Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ»
Цели урока:
Образовательные: подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на основе смыслового анализа исходного текста (подготовка к ЕГЭ), повторение знаний о публицистическом стиле речи, формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ (учащиеся должны понимать и уметь анализировать текст, а также выполнять задания, подобные экзаменационным).
Развивающие: дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся:
-умение осмысленно читать текст,
-определять проблематику текста,
-видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет,
-умение видеть в тексте языковые средства выразительности,
- умение создавать собственное высказывание на основе исходного текста.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению,
- воспитывать философское отношение к своим поступкам.
Задачи: закрепить умения
-формулировать основную проблему исходного текста;
- комментировать проблему с опорой на текст;
-определять позицию автора и отражать её в сочинении;
-формулировать главную мысль текста;
-излагать собственное мнение по проблеме с привлечением аргументов.
Тип урока: урок развития речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сражаться для того, чтобы побеждать» »
План - конспект урока
на тему:
«Анализ текста.
Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ»
(по тексту В.М. Пескова, вариант 16)
Выполнила:
учитель МБОУ СОШ №5 г.Пятигорска
Никонорова Надежда Владимировна
План - конспект урока
на тему:
«Анализ текста.
Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ»
Цели урока:
Образовательные: подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на основе смыслового анализа исходного текста (подготовка к ЕГЭ), повторение знаний о публицистическом стиле речи, формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ (учащиеся должны понимать и уметь анализировать текст, а также выполнять задания, подобные экзаменационным).
Развивающие: дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся:
-умение осмысленно читать текст,
-определять проблематику текста,
-видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чём он пишет,
-умение видеть в тексте языковые средства выразительности,
- умение создавать собственное высказывание на основе исходного текста.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению,
- воспитывать философское отношение к своим поступкам.
Задачи:закрепить умения
-формулировать основную проблему исходного текста;
- комментировать проблему с опорой на текст;
-определять позицию автора и отражать её в сочинении;
-формулировать главную мысль текста;
-излагать собственное мнение по проблеме с привлечением аргументов.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: проблемный, исследовательский, частично – поисковый (использован при работе с текстом), репродуктивный метод (работа с учебником, опорными схемами), дифференцированное обучение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Приёмы: постановка проблемы, выразительное чтение, анализ текста, составление плана.
Вид урока: практикум.
Оборудование: текст В.М. Пескова ( «Русский язык. ЕГЭ. Типовые задания. 2015), опорные схемы, шаблоны для написания сочинения.
В качестве домашнего задания обучающимся необходимо было выразительно прочитать стихотворения Э.А. Асадова Обучающиеся готовили сообщения о «неизвестных героях» нашего времени документальные сведения о тех, кто совершает ежедневный подвиг, преодолевая свой недуг) Подготовительная работа велась в группах.
Ход урока.
1).Оргмомент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.
2). Знакомство с эпиграфом к уроку.
Есть люди, что мужества не имеют.
Поэтому, как бы ни жгла беда,
Держи себя гордо всегда-всегда.
Пусть лучше завидуют, чем жалеют!
3) Целеполагание и мотивация.Вовлечь учащихся в процесс постановки целей и задач урока. Осознание целей урока каждым учащимся.
-Сегодня на уроке мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Используя полученные знания, попробуем провести смысловой анализ текста. Каков будет итог нашей работы?
Написать сочинение- рассуждение на основе исходного текста- это цель нашего урока.
Чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, что мы должны уметь? Какие задачи сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?
— понять авторский текст,
— сформулировать проблему исходного текста,
— прокомментировать её с опорой на текст,
— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
— сформулировать собственную позицию и аргументировать её, — написать сочинение-рассуждение.
Целью содержательного анализа текста является выявление авторского замысла.
Что такое авторский замысел?
Это понимание того, как автор задумывает и создаёт текст, глубокий по мысли, яркий по форме и интересный для адресата.
Обращаю ваше внимание, что все произведения, которые будут звучать на уроке, вы можете использовать в своём сочинении в качестве литературных аргументов.
4). Работа по теме урока.
Проверка домашнего задания.
-Начнём урок с проверки домашнего задания. Эпиграфом нашего урока стали слова известного поэта Э.А. Асадова, который всей своей жизнью доказал справедливость вышеуказанного четверостишия. Одна из групп получила задание, познакомившись с биографией и творчеством Э.А. Асадова, выбрать и выразительно прочитать его стихотворения.
Давайте прослушаем. (Чтение стихотворений: «Двойные души», «Россия начиналась не с меча», « Письмо с фронта», «О смысле жизни». Приложение 1).
- В стихотворении «О смысле жизни» Э.Асадов утверждает:
«От горя – к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался в бой.
Вот то, что живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею.
Да и, конечно же, не хочу!»
-Это слова человека, который в ночь с 3 на 4 мая 1944г. в боях за Севастополь был тяжело ранен под Бельбеком и потерял зрение. После взрыва вражеского снаряда внезапно наступил мрак. Мрак навсегда. В госпитале, между операциями, писал стихи.
- Каким человеком для вас предстал Э.А. Асадов? (Ответы обучающихся,)
- Как вам кажется, какова тема нашего урока?
(Формулировка темы урока: «Сражаться для того, чтобы побеждать»)
Постановка проблемного вопроса.
- Неужели жизнь – это постоянное сражение?! Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.
Обратимся к тексту В.Пескова Прочитаем текст (сборники есть у каждого обучающегося)
5).Анализ текста. Определение уровня владения учащимися навыками анализа текста. Какова тема текста?
Тема текста обычно предъявляется во вступлении. Цель вступления в публицистических текстах: вызвать у читателя определённое чувство, эмоционально настроить его, создать состояние напряжённого ожидания. Удалось ли автору заинтриговать читателей? Найдите ключевые слова во вступлении (неугомонные люди)
- Как вы понимаете это выражение?
Сформулируем главную мысль текста:
Наука побеждать состоит в том, чтобы развивать такое качество характера как неугомонность, желание преодолевать любые сложности.
- Составьте назывной план текста, выявляющий его смысловые части.
1. «Неугомонные люди»
2. Неожиданная встреча в зимнем лесу с рядовым «неугомонным человеком».
3. История Виктора Новикова.
4. «Противостояние судьбе ».
5. Наука побеждать.
- Теперь на основе назывного плана составьте вопросный, который и поможет вам выделить проблему.
1. К чему стремились неугомонные люди?
2. С кем произошла встреча в зимнем лесу?
3. Какая история сделала Виктора Новикова трёхногим?
4. Как ведёт себя человек, обречённый судьбой?
5. В чем состоит наука побеждать?
-Раскройте основные положения вопросного плана в письменных высказываниях.
Например,
Человек, обречённый судьбой, всё-таки не покоряется судьбе, а отправляется в лес за жизненной энергией.
- Проанализируйте полученные вопросы. Выберите два тезиса: один – для формулировки проблемы, другой – для формулирования главной мысли.
- Сформулируйте проблему, используя одну из указанных начальных частей фраз:
Текст В.М. Пескова заставил меня задуматься над сложной проблемой…
Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Автор размышляет над проблемой…
Например,
Кто может противостоять судьбе даже в самых трудных ситуациях?
Именно эта проблема привлекла внимание известного публициста и путешественника В.М. Пескова
Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).
Проблема социально-значимая, важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, наболевшая, животрепещущая.
Используйте для формулировки комментария проблемы следующие конструкции:
Проблема раскрывается автором на примере …
Автор заставляет читателя задуматься …
В размышлениях автора звучит мысль о том, что …
Автор убеждён в том, что …
Напишите комментарий текста…
Например,
Проблема раскрывается на примере Виктора Васильевича Новикова, который был серьёзно ранен в годы войны и в итоге сделался «трёхногим». Автор подчёркивает, что, несмотря на подобное положение, герой являет собой поразительно оптимистичного человека.
Итак, проблематика определена.
- Теперь нам следует изложить авторскую позицию по данной проблеме текста, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?
В.М. Песков, рассуждая над проблемой, убеждает нас в том, что человек может противостоять судьбе даже в самых тяжёлых обстоятельствах, если он не сдаётся, если он стремится преодолеть любые трудности и в первую очередь себя. Такой человек побеждает сам и является примером для других людей.
- Оформите «переход» от первой части сочинения- комментирующей - ко второй – аргументирующей.
Используйте следующие конструкции перехода:
Нельзя не согласиться с позицией автора о …
Я совершенно согласна с позицией автора по поводу…
Думается, что автор прав, утверждая, что…
Уважая точку зрения автора, хотелось бы возразить ему. Мне кажется, что…
Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из мира литературы…
- Ищем аргументы.
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Э.А. Асадова, который своей собственной жизнью доказал справедливость этих слов. Поэтому фрагменты жизни и творчества поэта и писателя могут выступить аргументом в вашем сочинении.
Другая группа обучающихся дома готовила сообщения о людях, для которых каждый день является подвигом, потому что они живут, преодолевая свой недуг.
- Прослушаем их сообщения.
Эти истории могут стать аргументом-примером из жизни.
А для общего прочтения и анализа вам предлагается текст притчи О.Безымянной «Орёл и воробьи» (Приложение 2), который также может выступить литературным аргументом.
6) Подведём итоги урока:
- Заинтересовала ли вас тема урока? Что нового узнали?
- Стал ли урок иллюстрацией эпиграфа? Сможем мы ответить на вопрос, поставленный вначале: « Неужели жизнь – это постоянное сражение?!»
– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам?
Домашнее задание: написать сочинение и оценить его по критериям.
Сочинение
Можно ли противостоять судьбе? Кто может противостоять судьбе даже в самых трудных обстоятельствах? Именно эта проблема привлекла внимание известного публициста и путешественника В.М. Пескова.
Проблема раскрывается на примере Виктора Васильевича Новикова, который был серьёзно ранен в годы войны и в итоге сделался «трёхногим». Автор подчёркивает, что, несмотря на подобное положение, герой являет собой поразительно оптимистичного человека, которого очень «тянет в лес», где он подпитывает свои жизненные силы, позволяющие ему бороться, побеждать и учить побеждать других.
В.М. Песков, рассуждая над проблемой, убеждает нас в том, что человек может противостоять судьбе даже в самых тяжёлых обстоятельствах, если он не сдаётся, если он стремится преодолеть любые трудности и в первую очередь себя. Такой человек побеждает сам и является примером для других людей.
Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из мира литературы.
Так, Э.А. Асадов, потеряв зрение в годы войны, смог найти в себе силы посвятить свою жизнь служению Родине посредством своих произведений. Даже находясь в госпитале, в перерывах между операциями, он не прекращал писать стихотворения. Вся его жизнь – это борьба, поиски и находки. Одна из основополагающих черт его поэзии – обострённое чувство справедливости.
Конечно, ужасно трудно, мучась, держаться твёрдо.
И всё-таки, чтобы себя же не презирать потом,
Если любовь уходит – хоть вой, но останься гордым.
Живи и будь человеком, а не ползи ужом!
«Сражаюсь, верую, люблю!» - эти слова стали своеобразным девизом поэта. Его стихи – яркий образец оптимистичного отношения к жизни.
В унисон поэзии Э.Асадова звучит притча О.Н.Безымянной «Орёл и воробьи», где орёл призывает отправиться вслед за ним, в высокий полёт. Ведь «коротко крыло – низкий полёт», а это недопустимая позиция для человека, стремящегося побеждать всегда и везде.
В заключение важно отметить, что какие бы обстоятельства не выступали на пути, никогда не стоит «покорно опускать руки», а нужно верить и побеждать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эдуард Асадов Россия начиналась не с меча!
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
О смысле жизни
- В чем смысл твоей жизни? - Меня спросили. - Где видишь ты счастье свое, скажи? - В сраженьях, - ответил я, - против гнили И в схватках, - добавил я, - против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке, Пусть так или сяк, но таится ложь. Во всем, что бессовестно и жестоко, Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается, Все подлости мира, как этажи, Всегда пренахальнейше возвышаются На общем фундаменте вечной лжи.
И в том я свое назначенье вижу, Чтоб биться с ней каждым своим стихом, Сражаясь с цинизма колючим льдом, С предательством, наглостью, черным злом, Со всем, что до ярости ненавижу!
Еще я хочу, чтоб моя строка Могла б, отверзая тупые уши, Стругать, как рубанком, сухие души До жизни, до крохотного ростка!
Есть люди, что, веря в пустой туман, Мечтают, чтоб счастье легко и весело Подсело к ним рядом и ножки свесило: Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное: Когда, задохнувшись от высоты, Ты людям вдруг сможешь отдать порою Что-то взволнованное, такое, В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути Ты сможешь в беду, как зимою в реку, На выручку кинуться к человеку, Подставить плечо ему и спасти.
И в том моя вера и жизнь моя. И, в грохоте времени быстротечного, Добавлю открыто и не тая, Что счастлив еще в этом мире я От женской любви и тепла сердечного...
Борясь, а не мудрствуя по-пустому, Всю душу и сердце вложив в строку, Я полон любви ко всему живому: К солнцу, деревьям, к щенку любому, К птице и к каждому лопуху!
Не веря ни злым и ни льстивым судьям, Я верил всегда только в свой народ. И, счастлив от мысли, что нужен людям, Плевал на бураны и шел вперед.
От горя - к победам, сквозь все этапы! А если летел с крутизны порой, То падал, как барс, на четыре лапы И снова вставал и кидался а бой.
Вот то, чем живу я и чем владею: Люблю, ненавижу, борюсь, шучу. А жить по-другому и не умею, Да и, конечно же, не хочу!
ПИСЬМО С ФРОНТА
Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало, Суровою двойкой дневник "украшал", Гордилась, когда я под сводами зала Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были, Мы все, что имели, не очень ценили, А поняли, может, лишь тут, на войне: Приятели, книжки, московские споры - Все - сказка, все в дымке, как снежные горы... Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки, Застыли орудья, как стадо слонов, И где-то по-мирному в гуще лесов, Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры - Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поешь И вместе со мною к далеким победам Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила, Ты знай, я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Двойные души
Немало знавал я и стуж, и огня, Исполнен доверья и недоверья. И всё же всю жизнь поражали меня Люди с двойной бухгалтерией.
Ну, можно ль к высоким шагать делам, А втайне едва ль ни ежеминутно Сегодня молиться одним богам, А завтра другим, другим абсолютно!
На службе он – сокол, с каким огнём Он преданно смотрит в глаза начальству! И преданность эта – почти как пьянство, Где хмель ощутимее с каждым днём!
Кипит он как новенький яркий чайник, Чей жар вместе с паром летит в зенит. Но вот появился другой начальник И прежний мгновенно навек забыт…
Россия, страна моя! Вспомни, сколько Тебе испытаний познать пришлось: Враги твои, как ни была ты стойка, Порой тебя грызли, как волки кость!
А люди же жили всегда по-разному: Одни, с благороднейшими сердцами, Держались, согласно чести и разуму, Другие виляли вовсю хвостами…
Казалось бы: с правдой они на ты. Но если попристальней приглядеться, То вот они: люди-приспособленцы, Чьи души – виляющие хвосты…
Вот как они жили при прежней власти, Имели и звания, и чины, И деньги. Казалось бы: всё для счастья. Так нет же! Теперь они лгут со страстью, Что были когда-то угнетены.
А те, кому было и вправду трудно И горько порою, к чему скрывать! Не очень-то любят кричать прилюдно И всё пережитое смаковать!
А горе смакуют совсем другие: Рвачи-ловкачи из вороньих стай. Им славно жилось и при той России, И нынче для них абсолютный рай.
А если б вдруг в новой горячей спешке На землю вернулась былая тень, Они б повернулись с «орла» на «решку» И стали б оплёвывать этот день.
Вот так за редутом берут редут Жучки, не достойные доброй речи. Вы только взгляните: и там и тут, Буквально же рядом с нами живут Вот все эти флюгеры человечьи!
И, если ты истинный человек, Борись, не страшась ни клевет, ни мнений, Чтоб никогда и нигде вовек Не предавать своих убеждений!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Орёл и воробьи
Однажды на ферму, где жила стая воробьёв, залетел Орёл. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что скажет он. И стал рассказывать Орёл о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперёд один воробей и сказал: - Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно. Окинул Орёл своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоёвывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орёл воробьям: - Я считал воробьёв птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашёл я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орёл крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: - Короткое крыло – низкий полёт… А воробьи вернулись к своим гнёздам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.