kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Служебные части речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку для 5 классов

Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Педагогический факультет


Кафедра русской и мировой литературы и технологий ее обучения

Технологическая карта урока русского языка в 5 «Б» классе

Тема: «Служебные части речи»

Разработала:

студентка 5 курса

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили «Русский язык» и «Литература» группы ИФ5Р

Гулиева Валерия Владимировна












Ставрополь, 2019 г.


Класс: 5

Дата: 15.10.2019

УМК: Русский язык. Практика. 5 кл. : учебник / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. — 7-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2019. — 270, [2] с. : ил. — (Российский учебник).

Тема: «Служебные части речи»

Место урока в системе уроков: первый и единственный урок в системе уроков по данной теме.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Воспитывающие:

-воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе;

-воспитывать любовь к родному языку

-формирование положительной мотивации к обучению.

Обучающие:

-актуализировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;

- расширить знания о служебных частях речи; их отличие от

самостоятельных частей речи;

- научить отличать предлоги от приставок и союзов.

Развивающие:

-развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе изученного материала;

-развивать умения систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми.

Планируемые результаты:

Личностные:

– сформировано положительное отношение к познавательной деятельности;

– развиты умения систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

–сформирована положительная мотивация обучения;

–осознание потребности в образовании и самообразовании.

Предметные:

–актуализированы знания о частях речи;

–знают определения самостоятельных и служебных частей речи.

Метапредметные:

–сформировано умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

–сформирована готовность слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

–развита способность к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал.

Методы: словесный, эвристический, наглядный.





План урока:

1. Орг.момент .

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

3. Открытие новых знаний.

4. Физ.минутка.

5. Первичное закрепление нового материала.

6. Рефлексия и подведение итогов урока.

7. Инструктаж выполнения домашнего задания.




Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент.

Цель этапа:

проверка настроя класса на урок.


Сейчас только была перемена, и вы бегали, играли

шутили; кто-то, может, ссорился. А теперь настал час

умственного труда, и вы должны настроиться на

работу.

Делу- время, потехе час.

Доброе утро! Я Вам говорю!

Доброе утро я людям дарю.

И улыбаются добрые люди,

Видно, слова они добрые любят!

– Назовите части речи в 1-ой и 3 –ей строчке. (1-ый

слайд)

– Какое правило можно проиллюстрировать словами из

3-ей строчки? (тся-ться)

- Объясняют смысл приветствия.


Волевая саморегуляция.

Регулятивные: планируют необходимые действия;

самоконтроль.

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа: закрепление ранее изученных знаний, подготовка мышления обучающегося и организация осознания потребностей в новой информации.








































3. Открытие новых знаний.

Цели: определение темы и цели урока в рамках наблюдения (7 минут)






















































Всем, кто проснулся!

Всем, кто родным своим улыбнулся!

Всем, кто готов заниматься делами!

Или же просто общаться с друзьями!

Пусть этот день будет лучше, чем прежний!

Может, подарит кому-то надежду

Может, желанье исполнит любое –

Счастья, удачи, добра и покоя! - Объясните правописание ться

- В стихотворении назовите грамматическое значение слова проснулся

- Каким членом предложения являются слова «кто» и «проснулся»?

- Является ли союз «и» членом предложения?

На доске таблица


Кто

Проснуться

Общаться

Друзья

Подарить

Или

Же

С

И

- Объясните, почему именно так распределены слова? -Назовите эти части речи - В какой форме стоят глаголы в 1-ом столбце?

Что вы знаете о служебных частях речи?

- Что такое союз, частица, предлог, зачем они нужны, какова

история служебных частей речи?

- Итак, ребята, посмотрим, всѐ ли мы знаем, достаточно ли нам

знаний о служебных частях речи. Сформулируйте, о чѐм бы

хотелось вам узнать на уроке (слайд 3).











- Кто из вас готов попробовать свои силы и создать таблицу, в

которую вошли бы все известные вам части речи. При этом

необходимо назвать отличие служебных и самостоятельных

членов предложения

- А мы тем временем посмотрим разницу предлога и приставки:

(По)шѐл (по) дороге

(За)глянул (за) угол

(В)лез (в) окно

(На)ступил (на) кнопку(Слайд 4)

- Какова роль предлогов? Что изменится, если их убрать?

- Если убрать в глаголах приставки, сохранится ли прежнее значение слова?

(Нет. Вывод: это была приставка.)

- Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое

слово? (Нет. Вывод: это была приставка.)

ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово?

Слушаем сценку (Лѐша и Егор)

- Кто кого обидел первый?

Егор : Он меня!

Лѐша: Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

Егор: Он меня!

Лѐша: Нет, он меня!-

- Вы же раньше так дружили!

Егор - Я дружил.

Лѐша – И я дружил.

- Что же вы не поделили?

Егор: Я забыл.

Лѐша: И я забыл.

-Какими частями речи являются выделенные слова? (слайд 5)

Выполняют

задание,

тренирующее

отдельные

способности к

учебной

деятельности,

мыслительные

операции и

учебные навыки

-Учащиеся

называют части

речи

- Это глагол

прошедшего

времени, ед ч.,

м.р.

- Подлежащее и

сказуемое

- В начальной

форме

- В 1-ом

столбике

самостоятельные

части речи, а во

2-ом –

служебные

.

Глаголы стоят в

начальной

форме.

Ставят цели,

формулируют

тему урока

-Высказывают

свои

предположения,

что такое

предлог…

Дети ставят цели

урока,

записывают

число, классная

работа

Тема:

«Служебные

части речи».

Составляют план

достижения цели

и определяют

средства

(алгоритм,

модель и т.д.)


1 ученик у доски

создаѐт таблицу

частей речи

1 ученик

работает

самостоятельно

над заданиями

на диске

(использование

предлогов)

Класс пишет и

рассуждает, где

приставки и

предлоги.




Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.












Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Физ.минутка.

Цель этапа: смена вида деятельности.


Вы, наверное, устали?


Ну, тогда все дружно встали.

Смотрите на меня и повторяйте движения.



Выполняют упражнения вслед за учителем под песню из м/ф «Фиксики».











Личностные:

саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

5.Первичное закрепление нового материала.

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала



 Обратите внимание на экран, прочитайте внимательно правило и постарайтесь запомнить.


Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Разыгрывание лингвистической сказки:

- Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха -

никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак,

всѐ плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовѐмка мы на помощь Морфологию!"

• Кто из вас связывает существительное, местоимения и

 Предлоги: Мы служим для связи существительное,

местоимения и числительные с другими словами

(предлоги держат карточку в, на, без, перед)

А ещѐ что вы умеете делать?

 Мы помогаем определить падеж существительного,

местоимения и числительного.

 Идите ко мне. Будете почѐтными слугами. …А кто

помогает выразить или усилить вопрос, сомнение,

восклицание, отрицание, уточнение?

 Это мы – частицы

 А что ещѐ вы умеете делать?

 Частицы: Кто умеет нас использовать, у того речь

становится более точной и выразительной

 И вы тоже пригодитесь – будем дружить!

А теперь послушайте историю названия СОЮЗА:

Название СОЮЗ появилось в XVII веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ.

Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно

частотным словом ( очень часто употребляется)

Работа на доске и в тетради

Настоящая дружба объединяет и согревает людей.(союз и связывает однородные члены предложения)

Запишите предложение из песни

«От улыбки хмурый день светлей».

…Запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.(союз и связывает предложения)

На доске записано заранее:

Как положено друзьям,

Всѐ мы делим пополам:

И смешинки, и слезинки Пополам.(повторяющийся союз) и «Без друзей меня чуть-чуть, а

с друзьями много»











Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма.


Запись предложений в

тетради, подчѐркивание

подлежащего и

сказуемого



Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение структурировать знания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.





6. Рефлексия и подведение итогов урока.

Цель этапа: подвести итоги занятия.


Ребята, вот наш урок и подошел к концу. На ваших партах смайлики, если урок понравился и вам было интересно, то к поднимите вверх веселый смайлик, если вам было скучно и урок не понравился, то – грустный.


$.




7. Инструктаж выполнения домашнего задания.

Цель этапа: объяснить ход выполнения домашнего задания.

Домашнее задание – упражнение 74. Вам нужно переписать текст и выделить служебные части речи.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планируют необходимые действия.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Служебные части речи

Автор: Гулиева Валерия Владимировна

Дата: 26.12.2019

Номер свидетельства: 533710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок - модуль "Союз - служебная часть речи" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-modul-soiuz-sluzhiebnaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "182214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425480579"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "195933"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427983545"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку "Служебные части речи. Практическая работа" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-sluzhiebnyie-chasti-riechi-praktichieskaia-rabota-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417074724"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства