Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
Раздел: Лексика.
Тема: Синонимы и антонимы и их употребление в речи.
Цели урока:
обучающие – Формировать умение и навыки по теме «Антонимы»;
Формировать умение и навыки по теме «Синонимы»;
Формировать умение работы с компьютером;
развивающие – развивать навык самостоятельной работы;
развивать монологическую речь учащихся;
развивать логическое мышление;
Русскийязык -6 класс
Тема: Сложносокращенные слова.
Цели урока:
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению
Образовательная: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
Тип урока: изучение нового материала, отработка умений и навыков
Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, иллюстративный метод, выполнение письменных упражнений.
Оборудование и материалы: проектор и экран, доска, учебник «Русский язык 6 класс»
Ход урока
IОрганизационный момент 1 - 2 минуты
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
2. Проверка знаний учащихся
– Наша мудрая сова летала в лес посмотреть все ли в порядке в ее доме и принесла нам вот такое предложение: Далеко в лесу огромном, возле синих рек, жил с детьми в избушке темной бедный дровосек. – Что хочет нам напомнить сова?
– Сова напоминает тему, которую мы изучаем. Эта тема звучит так: образование сложных слов.
– Найдите сложное слово (Дровосек).
– Как оно образовано? (Сложением с помощью соединительной гласной О).
– Какие еще есть соединительные гласные? (Е, И).
– Распределите слова в 3 столбика в зависимости от соединительной гласной.
Землеройка, знаменосец, утконос, овощевод, мухоловка, пятилетка, землетрясение, пчеловод, звездопад, пешеход, семидневка, треугольник, шестиклассник.
– Поиграем: образуем новое слово.
– От слова пригорок возьмем приставку, от ставленник – корень, от корзинки – суффикс, от умывалась – окончание. Какое слово получилось? (Приставка).
– Какое отношение имеет это слово к изучаемой теме? (Слова образуются приставочным способом).
– А еще с помощью какой морфемы образуются слова? (Суффикс).
– Приведите примеры.
3. Изучение нового материала
Слово учителя
1)Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема.
2)Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты
Тема нашего урока – сложносокращенные слова. Сегодня вы узнаете, что же означает этот термин, какие виды сложносокращенных слов существуют, как они появляются в языке. Мы научимся правильно писать эти слова и правильно употреблять их в речи. В конце урока мы выполним небольшой тест и проверим, как была понята тема.
IIIАктуализация опорных знаний учащихся 5-7 минут
IVНачальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты
- Слово учителя. Многие из вас видели людей в синей форме. На кителе у них есть аббревиатура – МЧС. Это сложносокращенное слово. А вы знаете, когда оно появилось?
Ответ: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров Республики Казахстан образован Казахстанскй корпус спасателей. Эта дата считается основанием МЧС Казахстана. (Министерство Республики Казахстан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).
- Многие сложносокращенные слова появились совсем недавно. Большинству из них нет и ста лет. Как вы думаете, это много или мало?
- ответы учащихся.
- Для слова это очень маленький срок. Сложносокращенные слова по большей части называют современные нам предметы и явления: МЧС, ЦСКА, Сбербанк, комроты, запчасти. Иногда эти слова приходят из других языков. Например, слово интернет произошло от Internet, сокращение от InterconnectedNetworks — объединённые сети.
VИзучение нового материала. 15 - 20 минут
1. Презентация. Итак, давайте познакомимся с темой. Посмотрите на экран.
1) Определение
2) История сложносокращенных слов
3) Виды сложносокращенных слов по способу образования
4) Правило
2. Выполнение упражнений. Давайте обратимся к
воспитывающие – воспитывать любознательность, интерес к познаниям;
воспитывать любовь к родному и русскому языку.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютеры, экран, проектор, мяч.
План урока
Перед уроком дети делятся на 2 команды
Организационный момент
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн Презентация. Слайд 1.
II Сообщение темы занятия.
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов.Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней множество городов. В некоторых городах мы уже побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда. (Приложение №1).
Задание для 1 команды.