kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - Познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Выработать навыки самостоятельно находить причастия в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени»

Тема: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; с правописанием суффиксов и окончаний причастий; 2. Самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота; 3. Воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная Дидактический материал: учебник, раздаточный и наглядный материал,

Эпиграф: Дни поздней осени бранят обыкновенно Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. А.С.Пушкин (Слайд 1,2)

Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем с вами исследователями. Будем исследовать страдательное причастие. - Почему мы изучаем причастия в начале учебного года, осенью? Конечно , это не случайно. Осень – удивительная пора. Пушкин признавался, что именно осень дает ему вдохновение, именно в осеннюю пору он написал свои лучшие произведения. Осень, для Пушкина, - любимое время года. ( чтение эпиграфа)

II. Экспресс-опрос (повторение теории): (Слайд 3) 1.Что такое причастие? 2. Что такое причастный оборот?

3.Какие причастия называются действительными, а какие страдательным? 4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? 5. В каких причастиях выбор суффикса зависит от спряжения глагола?

6.Как склоняются причастия?


III. Актуализация опорных знаний. Объяснительный диктант.

Мы вошли в лес, освещенный лучами солнца. Расчищенная дорожка вела к сторожке лесника. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. - Как бы вы озаглавили данный отрывок?


IV. Объяснение нового материала: §13-14 -Сегодня, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (Слайд 4). Учитель: - Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов  - ем -, -ом - - от глаголов 1 спряжения; - им - - от глаг. 2 спр.

- Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени или неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов  - енн-, -нн- , -т-

1) вспомним спряжение глагола (Слайд 12).

На  - ить – 2 спряжение + 7 глаголов на  - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

 4 глагола на  - ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные: на  - еть,  - ать,  - оть,  - уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение

2) Какие глаголы называются переходными? (Слайд 13)                                     Переходные глаголы употребляются с существительным или местоимением в вин. пад. без предлога.

3) На какой вопрос отвечает глагол несов. в.?                                                      -Что делать.

  • работа с таблицей

Глаголы переходныенесов.в.



Спр.

Суффиксы страдательных причастий Н.в.

Страдательные причастия

Н.в.

Глаголы перех.несов.в.

Суффиксы страд. прич. П.в.

Страдательные причастия П.в.

Чита ют

I

-ем- (-ом-)

Чита ем ый

Провер ил

-енн-

Провер енн ый

Вед ут



Вед ом ый

Сдел ал

-нн-

Сдела нн ый

Гон ят

II

-им-

Гон им ый

Закр ыл

-т-

Закры т ый

- Рассмотрите таблицу. - От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? - При помощи каких суффиксов? - Ребята, обратите внимание, что от основы наст. вр. перех. гл. несов. в. 1 спр. страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов - ом-, ем-. Если глагол наст. вр. с основой на гласную, то страдательные причастия наст. вр. образуются при помощи суффикса -ем-. Если основа глагола наст. вр. оканчивается на согл., то образование страдательных причастий настоящего времени идёт с помощью суффикса -ом- .

НАПРИМЕР: решают – решаемый, ведут – ведомый .

- От переходных глаголов несовершенного вида II спр. образование страдательных причастий настоящего времени идёт при помощи суффикса – им-.

НАПРИМЕР: хранят – хранимый

- От основ каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? - При помощи каких суффиксов? - К каким основам прибавляется суффикс  -нн- , а к каким  -енн- (-ённ-)

- От чего зависит суффикс?

Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов прошедшего времени.

Суффикс  -л-   заменяется суффиксом  -нн-   или   -т-.

 

V. Закрепление нового материала

Учитель: Использование причастий можно встретить в произведениях поэтов и писателей. Обратите внимание перед вами несколько четверостиший разных поэтов.

-Что между ними общего?

1. Перекличка поэтов. (Слайд5-6)

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К.Толстой


б) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной. И.А.Бунин


в)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев


г)Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов; В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков. А.Н.Апухтин

  • Задание:

  • о чем данные стихотворения;

  • выпишите причастия и определите, какие они -действительные или страдательные?

2. Работа по учебнику: упр. 110, стр.50



VI. Выборочное списывание. (Слайд 7-8)

Задание: Выписать словосочетания с причастиями: 1вар. – с действительными, 2вар.-со страдательными, объясняя написание суффиксов.

  • Едва улов…мый шорох, роня…щий листья, вид…мый во тьме, стел…щийся туман, пожелт…вшая трава, раскраш…нных осенью, разгоня…мые ветром, прекраща…щийся ливень, согрева…мая солнцем, пролет…вшие нитки паутины.

  • Взаимопроверка:

Действительные страдательные

Роняющий листья едва уловимый шорох

Стелющийся туман видимый во тьме

Пожелтевшая трава раскрашенных осенью

Прекращающийся ливень разгоняемые ветром

Пролетавшие нитки паутины согреваемая солнцем


VII. Исправьте ошибки.(Слайд 9-10)

1)Листья опадаемые с деревьев покрыли всё вокруг.

2)Верхушки деревьев колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавший день.

3)Трава пригибающая ветром ложилась на землю.

Взаимопроверка: 1) Листья, опадающие с деревьев, покрыли все вокруг. 2) Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

3)Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

- Что в этих предложениях общего и чем отличаются?


VIII. Образуйте от глаголов причастия (Слайд 11,12)

1 вариант –действительные 2 вариант – страдательные

Падать - несов.в. сжать - сов.в

Лететь - несов.в кричать –несов.в.

Осыпаться - несов.в слышать -несов.в.

Веять - несов.в. обидеть - сов.в.

Шуршать - несов.в. собрать – сов.в.

-Что вы заметили? От всех ли глаголов можно образовать причастия?


IX.Синтаксический разбор. (Слайд 13)

Запах поздних цветов неподражаем. (Пов., невоск., прост., распрос.,двус.,)

Они доносят и сырость моросящего дождя, и увядание опадающих листьев, и горьковатый запах зеленеющей хвои. (Пов.,невоск.,прост., распрост., двус., с однородными членами).


X. Лирическая страничка. Астры (слайд 14)

Седые астры пахнут осенью,

Промокшим пологом льняным.

Седые астры пахнут озимью,

Прогорклым инеем лесным.

Поблекший холод увядания,

Как застекленное стекло,

Напоминает расставанье

С тем, что смеялось и цвело…

Учитель: - Какие замечательные строчки и как точно подмечено?

- Есть здесь причастия? Выпишите их и выполните морфемный разбор.

Промокшим, поблекший, застекленное.

XI. Тестирование (слайд 15, 16)

1. Какое из данных слов является причастием?

1)длинный 1)стеклянный

2)пустынный 2)старинный

3)отправленный 3)составленный

4)деревянный 4)мгновенный

2.Какое из данных причастий действительное?

1)открытая дверь 1)шуршащие листья

2)шумящий поток 2)распахнутое окно

3)сделанная работа 3)расставленные чашки

4)вырванный лист 4)отправленная телеграмма

3.В каком из данных причастий суффиксы –ущ- -ющ-?

1)стро…щийся 1) стел…щийся

2)пиш…щий 2)завис…щий

3)став…щий 3)вид…щий

4)люб…щий 4)крас…щий

4.В каком из данных слов пишется нн?

1)песча…ый 1)стекля…ый

2)отда…ый 2)испуга…ый

3)полотня…ый 3)тума…ый

4)засея…ый 4)серебря…ый

5.В каком предложении есть опред.сл.,/прич.+завис.сл./

1. Поле засеянное озимой пшеницей зазеленело.

2.Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся. 3.Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Ключ: (слайд 17)

1 вариант

1

2

3

4

5

3

2

2

2, 4

1

2 вариант

1

2

3

4

5

3

1

1

1,2,3

1


XII. Итог урока. Комментирование оценок. - Что вы сегодня узнали на уроке?

- Какую тему мы изучили?

Астры распустили свои крылья,

Словно ангелы, лохматые немножко

Тонкой разноцветною мантильей

Разодели сад, его дорожки

Ангельские звезды - чудо –крошки … Н.Асеев

- Как вы поняли эпиграф урока?

- Чему был посвящен весь урок?


XIII .Домашнее задание: §13-14, упр. 113, стр. 51




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Автор: Каралькевич Оксана Александровна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок русского языка в 7 классе "Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времен" "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "138361"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417531990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Образование страдательных причастий"
    ["seo_title"] => string(36) "obrazovaniiestradatielnykhprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "302833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457328259"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Страдательное причастие "
    ["seo_title"] => string(27) "stradatiel-noie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "165150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422779140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 7 классе " Образование страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-obrazovaniie-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "108331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Копспект урока на тему: Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий "
    ["seo_title"] => string(138) "kopspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-stradatiel-nyie-prichastiia-rol-v-priedlozhienii-polnykh-i-kratkikh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "217992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433566191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства