Цели: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
У доски учащиеся (2 человека) выписывают из тетради предлоги (1-й учащийся) и союзы (2 учащихся).
III. Объяснение новой темы.
Эвристическая беседа.
На доске записаны слова:
черепашка летать купаться
бассейн попугай зарываться
песок носорог
вольера
Давайте посмотрим, можно ли связать данные пары слов в словосочетания? (Нет, так как эти слова не связаны по смыслу).
черепашка летать
бассейн попугай
- Какой вывод мы можем сделать? (Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу.)
- Давайте выберем слова, обозначающие действия и запишем их столбиком.
летать
зарываться
кусаться
- К данным глаголам прибавим слова, обозначающие место, где могут совершаться эти действия.
летать вольера
зарываться песок
купаться бассейн
- Теперь мы с вами подобрали пары слов, связанных между собой по смыслу, но получилось ли у нас словосочетания? (Нет.)
- Почему не получились? (Слова не связаны между собой грамматически).
- Как построить из этих пар слов словосочетания? Что нужно сделать для этого? (Нужно связать эти слова между собой при помощи окончаний и предлогов).
- Давайте подведем итог. Окончания слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются в одном из важнейших разделов науки о языке – в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончаний и предлогов мы будем называть грамматической. Значит, зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически при помощи окончаний или окончаний и предлогов.
- Теперь вы знаете, по каким правилам образуются словосочетания. Образуйте словосочетания из приведенных пар слов.
летать в вольере
купаться в бассейне
зарываться в песок
- Мы построили словосочетания. Это первая работа, которую выполняет синтаксис. А теперь давайте подберем к каждому словосочетанию слова, указывающие, кто совершает данное действие. Только перед записью оставьте в тетради свободной одну строчку.
Попугай летает в вольере.
Носорог купается в бассейне.
Черепашка зарывается в песок.
- Мы построили предложения. Это вторая работа, которую выполняет синтаксис.
- Где можно увидеть то, о чем говорится в предложениях? (В зоопарке)
- Запишем это в тетради на пропущенной строке. Что у нас получилось? (Заголовок).
- Письменно ответьте на вопрос: интересно ли наблюдать за животными? Запишите ответ после предложения о черепашке. (Наблюдать за животными интересно).
- Посмотрим, что у нас получилось.
В зоопарке.
Попугай летает в вольере.
Носорог купается в бассейне.
Черепашка зарывается в песок.
Наблюдать за животными интересно.
- Итак, мы с вами построили текст. Это третья работа, которую выполняет синтаксис.
- Давайте сформулируем правило. Синтаксис учит строить:
1) словосочетание;
2) предложение;
3) текст.
Словарная работа.
Запись в словарь трудных слов:
синтаксис – составление, порядок;
словосочетание – чет, четное число.
Тренировочные упражнения.
1. Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.
Образец: дня, солнечный – солнечного дня.
беседовать, друг – беседовать с другом.
Родина, любить_______________
чествовать, герой______________
честный, ответа_______________
горный, вершина______________
альпийский, луга______________
гулять, аллея__________________
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 35, 36 учебника.
Запомнить! Словосочетания состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.
Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молнии; встал и пошел – не являются словосочетаниями.
Не являются словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.
Самостоятельная работа.
Подчеркни словосочетания, не являющиеся словосочетаниями.
Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.
а) оглушительные раскаты, д) раздались и понеслись,
б) раскаты грома, е) под тучами,
в) раскаты раздались, ж) черными тучами,
г) раздались в вышине, з) понеслись вдаль.
Домашнее задание.
1. Параграф № 17, 18
2. Упражнение 118 на стр. 37