Учитель: рекламное название урока «Только любовью движется жизнь»
Попытаемся связать ее с темой ССП.
Работаем в течение урока с карточкой опроса.
Карточка опроса
задание
1. «Портрет слова»
2. Анализ
3. Текст
4. Текст
5. Пятистишье
Самооценка
Оценка товарища
Оценка учителя
Слово учителя: Музыканты и поэты, художники и писатели из года в год, из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает все живое на Земле, помогает в трудные минуты, согревает душу. Романтичная и нежная, робкая и страстная, преданная и безмолвная… какой разной бывает любовь. Она может дарить радость и причинять боль. А еще наполняет нашу жизнь смыслом.
А что может быть предметом любви?
Ответы учащихся.
Что вы узнали об этом слове в словарях? Индивидуальная работа ученика (сообщение).
Творческое задание
Составим «портрет слова любовь».
Составить словосочетания:
1 группаприлагательное + существительное
2 группаглагол + существительное
3 – 4 группасуществительное + существительное
Ответы учащихся.
Учитель: В конце урока попытаемся написать пятистишье, используя рекламное название урока и ваши словосочетания.
5. Наблюдение над материалом урока.
Предлагаю вашему вниманию два предложения.
Мое изумление еще больше ув...личилось, Коновалов тоже к...зался очень уд...влен...ым.
Лиза испытывала то же чу...ство, и это пугало ее ю...ое сердце.
Мое изумление еще больше увеличилось, Коновалов тоже казался
удивленным.
Лиза испытывала то же чувство, и это пугало ее юное сердце.
Задание: графически объяснить выбор орфограммы.
Наблюдение: Какие это предложения?
Какие отношения между частями?
Каково местоположение союза?
6. Работа с учебником.
Прочитайте § учебника стр. 43.
Как же отличить союз тоже от указательного местоимения с частицей же или наречия? А поможет вам таблица, которую я предлагаю рассмотреть и занести в опорные конспекты.
Различай по смыслу
Местоимение то + частица же (можно добавить слово самое)
наречие так + частица же (можно добавить слово как)
Союзы тоже и также (они синонимичны и легко заменяют друг друга, либо заменяются союзом и)
То же
Так же
Тоже, также
Любовь – единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит.
Буйной любви надо страшиться также как лютой ненависти.
Позвольте мне говорить о своей любви, это одно будет также величайшим счастьем.
Выводы из наблюдений по таблице делают учащиеся.
7. Работа с текстом.
Далее, откройте текст в ноутбуках и внимательно, выразительно прочитайте его, определите тему, найдите ключевые слова, обоснуйте выбор.
Сергей взял руку Надежды и пошел за ней по саду. Начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился. Он тихо двигался рядом с Надеждой, неловко выступал и робко сопровождал ее нежным взглядом, она тоже с интересом наблюдала за милыми ей чертами лица. Он выражался просто и верно, и в глазах его, прикованных к ней, светилось тихое умиление благородных чувств. Надя слушала его внимательно и, обернувшись к нему вполовину, она также не отводила взора от его слегка побледневшего лица, от глаз его, дружелюбных и кротких.
Задание по группам.
1 группа Обоснуйте постановку знаков препинания в 3ем предложении.
А теперь вы должны показать мне, что самостоятельно можете найти в
предложении союз или омонимичные ему части речи, расставить
знаки препинания только после проверки при помощи таблицы.
1. Лицо его было бледно слегка раскрытые губы то(же) побледнели.
2. Она мне нравилась все больше и больше я то(же), по - видимому, был ей симпатичен.
3. Николай чувствовал себя встревоженным эта тревога так(же) передалась дорогому его сердцу человеку.
4. Глаза ее выдавали то(же) чувство смущения которое испытывал ее собеседник.
5. Счастье людей невозможно вне любви нет так(же) смысла жить и без любви ответной.
Проверяем сами.
9. Творческое задание.
Составление пятистишья, обязательно включите эпиграф урока.
10. Вывод.
Чему я сегодня на уроке научился?
Можно ли соединить любовь и ССП? «Книгу любви» поэты продолжают писать и сегодня. И ее будут дописывать вечно. Кто – то из философов прошлого сказал, что опыт любви – самый потрясающий опыт. Я желаю вам обрести этот опыт.
Выставление оценок в карточках опроса.
11. Домашнее задание.
Знание теоретического материала § 10.
1 группа упр. 76 стр. 47-48 используя таблицу, графически обозначая выбор.
2 группа Эссе «Что значит любовь в моей жизни?», используя ССП.