1. Орг. момент. Цель этапа: проверка настроя класса на урок. | Сейчас только была перемена, и вы бегали, играли шутили; кто-то, может, ссорился. А теперь настал час умственного труда, и вы должны настроиться на работу. Делу- время, потехе час. Доброе утро! Я Вам говорю! Доброе утро я людям дарю. И улыбаются добрые люди, Видно, слова они добрые любят! – Назовите части речи в 1-ой и 3 –ей строчке. (1-ый слайд) – Какое правило можно проиллюстрировать словами из 3-ей строчки? (тся-ться) | - Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция. | Регулятивные: планируют необходимые действия; самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель этапа: закрепление ранее изученных знаний, подготовка мышления обучающегося и организация осознания потребностей в новой информации. 3. Открытие новых знаний. Цели: определение темы и цели урока в рамках наблюдения (7 минут) | Всем, кто проснулся! Всем, кто родным своим улыбнулся! Всем, кто готов заниматься делами! Или же просто общаться с друзьями! Пусть этот день будет лучше, чем прежний! Может, подарит кому-то надежду Может, желанье исполнит любое – Счастья, удачи, добра и покоя! - Объясните правописание ться - В стихотворении назовите грамматическое значение слова проснулся - Каким членом предложения являются слова «кто» и «проснулся»? - Является ли союз «и» членом предложения? На доске таблица Кто Проснуться Общаться Друзья Подарить | Или Же С И | - Объясните, почему именно так распределены слова? -Назовите эти части речи - В какой форме стоят глаголы в 1-ом столбце? Что вы знаете о служебных частях речи? - Что такое союз, частица, предлог, зачем они нужны, какова история служебных частей речи? - Итак, ребята, посмотрим, всѐ ли мы знаем, достаточно ли нам знаний о служебных частях речи. Сформулируйте, о чѐм бы хотелось вам узнать на уроке (слайд 3). - Кто из вас готов попробовать свои силы и создать таблицу, в которую вошли бы все известные вам части речи. При этом необходимо назвать отличие служебных и самостоятельных членов предложения - А мы тем временем посмотрим разницу предлога и приставки: (По)шѐл (по) дороге (За)глянул (за) угол (В)лез (в) окно (На)ступил (на) кнопку(Слайд 4) - Какова роль предлогов? Что изменится, если их убрать? - Если убрать в глаголах приставки, сохранится ли прежнее значение слова? (Нет. Вывод: это была приставка.) - Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово? (Нет. Вывод: это была приставка.) ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово? Слушаем сценку (Лѐша и Егор) - Кто кого обидел первый? Егор : Он меня! Лѐша: Нет, он меня! - Кто кого ударил первый? Егор: Он меня! Лѐша: Нет, он меня!- - Вы же раньше так дружили! Егор - Я дружил. Лѐша – И я дружил. - Что же вы не поделили? Егор: Я забыл. Лѐша: И я забыл. -Какими частями речи являются выделенные слова? (слайд 5) | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки -Учащиеся называют части речи - Это глагол прошедшего времени, ед ч., м.р. - Подлежащее и сказуемое - В начальной форме - В 1-ом столбике самостоятельные части речи, а во 2-ом – служебные . Глаголы стоят в начальной форме. Ставят цели, формулируют тему урока -Высказывают свои предположения, что такое предлог… Дети ставят цели урока, записывают число, классная работа Тема: «Служебные части речи». Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) 1 ученик у доски создаѐт таблицу частей речи 1 ученик работает самостоятельно над заданиями на диске (использование предлогов) Класс пишет и рассуждает, где приставки и предлоги. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
5.Первичное закрепление нового материала. Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Обратите внимание на экран, прочитайте внимательно правило и постарайтесь запомнить. Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение. Разыгрывание лингвистической сказки: - Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всѐ плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовѐмка мы на помощь Морфологию!" • Кто из вас связывает существительное, местоимения и Предлоги: Мы служим для связи существительное, местоимения и числительные с другими словами (предлоги держат карточку в, на, без, перед) А ещѐ что вы умеете делать? Мы помогаем определить падеж существительного, местоимения и числительного. Идите ко мне. Будете почѐтными слугами. …А кто помогает выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, отрицание, уточнение? Это мы – частицы А что ещѐ вы умеете делать? Частицы: Кто умеет нас использовать, у того речь становится более точной и выразительной И вы тоже пригодитесь – будем дружить! А теперь послушайте историю названия СОЮЗА: Название СОЮЗ появилось в XVII веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили: Слово И – один из самых древних союзов русского языка Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется) Работа на доске и в тетради Настоящая дружба объединяет и согревает людей.(союз и связывает однородные члены предложения) Запишите предложение из песни «От улыбки хмурый день светлей». …Запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке.(союз и связывает предложения) На доске записано заранее: Как положено друзьям, Всѐ мы делим пополам: И смешинки, и слезинки Пополам.(повторяющийся союз) и «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма. Запись предложений в тетради, подчѐркивание подлежащего и сказуемого | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение структурировать знания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. |