kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение по картине "Алёнушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Цели: формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка цели.

- Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение – описание по картине Васнецова… А какое, вы узнаете позже.

3. Повторение.

- Но сначала вспомним, что такое текст?

- Какие типы текстов вы знаете?

-Чем отличается текст-описание от других типов текста?

- Какие виды описания вы знаете?

- Чем отличается художественное описание от научного?

4. Работа над новым материалом.

- Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. (на доске портрет художника).

Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Какие детские впечатления легли в основу написания картин?

                               (Сообщение).

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как- бы не менялись со временем вкусы и суждения об искусстве, имя и картины этого художника остаются дороги каждому.

   Васнецов был сыном священника, рос среди крестьян и очень любил их простоту, доброту, с большим интересом слушал их песни, сказки.

    Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. У него зародилась страстная привязанность к народным сказкам. Убедиться в этом нетрудно, если обратиться к его творчеству. Посмотрите на его картины.

(На доске прикреплены картины художника)

- Ребята, какой картины здесь нет?

- Дома вы прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и были в роли художников и рисовали иллюстрации к этой сказке. (Оформлена выставка.)

-Но прежде чем обратимся к рисункам, скажите, какой она предстает в сказке?

-Какой рисунок соответствует словесной характеристике героини больше других и почему?

-Каким вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

(Вывешивается картина и дописывается тема урока.)

-Посмотрите внимательно на картину. Сравните с рисунками. Чем отличается?

-Какое настроение героини сумел передать художник? Еще? (Грустное, печальное.)

-Одну из лучших своих картин В.М. Васнецов написал в 1881 году. Эта картина «Аленушка». И хранится она в Москве, в Третьяковской галерее.

- Посмотрите внимательно на картину.

Давайте, закроем глаза и постараемся представить картину.

- Что запомнилось больше всего? (Поза, лицо.)

- Почему Аленушка находится в самом центре картины? (Чтобы обратить внимание.)

- Что бросается в глаза в ее внешности? (Босиком, старый сарафан, растрепанные волосы.)

- Из какой семьи Аленушка, богатой или бедной?

- Обратимся снова к эпиграфу. Как вы теперь понимаете слова Голубевой?

- Через образ Аленушки автор выразил любовь к народу.

- Что самое главное в описании портрета? (Глаза. Большие, печальные, грустные.)

- Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что у девочки горе?

Что на это указывает? (Это выражает поза: опущена голова, колени обхватила, согнулась.)

- Какое чувство она вызывает у зрителей, у нас с вами? (Сочувствие, жалость.)

- Что окружает Аленушку? Давайте опишем фон. (Лес, озеро.)

- Что можно сказать о лесе?

- Если трудно, вспомните, как его описывают в русских народных сказках. (Дремучий, темный, страшный, загадочный, колдовской.)

- А какая в озере вода? (Тоже темная, как и страшный лес.)

- Какое время года изображено на картине? Найдите признаки. (Осень: желтые листья на березах и на поверхности воды)

- Почему Васнецов выбрал осень? (Грустное время, природа, как и человек, печалится.)

- Лес темный, и на душе темно.

5. Физминутка.

- Отдохнули, работаем дальше. Для того, чтобы придать соответствующее настроение своей картине, художник использует несколько приемов – освещение и отбор красок. Цвет имеет большое значение. Тон неяркий, в нем преобладают темно-зеленые  и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая листва, пожелтевшая зелень. Лицо девушки озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителей. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки.

6. Составление плана.

- А сейчас мы вместе составим план нашего описания.

1. Вступление.

Художник-сказочник.

2.Основная часть.

-Какие микротемы в картине?

1) Описание Алёнушки.

2) Описание леса.

3) Описание озера.

3. Заключение.

Отношение художника к героине и наше отношение.

- Расскажите по плану.

7.Орфографическая подготовка.

- Перед тем, как начать писать сочинение, разберём слова, в которых  вам встретились знакомые орфограммы? Назовите их.

8. Написание сочинения.

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Пользуясь планом и карточками, составьте художественное описание картины «Аленушка», используя два пункта.

9. Итог урока.

- Понравилась ли вам картина?

- Какие чувства вызвала?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине "Алёнушка" »

Урок по русскому языку.

«Развитие речи. Обучающее сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка».

Тема урока: «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Цели: формировать умение читать картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка цели.

- Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение – описание по картине Васнецова… А какое, вы узнаете позже.

3. Повторение.

- Но сначала вспомним, что такое текст?

- Какие типы текстов вы знаете?

-Чем отличается текст-описание от других типов текста?

- Какие виды описания вы знаете?

- Чем отличается художественное описание от научного?

4. Работа над новым материалом.

- Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. (на доске портрет художника).

Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: Какие детские впечатления легли в основу написания картин?

(Сообщение).

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как- бы не менялись со временем вкусы и суждения об искусстве, имя и картины этого художника остаются дороги каждому.

Васнецов был сыном священника, рос среди крестьян и очень любил их простоту, доброту, с большим интересом слушал их песни, сказки.

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. У него зародилась страстная привязанность к народным сказкам. Убедиться в этом нетрудно, если обратиться к его творчеству. Посмотрите на его картины.

(На доске прикреплены картины художника)

- Ребята, какой картины здесь нет?

- Дома вы прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и были в роли художников и рисовали иллюстрации к этой сказке. (Оформлена выставка.)

-Но прежде чем обратимся к рисункам, скажите, какой она предстает в сказке?

-Какой рисунок соответствует словесной характеристике героини больше других и почему?

-Каким вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

(Вывешивается картина и дописывается тема урока.)

-Посмотрите внимательно на картину. Сравните с рисунками. Чем отличается?

-Какое настроение героини сумел передать художник? Еще? (Грустное, печальное.)

-Одну из лучших своих картин В.М. Васнецов написал в 1881 году. Эта картина «Аленушка». И хранится она в Москве, в Третьяковской галерее.

- Посмотрите внимательно на картину.

Давайте, закроем глаза и постараемся представить картину.

- Что запомнилось больше всего? (Поза, лицо.)

- Почему Аленушка находится в самом центре картины? (Чтобы обратить внимание.)

- Что бросается в глаза в ее внешности? (Босиком, старый сарафан, растрепанные волосы.)

- Из какой семьи Аленушка, богатой или бедной?

- Обратимся снова к эпиграфу. Как вы теперь понимаете слова Голубевой?

- Через образ Аленушки автор выразил любовь к народу.

- Что самое главное в описании портрета? (Глаза. Большие, печальные, грустные.)

- Можно ли, посмотрев на картину, сказать, что у девочки горе?

Что на это указывает? (Это выражает поза: опущена голова, колени обхватила, согнулась.)

- Какое чувство она вызывает у зрителей, у нас с вами? (Сочувствие, жалость.)

- Что окружает Аленушку? Давайте опишем фон. (Лес, озеро.)

- Что можно сказать о лесе?

- Если трудно, вспомните, как его описывают в русских народных сказках. (Дремучий, темный, страшный, загадочный, колдовской.)

- А какая в озере вода? (Тоже темная, как и страшный лес.)

- Какое время года изображено на картине? Найдите признаки. (Осень: желтые листья на березах и на поверхности воды)

- Почему Васнецов выбрал осень? (Грустное время, природа, как и человек, печалится.)

- Лес темный, и на душе темно.

5. Физминутка.

- Отдохнули, работаем дальше. Для того, чтобы придать соответствующее настроение своей картине, художник использует несколько приемов – освещение и отбор красок. Цвет имеет большое значение. Тон неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая листва, пожелтевшая зелень. Лицо девушки озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителей. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки.

6. Составление плана.

- А сейчас мы вместе составим план нашего описания.

1. Вступление.

Художник-сказочник.

2.Основная часть.

-Какие микротемы в картине?

1) Описание Алёнушки.

2) Описание леса.

3) Описание озера.

3. Заключение.

Отношение художника к героине и наше отношение.

- Расскажите по плану.

7.Орфографическая подготовка.

- Перед тем, как начать писать сочинение, разберём слова, в которых вам встретились знакомые орфограммы? Назовите их.

8. Написание сочинения.

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Пользуясь планом и карточками, составьте художественное описание картины «Аленушка», используя два пункта.

9. Итог урока.

- Понравилась ли вам картина?

- Какие чувства вызвала?






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сочинение по картине "Алёнушка"

Автор: Есаулова Ольга Борисовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_5_klassie_podghotovka_k_napisaniiu_sochinieniia_opisanii"
    ["file_id"] => string(6) "360462"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479575668"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» "
    ["seo_title"] => string(51) "sochinieniie-po-kartinie-v-m-vasnietsova-alionushka"
    ["file_id"] => string(6) "128208"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415456635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Сочинение по картине В.М. Васнецова   «Алёнушка»"
    ["seo_title"] => string(53) "sochinieniie-po-kartinie-v-m-vasnietsova-alionushka-1"
    ["file_id"] => string(6) "258310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448470046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Подготовка к сочинению по картине В.Васнецва "Алёнушка""
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka_k_sochinieniiu_po_kartinie_v_vasnietsva_alionushka"
    ["file_id"] => string(6) "459412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1519551673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»"
    ["seo_title"] => string(51) "sochinieniie_po_kartinie_v_m_vasnietsova_alionushka"
    ["file_id"] => string(6) "440928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511779495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства