Просмотр содержимого документа
«Способы выражения сравнения»
Добрый день, коллеги, добрый день,ребята!
Меня зовут Елена Ивановна, и сегодня урок русского языка
у вас проведу я.
Прежде чем мы начнем урок, на котором я очень надеюсь, вы будете успешны, я предлагаю вам оценивать свои успехи в дорожной карте урока/ за каждый правильный ответ, выполненное задание вы сами себе будете выставлять баллы (слайд 1)
1) Посмотрите, пожалуйста на экран и,прочитайте внимательно тексты и обратите внимание на выделенные слова и выражения. О чем может пойти речь на уроке? (выполнение заданий в группах).Докажите. Сформулируйте тему урока. Все согласны с формулировкой темы? Я правильно вас поняла, могу я , обобщая ваши слова прийти к выводу, что тема сегодняшнего урока «Сравнение и способы его выражения? Как вы считаете, права я или нет? ( А я не согласна. Что надо сделать, чтобы вы, как ия понимали, что тема немного отличается от вашей формулировки? Я предложу свой вариант, а к концу урока мы докажем, права я или нет.
«Сравнения и способы их выражения»
Текст 1 Слайд 2
Откройте, пожалуйста тетради и запишите : 17 апреля, классная работа , «Сравнения и способы их выражения ».
Слайд 3
А теперь , работая в парах, заишите в тетради, а потом скажите всё, что знаете по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, отдельные слова) . все ваши ассоциации. Есть у вас какие-то дополнения?
Все ли согласны с данными высказываниями? Почему? Выскажите свое мнение.
Что бы мы хотели узнать по данной теме? Что общего мы нашли?
2) Давайте подведем итоги о том, что мы знаем о сравнении и сравнительных оборотах на сегодняшний день. Пожалуйста, обобщите весь материал, в форме монологического ответа (индивидуально) отвечающие выставляют баллы)
А теперь обратим внимание на доску. Слайд №4
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
- Как вы думаете, из скольки частей состоит сравнение? Верно, из трех.
Скажите, а что здесь сравнивается? Верно, воздух. А какой частью речи выражено это слово? Существительным. А что обозначает существительное как часть речи? Предмет. Так вот, то, что сравнивается, называется тоже предметом.
А с чем сравнивается предмет «воздух»? Верно, с «поцелуем ребенка», и сразу мы представляем некий художественный образ. Значит, то, с чем сравнивается, называется «образ».
Скажите, а на основании чего одно сравнивается с другим? Верно, на основании каких-либо признаков. (Если не ответят, встречный вопрос, «С помощью чего дается характеристика предмета, на основании чего он будет отличаться от другого такого же предмета»)
Молодцы, ребята. Кто поможет мне повторить, из каких частей обычно состоит сравнение?
Совершенно верно, а теперь запишите, пожалуйста это предложение в свои тетради. Каквы думаете, каким членом предложения в тексте будет сравнение? Почему вы так думаете? Как вы определяете, какое слово является является тем или иным членом предложения?( По вопросу).
Теперь еще раз посмотрим на доску. Слайд 5
3) Каждая группа соотносит следующие предложения, со способами выражения сравнения.
1.Правда дороже золота. ( Слайд 6)
2. Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.
3. Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.
4. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вдруг вернулось.
5. Оскалить зубы по-волчьи.
6. Подобен старинной иконе...
Запишите свое предложение и подчеркните сравнение как член предложения.
Каким членом предложения и почему является дороже в 1 предложении,...а точно в сказке во 2-м? А улиткой в 3-м, по-волчьи. -в 5-м? Какой вывод мы можем сделать?
Каким членом предложения чаще всего является сравнение?Сделайте вывод. Оцените свой ответ.
4)А теперь, чтобы проверить наши знания, каждый из вас выберет понравившуюся картинку, постарается создать и записать предложения, используя как можно больше способов сравнения за 2 минуты. Все способы вам представлены с обратной стороны дорожной карты. Читаем получившиеся предложения. Ставим себе баллы.
Слайд 7.
«Оцените свою работу за урок».
8-7 -«5»
6-5 -«4»
4-3- «3»
Кто хочет сказать о своем результате.
Итак, о чем сегодня мы с вами говорили и чему учились? Можно ли утверждать, что полученные знания и умения вам достаточны для правильного употребления сравнений в устой и письменной речи. Как вы думаете, какие вопросы вы будете рассматривать на следующем уроке?
Дома, пожалуйста, составьте свой кластер, схему всего, что вы на сегодня знаете о сравнениях и способах его выражения, а на следующем уроке, я думаю, вы сделаете общий кластер, который сможете использовать не только вы, но и те, кто будет учиться после вас.