kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Связь слов в словосочетаниях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

У доски учащиеся (2 человека) выписывают из тетради предлоги (1-й учащийся) и союзы (2 учащихся).

III. Объяснение новой темы.

Эвристическая беседа.

На доске записаны слова:

черепашка                   летать                      купаться

бассейн                       попугай                      зарываться

песок                           носорог

вольера

Давайте посмотрим, можно ли связать данные пары слов в словосочетания? (Нет, так как эти слова не связаны по смыслу).

черепашка                            летать

бассейн                                 попугай

- Какой вывод мы можем сделать? (Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу.)

- Давайте выберем слова, обозначающие действия и запишем их столбиком.

летать

зарываться

кусаться

- К данным глаголам прибавим слова, обозначающие место, где могут совершаться  эти действия.

летать                     вольера

зарываться             песок

купаться                 бассейн

- Теперь мы с вами подобрали пары слов, связанных между собой по смыслу, но получилось ли у нас словосочетания? (Нет.)

- Почему не получились? (Слова не связаны между собой грамматически).

- Как построить из этих пар слов словосочетания? Что нужно сделать для этого? (Нужно связать эти слова между собой при помощи окончаний и предлогов).

- Давайте подведем итог. Окончания слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются в одном из важнейших разделов науки о языке – в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончаний и предлогов мы будем называть грамматической. Значит, зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически при помощи окончаний или окончаний и предлогов.

- Теперь вы знаете, по каким правилам образуются словосочетания. Образуйте словосочетания из приведенных пар слов.

летать в вольере

купаться в бассейне

зарываться в песок

- Мы построили словосочетания. Это первая работа, которую выполняет синтаксис. А теперь давайте подберем к каждому словосочетанию слова, указывающие, кто совершает данное действие. Только перед записью оставьте в тетради свободной одну строчку.

Попугай летает в вольере.

Носорог купается в бассейне.

Черепашка зарывается в песок.

- Мы построили предложения. Это вторая работа, которую выполняет синтаксис.

- Где можно увидеть то, о чем говорится в предложениях? (В зоопарке)

- Запишем это в тетради на пропущенной строке. Что у нас получилось? (Заголовок).

- Письменно ответьте на вопрос: интересно ли наблюдать за животными? Запишите ответ после предложения о черепашке. (Наблюдать за животными интересно).

- Посмотрим, что у нас получилось.

В зоопарке.

Попугай летает в вольере.

Носорог купается в бассейне.

Черепашка зарывается в песок.

Наблюдать за животными интересно.

- Итак, мы с вами построили текст. Это третья работа, которую выполняет синтаксис.

- Давайте сформулируем правило. Синтаксис учит строить:

1) словосочетание;

2) предложение;

3) текст.

Словарная работа.

Запись в словарь трудных слов:

синтаксис – составление, порядок;

словосочетание – чет, четное число.

Тренировочные упражнения.

1. Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.

Образец: дня, солнечный – солнечного дня.

беседовать, друг – беседовать с другом.

Родина, любить_______________

чествовать, герой______________

честный, ответа_______________

горный, вершина______________

альпийский, луга______________

гулять, аллея__________________

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 35, 36 учебника.

Запомнить! Словосочетания состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молнии; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.

Самостоятельная работа.

Подчеркни словосочетания, не являющиеся словосочетаниями.

Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.

а) оглушительные раскаты,                          д) раздались и понеслись,

б) раскаты грома,                                           е) под тучами,

в) раскаты раздались,                                   ж) черными тучами,

г) раздались в вышине,                                 з) понеслись вдаль.

Домашнее задание.

1. Параграф № 17, 18

2. Упражнение 118 на стр. 37

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«связь слов в словосочетаниях »

Цели: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания.

Развивать устную и письменную речь учащихся.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

У доски учащиеся (2 человека) выписывают из тетради предлоги (1-й учащийся) и союзы (2 учащихся).

III. Объяснение новой темы.

Эвристическая беседа.

На доске записаны слова:

черепашка летать купаться

бассейн попугай зарываться

песок носорог

вольера


Давайте посмотрим, можно ли связать данные пары слов в словосочетания? (Нет, так как эти слова не связаны по смыслу).

черепашка летать

бассейн попугай


- Какой вывод мы можем сделать? (Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу.)

- Давайте выберем слова, обозначающие действия и запишем их столбиком.

летать

зарываться

кусаться

- К данным глаголам прибавим слова, обозначающие место, где могут совершаться эти действия.

летать вольера

зарываться песок

купаться бассейн


- Теперь мы с вами подобрали пары слов, связанных между собой по смыслу, но получилось ли у нас словосочетания? (Нет.)

- Почему не получились? (Слова не связаны между собой грамматически).

- Как построить из этих пар слов словосочетания? Что нужно сделать для этого? (Нужно связать эти слова между собой при помощи окончаний и предлогов).

- Давайте подведем итог. Окончания слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются в одном из важнейших разделов науки о языке – в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончаний и предлогов мы будем называть грамматической. Значит, зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически при помощи окончаний или окончаний и предлогов.

- Теперь вы знаете, по каким правилам образуются словосочетания. Образуйте словосочетания из приведенных пар слов.

летать в вольере

купаться в бассейне

зарываться в песок

- Мы построили словосочетания. Это первая работа, которую выполняет синтаксис. А теперь давайте подберем к каждому словосочетанию слова, указывающие, кто совершает данное действие. Только перед записью оставьте в тетради свободной одну строчку.

Попугай летает в вольере.

Носорог купается в бассейне.

Черепашка зарывается в песок.

- Мы построили предложения. Это вторая работа, которую выполняет синтаксис.

- Где можно увидеть то, о чем говорится в предложениях? (В зоопарке)

- Запишем это в тетради на пропущенной строке. Что у нас получилось? (Заголовок).

- Письменно ответьте на вопрос: интересно ли наблюдать за животными? Запишите ответ после предложения о черепашке. (Наблюдать за животными интересно).

- Посмотрим, что у нас получилось.

В зоопарке.

Попугай летает в вольере.

Носорог купается в бассейне.

Черепашка зарывается в песок.

Наблюдать за животными интересно.

- Итак, мы с вами построили текст. Это третья работа, которую выполняет синтаксис.

- Давайте сформулируем правило. Синтаксис учит строить:

1) словосочетание;

2) предложение;

3) текст.

Словарная работа.

Запись в словарь трудных слов:

синтаксис – составление, порядок;

словосочетание – чет, четное число.

Тренировочные упражнения.

1. Составь и запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначь, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.

Образец: дня, солнечный – солнечного дня.

беседовать, друг – беседовать с другом.


Родина, любить_______________

чествовать, герой______________

честный, ответа_______________

горный, вершина______________

альпийский, луга______________

гулять, аллея__________________


Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 35, 36 учебника.

Запомнить! Словосочетания состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молнии; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.


Самостоятельная работа.

Подчеркни словосочетания, не являющиеся словосочетаниями.

Оглушительные раскаты грома раздались в вышине и понеслись под черными тучами вдаль.

а) оглушительные раскаты, д) раздались и понеслись,

б) раскаты грома, е) под тучами,

в) раскаты раздались, ж) черными тучами,

г) раздались в вышине, з) понеслись вдаль.


Домашнее задание.

1. Параграф № 17, 18

2. Упражнение 118 на стр. 37















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
связь слов в словосочетаниях

Автор: Астраханцева Татьяна Александровна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "273435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229163"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-2"
    ["file_id"] => string(6) "273436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы связи слов в совосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-tipy-sviazi-slov-v-sovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "130128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415820118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок "Способы подчинительной связи в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "159994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421992065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства