие, преследовать, гнаться по следу, прилежание, избирать президента, приоритет, беседовать с ровесником, тревожный сигнал, подлинный героизм.
3. Запись темы урока
1. Теоретические вопросы:
— На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
— Что показывает схема словосочетания?
2. Упр. 83 проверяем устно, «по цепочке». В это время на доске несколько человек делают схемы словосочетаний (.
III. Практические задания на закрепление материала
1. Выборочный диктант.
Выпишите только словосочетания (слова могут быть написаны на доске):
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. (Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.)
2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. (Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.)
3. Упр. 86 — разбираем устно.
4. Объяснение учителя с элементами беседы
1. Связь слов в словосочетании.
Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.
1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)
Вопросы:
— Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)
— Приведите примеры согласования. (Ранняя осень — ранней осени, своя игра — свою игру, пятый элемент — пятым элементом, лечащий врач — лечащему врачу.)
2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе, товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас, поддержать оступившегося — поддержали оступившегося.
3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная форма глагола — это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать.