цель урока: повторить сведения о способах выражения в языке значения сравнения, конструировать СПП с придаточным сравнения,находить СПП с сравнительными оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточным сравнения»
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
Цели урока:
повторить сведения о способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); формировать умения пользоваться приемом синонимической замены, конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Конспект урока.
I. Орг этап
II Проверка домашнего задания.
1. Упражнение 159, чтение и объяснение составленных схем по цепочке.: 1)объяснение смысла каждой пословицы,
2) назвать морфологические признаки наречий,3) прочесть 10 слов по заданной модели (каждый называет 1 слово , не повторяя прозвучавшее
упр 160 –конспект проверят дежурные по образцу.
(вопросы, сложности при выполнении).
II Работа с учебником.
Чтение лингвистического материала § 20
На какой вопрос отвечают языковые конструкции , которые помогают выразить значение сравнения? Назовите данные языковые конструкции
1.Оскалить зубы
2.Радость ползёт улиткой.
3.Под ним струя светлей лазури
4.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
СПП с придаточным сравнения.
Как, точно, словно, будто, как будто, как если бы
1)Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М.Пришвин)
2)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
ВЫВОД: СПП с придаточным сравнения более полно и ярко выражает сходство предметов и явлений.
Упражнение 166
Проверка
Наречие образа действия
Творительный сравнения
(глагол +сущ в тв.п)
Сравнит ф прилаг +сущ
Сравнительный оборот
СПП с придат сравнения
2 6 7 8
3 5
1 4 9
Вывод. Сравнительные союзы могут присоединять придаточные предложения и сравнительные обороты. В этом случае запятая перед союзами ставится. А могут стоять при сказуемом, тогда запятая не ставится.
(Море как ртуть.)
IV. Закрепление материала.
- Записать предложение (строки из стихотворения Анны Ахматовой).
Для мирной жизни новых поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений
Встают громады новых городов.
Вывод. Придаточные сравнительные, как и сравнительные обороты, используются в поэтической речи и прозе и служат для создания выразительности речи.
V. Работа с художественными текстами.
Фигура поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления, предмета или состояния с другим, называется сравнением.
- Разберем несколько примеров, распределяя предложения по группам.
Карточка.
1. Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка. 2. Она, как с давними друзьями, своими рощами, лугами ещё беседовать спешит (А. С. Пушкин). 3. Спорили, советуясь друг с другом, как спорят гордые в правде люди с сильными мира сего, не сдаваясь силе, но стараясь её убедить (М. Пришвин). 4'. Мелкий грибной дождь не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К. Паустовский). 5. Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А. С. Пушкин).
6. Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман (А. С. Пушкин).
7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим ветром (Дудин). 8. И эта песнь была нежна, как будто для земли она была на небе сложена! (М. Ю. Лермонтов.)
- Почему седьмое предложение не записано ни в одной колонке? (потому что сравнительный союз как входит в состав сказуемого: лес как орган).
- Чем осложнены предложения? (деепричастными, сравнительными оборотами, обособленным определением, однородными членами предложения).
Данные предложения позволяют повторить правописание гласных в личных окончаниях глаголов, перед суффиксом -л- в прош. вр. глагола, в падежных окончаниях существительных; -н- и -нн- в полных и кратких причастиях и прилагательных.
VI. Обобщающий вывод.
- С помощью каких союзов и союзных слов присоединяются придаточные сравнительные?
- Какие конструкции могут присоединять сравнительные союзы, кроме придаточных?
- В каких случаях перед сравнительным союзом не ставится запятая?
- Как называется поэтическая фигура (троп), основанная на сопоставлении предметов, явлений, состояний и т. д.?
- Для чего употребляются в поэтической речи сравнения?