kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложносокращенные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык.                                                

Класс: 5.                                                                            

Раздел: Лексика.                                                              

Тема: Синонимы и антонимы и их употребление в речи.

Цели урока:

обучающие – Формировать умение и навыки по теме «Антонимы»;                    

                         Формировать умение и навыки по теме «Синонимы»;

                         Формировать умение работы с компьютером;    

развивающие – развивать навык самостоятельной работы;

                             развивать монологическую речь учащихся;

                             развивать логическое мышление;

Русскийязык -6 класс

Тема:  Сложносокращенные слова.

Цели урока:

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

Образовательная: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки  нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

Тип урока: изучение нового материала, отработка умений и навыков

Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, иллюстративный метод, выполнение письменных упражнений.

Оборудование и материалы: проектор и экран, доска, учебник «Русский язык 6 класс»

Ход урока

IОрганизационный момент                                              1 - 2 минуты

(проверка  присутствующих, подготовка рабочих мест)

 2. Проверка знаний учащихся

– Наша мудрая сова летала в лес посмотреть все ли в порядке в ее доме и принесла нам вот такое предложение: Далеко в лесу огромном, возле синих рек, жил с детьми в избушке темной бедный дровосек. – Что хочет нам напомнить сова? 
– Сова напоминает тему, которую мы изучаем. Эта тема звучит так: образование сложных слов. 
– Найдите сложное слово (Дровосек). 
– Как оно образовано? (Сложением с помощью соединительной гласной О). 
– Какие еще есть соединительные гласные? (Е, И).  
– Распределите слова  в 3 столбика в зависимости от соединительной гласной.
Землеройка, знаменосец, утконос, овощевод, мухоловка, пятилетка, землетрясение, пчеловод, звездопад, пешеход, семидневка, треугольник, шестиклассник.
– Поиграем: образуем новое слово. 
– От слова пригорок возьмем приставку, от ставленник –  корень, от корзинки – суффикс, от умывалась – окончание. Какое слово получилось? (Приставка). 
– Какое отношение имеет это слово к изучаемой теме? (Слова образуются приставочным способом). 
– А еще с  помощью  какой морфемы образуются слова?  (Суффикс).   
– Приведите примеры. 
 

3. Изучение нового материала

 Слово учителя

1)Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема.

2)Сообщение  темы и целей занятий                               1-2 минуты

Тема нашего урока – сложносокращенные слова. Сегодня вы узнаете, что же означает этот термин, какие виды сложносокращенных слов существуют, как они появляются в языке. Мы научимся правильно писать эти слова и правильно употреблять их в речи. В конце урока мы выполним небольшой тест и проверим, как была понята тема.

IIIАктуализация опорных знаний учащихся                 5-7 минут

IVНачальная мотивация учебной деятельности           2 - 3 минуты

  1. Слово учителя. Многие из вас видели людей  в синей форме. На кителе у них есть аббревиатура – МЧС. Это сложносокращенное слово. А вы знаете, когда оно появилось?

Ответ: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров Республики Казахстан образован Казахстанскй корпус спасателей. Эта дата считается основанием МЧС Казахстана.  (Министерство Республики Казахстан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

- Многие сложносокращенные слова появились совсем недавно. Большинству из них нет и ста лет. Как вы думаете, это много или мало?

- ответы учащихся.

- Для слова это очень маленький срок. Сложносокращенные слова по большей части называют современные нам предметы и явления: МЧС, ЦСКА, Сбербанк, комроты, запчасти. Иногда эти слова приходят из других языков. Например, слово интернет произошло от Internet, сокращение от InterconnectedNetworks — объединённые сети.

VИзучение нового материала.                      15 - 20 минут

1. Презентация. Итак, давайте познакомимся с темой. Посмотрите на экран.

1) Определение

2) История сложносокращенных слов

3) Виды сложносокращенных слов по способу образования

4) Правило

2. Выполнение упражнений. Давайте обратимся к

воспитывающие – воспитывать любознательность, интерес к познаниям;

                                  воспитывать любовь к родному и русскому языку.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип урока:   закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютеры, экран, проектор, мяч.

План урока

Перед уроком дети делятся на 2 команды

Организационный момент

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                        А. И. Куприн   Презентация. Слайд 1.   

II Сообщение темы занятия.

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов.Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней множество городов. В некоторых городах мы уже побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

 У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда. (Приложение №1).

Задание для 1 команды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложносокращенные слова»

Урок-5(23)

Русский язык -6 класс

Тема: Сложносокращенные слова.

Цели урока:

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

Образовательная: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

Тип урока: изучение нового материала, отработка умений и навыков

Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, иллюстративный метод, выполнение письменных упражнений.

Оборудование и материалы: проектор и экран, доска, учебник «Русский язык 6 класс»

Ход урока

I Организационный момент 1 - 2 минуты

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

2. Проверка знаний учащихся

– Наша мудрая сова летала в лес посмотреть все ли в порядке в ее доме и принесла нам вот такое предложение: Далеко в лесу огромном, возле синих рек, жил с детьми в избушке темной бедный дровосек. – Что хочет нам напомнить сова? 
– Сова напоминает тему, которую мы изучаем. Эта тема звучит так: образование сложных слов. 
– Найдите сложное слово (Дровосек). 
– Как оно образовано? (Сложением с помощью соединительной гласной О). 
– Какие еще есть соединительные гласные? (Е, И).  
– Распределите слова  в 3 столбика в зависимости от соединительной гласной.
Землеройка, знаменосец, утконос, овощевод, мухоловка, пятилетка, землетрясение, пчеловод, звездопад, пешеход, семидневка, треугольник, шестиклассник.
– Поиграем: образуем новое слово. 
– От слова пригорок возьмем приставку, от ставленник –  корень, от корзинки – суффикс, от умывалась – окончание. Какое слово получилось? (Приставка). 
– Какое отношение имеет это слово к изучаемой теме? (Слова образуются приставочным способом). 
– А еще с  помощью  какой морфемы образуются слова?  (Суффикс).   
– Приведите примеры. 


3. Изучение нового материала

Слово учителя

1)Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема.

2)Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты

Тема нашего урока – сложносокращенные слова. Сегодня вы узнаете, что же означает этот термин, какие виды сложносокращенных слов существуют, как они появляются в языке. Мы научимся правильно писать эти слова и правильно употреблять их в речи. В конце урока мы выполним небольшой тест и проверим, как была понята тема.

III Актуализация опорных знаний учащихся 5-7 минут

IV Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты

  1. Слово учителя. Многие из вас видели людей в синей форме. На кителе у них есть аббревиатура – МЧС. Это сложносокращенное слово. А вы знаете, когда оно появилось?

Ответ: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров Республики Казахстан образован Казахстанскй корпус спасателей . Эта дата считается основанием МЧС Казахстана. (Министерство Республики Казахстан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) .

- Многие сложносокращенные слова появились совсем недавно. Большинству из них нет и ста лет. Как вы думаете, это много или мало?

- ответы учащихся.

- Для слова это очень маленький срок. Сложносокращенные слова по большей части называют современные нам предметы и явления: МЧС, ЦСКА, Сбербанк, комроты, запчасти. Иногда эти слова приходят из других языков. Например, слово интернет произошло от Internet, сокращение от Interconnected Networks — объединённые сети.

V Изучение нового материала. 15 - 20 минут

1. Презентация. Итак, давайте познакомимся с темой. Посмотрите на экран.

1) Определение

2) История сложносокращенных слов

3) Виды сложносокращенных слов по способу образования

4) Правило

2. Выполнение упражнений. Давайте обратимся к учебнику.

Упр 218 – устно, упр 219 письменно, у доски

VI Обобщение и систематизация изученного материала

5) Тест «Проверь себя!

5 - 6 минут

(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)

VII Итоговая часть занятия 3 - 5 минут

Пример вывода: Сегодня мы узнали, что такое сложносокращенные слова. Это слова, состоящие из сокращений нескольких слов. Я могу показать это на примере слов:……

Пример вывода 2: У сложносокращенных слов трудно определить род. Потому что они состоят из частей нескольких слов. Я могу показать это на примере слов… Я делаю вывод, что для определения рода слова нужно расшифровать его и определить род главного слова.

- Какие у вас остались вопросы по сегодняшней теме?

Вопросы учащихся

VIII Сообщение домашнего задания 1- 2 минуты

Упр 221




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложносокращенные слова

Автор: Кенешпаева Гульнар Асылбековна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "ТЕМА: «Сложносокращенные слова»"
    ["seo_title"] => string(32) "tema_slozhnosokrashchennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "542977"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584354872"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация "Сложносокращенные слова""
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia_slozhnosokrashchiennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "378924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484304677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему: "Сложносокращенные слова""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt_uroka_na_tiemu_slozhnosokrashchiennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "397516"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488549389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Род сложносокращенных слов"
    ["seo_title"] => string(31) "rod_slozhnosokrashchennykh_slov"
    ["file_id"] => string(6) "525563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572860803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Образование  сложных слов"   Русский  язык  6 класс. "
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie-slozhnykh-slov-russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422766708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства