Тема " Сложные слова с пол-, полу-" разработана для учащихся 6 класса.Тип урока-комбинированный. в начале урока идет повторение пройденного материала. Раздаются карточки "Буквы и, ы после приставок, оканчивающих на согласный". Карточка на проверка теоретических знаний по пройденному материалу. Для слабых учеников - практический блок (вставить пропущенную букву). Новая тема - дети сами делают вывод. Закрепление - выборочный диктант и тренировочное упражнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, тетрадь, карточки
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
Повторение пройденного материала (письменно) на карточках.
– Вставьте нужные слова в правило, которому подчиняется орфограмма
Карточка
1.После ____________________, которая оканчивается на ___________________, пишется буква _____, если исходное слово начинается с буквы _______: итожить –– подытожить, искать –– изыскать, инициативный –– безынициативный. 2. Смены И на Ы не происходит после приставок ___________________________ происхождения: постиндустриальный, суперигра. 3. Смены И на Ы не происходит после приставок _____________________________ : межинститутский, сверхизвестный.
От грать первый период; меж гровая тренировка; вз гравшее самолюбие; с грать вальс; под грать на гитаре; без скусный рассказ; провести об ск; меж нститутские соревнования; чувство без сходности; из мать документы; пред дущий сезон; меж здательское объединение; из скивать средства; с змала закаляться; без нициативный работник.
3. Постановка целей и задач урока
4. Объяснение нового материалаПрезентация
А)Слайд 2
пол - Европы пол – листа пол – апельсина
пол - Москвы пол – лимона пол - яблока
пол - Байкала пол – луковицы пол – окна
Самостоятельно сделайте вывод
Б) Слайд 3
Полумесяц
Полутьма
Полузащитник
Полуулыбка
Сделайте вывод
В) Выборочный диктант. Слайд 4
Выписать слова с корнем пол- , объяснить орфограмму (запись в тетрадях и на доске – по цепочке).
Я пришёл из школы: мамы дома нет.
На столе оставлен для меня обед:
Полбатонахлеба, полсудка борща
И на сковородке ровно пол-леща.
(для справки: судок –1.Небольшая чашка, миска с ручками. 2.Приспособление для переноски кушаний в виде нескольких кастрюлек, поставленных одна на другую и скрепляющихся ручкой.) Если мамы дома нету, полминуты не теряй
И варенье из буфета поскорее доставай.
У меня сегодня был такой обед: полкило варенья, полмешка конфет,
Пол – арбуза с тортом, апельсин с халвой (я ещё не мёртвый, но полуживой).
Я не ем уж полнедели, я не сплю уж пять ночей,
У моей стоит постели ровно пол – Москвы врачей.
Г) Подсказка Слайд 5 (устно)
Д) Примеры слов с полу- Слайд 6 (записать в тетеради)
Ж) Составить слова спол- Слайд 7, Проверка - слайд 8
З) Записать предложения, раскрывая скобки.
Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. (Былина)
(Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли. (В.Харитонов)
Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. (П.Шубин)
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. (Ю.Нагибин)
5. Домашняя работаРасставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. Разломила она (пол)яблока да подала его Ивану со словами Съешь мой друг не побрезгуй.