Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока по русскому языку»
Сценарии открытых уроков
Поурочный план открытого урока по русскому языку
Класс:5
Урок на тему «Глагол как часть речи»
Цели :
обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи;
способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;
воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: традиционный
Тип: комбинированный
Оборудование: распечатка текста «Сказка про одуванчики»
Ход урока.
I. Организационный момент. Подготовка к изучению нового материала
Задача этапа - подготовка учащихся к лингвистической деятельности.
- Сегодня мы начнём изучать новую тему. А какую - вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложение, вставляя подходящие по смыслу слова.
Старик ______ неводом рыбу, старуха ______ свою пряжу. (Пушкин)
- А теперь прочитаем предложение, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков.
- К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?
- Как вы догадались? Что обозначают эти слова?
- Тема нашего сегодняшнего урока – «Глагол». Запишем её в тетради.
Пока учащиеся записывают тему урока, им сообщаю справочные сведения.
Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них - мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить
II. Обобщение исистематизация знаний о глаголе
Задача – включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках глаголов
- А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И.С.Никитина «Утро». (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик).
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит – рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
- Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)
- Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И.С.Никитина «Утро»? Дадим им характеристику.
- Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце – три глагола прошедшего времени?
- А теперь попробуйте объединить всё сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи. (Опрашиваю двух – трёх учеников, они своими словами пытаются сформулировать правило.)
- Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.
1. Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
- Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь пора немного поиграть.
III. Лексическая работа
- Я предлагаю вам подобрать синонимы к глаголам речи, т. е. к глаголам типа сказать, говорить. (Ребята подбирают глаголы, называют их. Работа проводится по рядам.)
- Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писатель В.Распутин в своей повести «Последний срок»:
Цель: повторить изученное о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях.
- Но мы помним с вами, что глаголы в русском языке - это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др.
- Давайте поработаем с глаголами цвета. Откройте учебники на стр. 241. Прочитаем задание к упражнению 608:
Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.
Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.
Один ученик выполняет задание на доске; остальные пишут в тетрадях.
V. Самостоятельная работа.
Цель: определение роли глаголов в образности речи, воспитание любви к родной природе.
- А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой – либо газеты или журнала… И во начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов – синонимов. Ваша задача - выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!
(Детям раздаются распечатки.)
Сказка про одуванчики.
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно тёплым дождём и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились,засверкали,заискрились, заблестели) на земле маленькие жёлтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула,посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась,разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н.Толмачёвой).
Для выполнения работы предлагаю учащимся объединиться.
Делаю вывод о том, как важно найти и передать точный смысл в глаголе.
VI. Домашнее задание.
- Пора открыть дневники и записать домашнее задание (задание заранее записано на доске):
1.§ 107, правило в рамке знать наизусть;
2. упр. 610 (выполнить по заданию);
3. по выбору учащихся подобрать и записать глаголы на тему «Весна идёт!»
VII. Подведение итогов урока
- Какие знания о глаголе помогут вам выполнить домашнее задание?
С опорой на материал учебника ученики формулируют основные положения определения глагола.