Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о фразеологизмах, отрабатывать умения уместно использовать в речи фразеологизмы и крылатые выражения. Обогатить активный словарь фразеологическими оборотами библейского происхождения. |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): систематизация и обобщение знаний о значениях и истории фразеологизмов, умение группировать фразеологизмы по происхождению и значению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи. Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения значения по другим учебным предметам; применения полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИКтехнологии. Личностные: испытывает желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Методы и формы обучения | Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная. |
Оборудование | Русский язык 10-11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи, профильный уровень, учебник для общеобразовательных учреждений под ред А.И Власенкова, Л.М.Рыбченковой, «Просвещение», 2020 г. Экран, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление, черный ящик, рабочая карта урока. Интернет – ресурсы: http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html электронный учебный модуль по теме «Фразеология» |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная группой подготовленных обучающихся. |
Основные понятия | Фразеологизмы, библейские фразеологизмы, крылатые выражения |
Цели урока: | 1.Дидактическая: - Создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы. 2.Развивающие: - Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике; - Развивать монологическую речь. 3.Воспитательные: - Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу, духовно-нравственное воспитание школьников. |
Задачи урока: | а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока; б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы; в) воспитывать коммуникативные навыки. |
Система задач, позволяющая реализовать требования ФГОС | -воспитание интереса к научно-познавательной информации; -развитие умение выполнять работу по заявленному плану; - умение добывать и обрабатывать информацию; -умение строить взаимоотношение с окружающими; -способность к самоанализу |
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Контроль результатов учебной деятельности. |
1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие. На доске цитаты, выберите то высказывание, которое вам понравилось, которое созвучно вашему настроению .Пусть оно будет девизом на сегодняшний день. У природы нет плохой погоды. «Познай самого себя»- призвал древнегреческий мудрец Сократ Лучше поздно, чем никогда Ничто человеческое мне не чуждо Все течет, все меняется - Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы , который приведет к успеху всего класса. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку. | Рабочая карта |
2. Актуализация и проблемное учебное действие. | -Учитель: Давайте вспомним что изучает лексика? Но начнем работу с ЕГЭ-минутки. В рабочей карте прочтите задания. (выполняем задания) -Готовясь к сегодняшнему мероприятию, я вам составила напутственное слово Итак, мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой! -Какова же тема нашего занятия? Сформулируйте ее. Какие слова мне помогли составить наставление? -Запишите тему: Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. инд. задание: к концу урока составить текст, используя фразеологизмы, чтобы подвести итог урока. Учитель: итак, фразеологизмы - это самый богатый пласт русского языка. -Как называется наука, которая занимается изучением фразеологизмов? -Дайте определение. Фразеологизмы-это…устойчивые, неделимые сочетания слов. Попасть во власть Морфия (бога сна) (т.е сон одолел, заснул человек.)-переносное значение Перестройте предложение, уберите фразеологизм, замените синонимом. Человек уснул. Какое выражение звучит лучше? На доске: белая акация (прямое значение)- белый танец (переносное) что означает? первая победа- первая скрипка что означает ?(играть главную роль) -Продолжите фразы: фразеологизмы делают нашу речь….. точной, выразительной, образной. | Отвечают на вопросы Записывают в рабочей карте тему урока. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, вспоминают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы . | Устные и письменные ответы. |
3.Актуализация,углубление и повторение изученного. | – знакомство с историей фразеологизмов Выполним 2 задание (см рабочую карту урока) Работаем по группам (читаем задание). Выполняем у доски. Профессиональные: разделать под орех бить баклуши золотая середина тянуть канитель мерить на свой аршин сбоку припека попасть впросак мерить на свой аршин Античные: дамоклов меч прометеев огонь авгиевы конюшни ахиллесова пята яблоко раздора Библейские: божиею милостию святая святых посыпать пеплом голову манна небесная краеугольный камень глас вопиющего в пустыне Литературные А Васька слушает да ест- На деревню к дедушке Приведите примеры «А ларчик просто открывался»-Крылов «Счастливые часов не наблюдают». « С чувством ,с толком, с расстановкой» Грибоедов -Учитель: Существует много слов, выражений, которые мы используем в повседневной речи. Но мы даже не догадываемся, насколько они древние, что пришли они из глубины веков, а возраст некоторых из них – около двух тысяч лет. Многие слова и выражения имеют библейские корни, и часто бывает трудно угадать их первоначальный смысл просмотр ВИДЕО (происхождение библейских фразеологизмов) -Что означает выражение Манна небесная? Вывод: Учитель: Для чего мы, современные люди используем библейские выражения в нашей речи? – Для чего вообще мы обращаемся к Библии? | Слушают, наблюдаю за фразеологическими единицами, выполняют задание. Ответ: Они помогают напомнить о жизни Христа, о библии, о жизни тех людей, соотнести с нашей жизнью, нашими ценностями, посмотреть на себя со стороны, ну сделать речь более яркой. Так что «Пейте чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» ( | Устные ответы, вопросы для уточнения информации. Выполнение упражнений. |
4. Целеполагание и развитие учебноязыковых и речевых умений. Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта | Игра Что? Где? Когда? «Чёрный ящик» (музыкальная заставка из телепередачи «Что? Где? Когда?») -Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике») 1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода). 2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко) 3. Обед, дёготь, час (ложка) 4.Охапка, вор, бегом, разбор (шапка) -Учитель: В каких стилях речи использовали фразеологизмы? Роль фразеологизмов в СМИ»(индивидуальное сообщение) Предлагаю поработать корректорами. Задание 3 (прочтите) Задание 4. Лингвистический эксперимент(см рабочая карта урока) (читаем и выполняем) Еще послушайте : 3.Английский: быть занятым как пчела. Французский: стрелять из четырёх ружей. Испанский: выплёвывать печенки. Немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя. 4.Английский: бить воздух. Французский: бить шпагой по воде. Испанский: ходить кругами вокруг колодца. Немецкий: обмолачивать пустую солому. | Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога выполняют задание, вспоминают фразеологизмы: седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке на воре и шапка горит, шапка Мономаха, дело в шляпе, шапку в охапку и бегом ,поспел к шапочному разбору. разговорный, художественный, публицистический правильные ответы: Бабушка надвое сказала Переливать из пустого в порожнее Иметь значение. Биться лбом об стенку Язык не поворачивается Сизифов труд Ответы: 1.вилами по воде писано 2.как сыр в масле катается Ответ: Русский:… крутиться как белка в колесе Русский: толочь воду в ступе | Вопросы для уточнения информации. Работа в Интернет(подбор материала по теме «Роль фразеологизмов в речи» |
5.Рефлексия учебной деятельности. | Продолжите синквейн (запишите) Фразеологизм Прилаг:образный,яркий,выразительный Глагол:помогает, расширяет,углубляет Сущ: сочетание Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы. | Работают с заданием, отвечают на вопросы, составляют синквейн. Инд работа | Устные ответы Оценивание за работу |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | (см задание в рабочем листе) составить рассказ на свободную тему, используя при этом как можно больше фразеологизмов -А закончить наше занятие я хочу древней притчей. «Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка. -Что ты тут делаешь, старик? - спросил человек. -Тебя жду! - ответил старик. - Ведь тебе доверили этого ребёнка на воспитание? -Верно! - удивился человек. -Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым. -Как я это сделаю, если сам не умею летать? -А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребёнок, а за ним – его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Я возвращаю ребёнка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнёс: -А меня больше всего радуют твои крылья… » И я желаю вам всем не только воспитывать крылатых детей, но и самим научиться летать. | | |