kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по русскому языку 10 класс по теме "Использование фразеологизмов в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разряды фразеологизмов.Использование их в речи школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по русскому языку 10 класс по теме "Использование фразеологизмов в речи"»

Сценарий мастер-класса по русскому языку по теме

«Фразеология. Использование фразеологизмов в речи»







Технологическая карта.

Цель деятельности учителя

  • Актуализировать и восстановить знания о фразеологизмах, отрабатывать умения уместно использовать в речи фразеологизмы и крылатые выражения. Обогатить активный словарь фразеологическими оборотами библейского происхождения.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): систематизация и обобщение знаний о значениях и истории фразеологизмов, умение группировать фразеологизмы по происхождению и значению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения значения по другим учебным предметам; применения полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИК­технологии.

Личностные: испытывает желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.

Оборудование

Русский язык 10-11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи, профильный уровень, учебник для общеобразовательных учреждений под ред А.И Власенкова, Л.М.Рыбченковой, «Просвещение», 2020 г.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление, черный ящик, рабочая карта урока.

Интернет – ресурсы:  http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html электронный учебный модуль по теме «Фразеология»

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия

Фразеологизмы, библейские фразеологизмы, крылатые выражения

Цели урока:


1.Дидактическая:

- Создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы.

2.Развивающие:

- Развивать умение обозначать проблему, находить пути ее решения и применять полученные знания на практике;

- Развивать монологическую речь.

3.Воспитательные:

  • - Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу, духовно-нравственное воспитание школьников.

Задачи урока:


а) организовать практическую деятельность учащихся по изучению темы урока;

б) развивать основы исследовательской деятельности в ходе практической работы;

в) воспитывать коммуникативные навыки.

Система задач, позволяющая реализовать

требования ФГОС

-воспитание интереса к научно-познавательной информации;

-развитие умение выполнять работу по заявленному плану;

- умение добывать и обрабатывать информацию;

-умение строить взаимоотношение с окружающими;

-способность к самоанализу



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Контроль результатов учебной деятельности.

1)Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие. На доске цитаты, выберите то высказывание, которое вам понравилось, которое созвучно вашему настроению .Пусть оно будет девизом на сегодняшний день.

У природы нет плохой погоды

«Познай самого себя»- призвал древнегреческий мудрец Сократ

Лучше поздно, чем никогда

Ничто человеческое мне не чуждо

Все течет, все меняется

- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнять задания, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы , который приведет к успеху всего класса.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебный материал на рабочем месте, демонстрируют, готовность к уроку.

Рабочая карта

2. Актуализация и проблемное учебное действие.

-Учитель: Давайте вспомним что изучает лексика?

Но начнем работу с ЕГЭ-минутки. В рабочей карте прочтите задания.

(выполняем задания)

-Готовясь к сегодняшнему мероприятию, я вам составила напутственное слово

 Итак, мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

-Какова же тема нашего занятия? Сформулируйте ее. Какие слова мне помогли составить наставление?

-Запишите тему:

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

инд. задание: к концу урока составить текст, используя фразеологизмы, чтобы подвести итог урока.

Учитель: итак, фразеологизмы - это самый богатый пласт русского языка.

-Как называется наука, которая занимается изучением фразеологизмов?

-Дайте определение. Фразеологизмы-это…устойчивые, неделимые сочетания слов.

 Попасть во власть Морфия (бога сна) (т.е сон одолел, заснул человек.)-переносное значение

Перестройте предложение, уберите фразеологизм, замените синонимом.

Человек уснул.

Какое выражение звучит лучше?

На доске:

белая акация (прямое значение)- белый танец (переносное) что означает?

первая победа- первая скрипка что означает ?(играть главную роль)

-Продолжите фразы:

фразеологизмы делают нашу речь….. точной, выразительной, образной.

Отвечают на вопросы

















Записывают в рабочей карте тему урока.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, вспоминают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы .

Устные и письменные ответы.

3.Актуализация,углубление и повторение изученного.


знакомство с историей фразеологизмов

Выполним 2 задание (см рабочую карту урока)

Работаем по группам (читаем задание). Выполняем у доски. Профессиональные:

разделать под орех

 бить баклуши

золотая середина

тянуть канитель  

мерить на свой аршин

сбоку припека

попасть впросак

мерить на свой аршин

Античные:

дамоклов меч

прометеев огонь

авгиевы конюшни

ахиллесова пята

 яблоко раздора 

Библейские:

божиею милостию

святая святых 

посыпать пеплом голову

манна небесная

краеугольный камень

глас вопиющего в пустыне

Литературные

А Васька слушает да ест-

На деревню к дедушке

Приведите примеры «А ларчик просто открывался»-Крылов

«Счастливые часов не наблюдают».

« С чувством ,с толком, с расстановкой» Грибоедов 

  -Учитель:

Существует много слов, выражений, которые мы используем в повседневной речи. Но мы даже не догадываемся, насколько они древние, что пришли они из глубины веков, а возраст некоторых из них – около двух тысяч лет. Многие слова и выражения имеют библейские корни, и часто бывает трудно угадать их первоначальный смысл

      просмотр ВИДЕО (происхождение библейских фразеологизмов)

-Что означает выражение Манна небесная?

Вывод:

Учитель: Для чего мы, современные люди используем библейские выражения в нашей речи?

Для чего вообще мы обращаемся к Библии?

Слушают, наблюдаю за фразеологическими единицами, выполняют задание.







































Ответ: Они помогают напомнить о жизни Христа, о библии, о жизни тех людей, соотнести с нашей жизнью, нашими ценностями, посмотреть на себя со стороны, ну сделать речь более яркой. Так что «Пейте чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (

Устные ответы, вопросы для уточнения информации.

































Выполнение упражнений.

4. Целеполагание и развитие учебно­языковых и речевых умений.

Творческая практическая деятельность по реализации постороннего проекта

Игра Что? Где? Когда?

«Чёрный ящик» (музыкальная заставка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)

 -Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике»)


1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).

2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)

3. Обед, дёготь, час (ложка)

4.Охапка, вор, бегом, разбор (шапка)

-Учитель: В каких стилях речи использовали фразеологизмы?

Роль фразеологизмов в СМИ»(индивидуальное сообщение)

Предлагаю поработать корректорами. Задание 3 (прочтите)

Задание 4. Лингвистический эксперимент(см рабочая карта урока)

(читаем и выполняем)

Еще послушайте :

3.Английский: быть занятым как пчела.

Французский: стрелять из четырёх ружей.

Испанский: выплёвывать печенки.

Немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя.

4.Английский: бить воздух.
Французский: бить шпагой по воде.
Испанский: ходить кругами вокруг колодца.
Немецкий: обмолачивать пустую солому.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога выполняют задание, вспоминают фразеологизмы: седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода

яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора

дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке

на воре и шапка горит, шапка Мономаха, дело в шляпе, шапку в охапку и бегом ,поспел к шапочному разбору.

разговорный, художественный, публицистический

правильные ответы:

Бабушка надвое сказала

Переливать из пустого в порожнее

Иметь значение.

Биться лбом об стенку

Язык не поворачивается Сизифов труд

Ответы:

1.вилами по воде писано

2.как сыр в масле катается

Ответ:

Русский:… крутиться как белка в колесе

Русский: 

толочь воду в ступе

Вопросы для уточнения информации.























Работа в Интернет(подбор материала по теме «Роль

фразеологизмов в речи»


5.Рефлексия учебной деятельности.


Продолжите синквейн (запишите) Фразеологизм

Прилаг:образный,яркий,выразительный

Глагол:помогает, расширяет,углубляет

Сущ: сочетание

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

И не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы.

Работают с заданием, отвечают на вопросы,

составляют синквейн.



Инд работа

Устные ответы



Оценивание за работу

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(см задание в рабочем листе)

составить рассказ на свободную тему, используя при этом как можно больше фразеологизмов

-А закончить наше занятие я хочу древней притчей.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка.

-Что ты тут делаешь, старик? - спросил человек.

-Тебя жду! - ответил старик. - Ведь тебе доверили этого ребёнка на воспитание?

-Верно! - удивился человек.

-Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребёнок, а за ним – его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребёнка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнёс:

-А меня больше всего радуют твои крылья… »

И я желаю вам всем не только воспитывать крылатых детей, но и самим научиться летать.





5. Список использованных источников

  1. [Технологические карты урока по русскому языку по УМК А.И Власенкова, Л.М Рыбченковой – Издательство «Учитель», г.Волгоград, 2012.Автор-составитель Г.В Цветкова.]

  2. [http://ru.wikipedia.org] http://www.gramota.ru

  3. http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html электронный учебный модуль по теме «Фразеология»










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по русскому языку 10 класс по теме "Использование фразеологизмов в речи"

Автор: Самойлова Светлана Александровна

Дата: 04.08.2022

Номер свидетельства: 611504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Примеры уроков-6 класс "
    ["seo_title"] => string(23) "primiery-urokov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170462"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423562222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства