Содержит сведения о художнике, о картине, вопросы, которые помогут подготовиться к сочинению, образцы сочинений, план, эпиграф, а также слова-синонимы во избежание речевых повторов.
Художник В.М.Васнецов и его картины.
Описание Алёнушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).
Природа сочувствует Алёнушке.
Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины?
Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848-1926). Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В. М, Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию.
Природу вятского края нельзя было не полюбить, не привязаться к ней всем сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие таланта.
С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами: «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье». В этих картинах тесно переплелись историческое начало и поэтический вымысел. Васнецов открыл для русского искусства богатый и яркий мир образов народной поэзии.
Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
В.М. Васнецов
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (образец)*
Сюжет «Алёнушки» навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. На этой картине Васнецов показал нам образ простой русской девушки, выразил своё отношение к ней.
На переднем плане художник изобразил Алёнушку, которая сидит на сером камне около глубокого омута. Она очень грустная. Видимо, девушка печалится о своей тяжёлой жизни, тоскует. Алёнушка бедно одета: на ней старенький сарафан, выцветшая кофта, она босиком.
Лицо у неё, хотя и грустное, но красивое и доброе. Тихая осенняя природа дополняет трогательный образ крестьянской девушки-сироты. Печально застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели. Деревца – хрупкие и тоненькие, как сама героиня. Они словно оберегают её от злого мира. Природа созвучна настроению Алёнушки: кажется, что она скорбит вместе с героиней.
В глубоком омуте отражается тёмный лес. Пожелтевшие листья лежат на поверхности воды неподвижно. В лесу нет ни единого лучика солнца, и на душе у Алёнушки нет ничего радостного и светлого.
Колорит картины подчёркивает её печальное содержание. Не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. В эту скромную цветовую гамму Васнецов ввёл иные тона, контрастные. Это розовые цветы на сарафане, нежная голубизна кофты, сочная зелень осоки. Яркие тона усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше помогают понять настроение героини.
Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Он верит в будущее счастье девушки. Своей картиной Васнецов вызывает у нас сочувствие к судьбам бедных детей-сирот. Она нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.
«Алёнушка» — одна из первых картин в русском искусстве, где поэзия народных сказок неразрывно слита с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.
* Сочинение не списывать (и не пересказывать своими словами – это не изложение).