Тема:» Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными.»
Цель : Проверить знание словарных слов, закрепить знания о СПП с придаточными
определительными и изъяснительными; дать общее представление о придаточных
обстоятельственных;
совершенствовать орфографические и пунктуальные навыки;
расширить знания о языке А. С. Пушкина.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы,
образец словарного диктанта для консультантов,
тексты произведений А. С. Пушкина
Запись на доске :
Тринадцатое декабря.
Классная работе.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными.
Образец действия или степени:
Место
Время
Условие
Причины
Цель
Уступка
Ход урока.
1. Слово учителя.
Сегодня у нас будет обычный урок. Мы проверим домашнее задание, повторим
изученное и, конечно, узнаем новое! А новое – это всегда загадка, радость
открытия. Вам на уроке потребуется учебник, тетради и ещё нам поможет
сборник произведений А. С. Пушкина.
2. Проверка домашнего задания.
1. Словарный диктант.
Слова диктуются, затем проверяются консультантом.
Привезти бетон на комбинат, прибивать гвоздями, прервать трансляция,
превысить прежний рекорд, отдыхать в приморском санатории, приоткрыть
окна в салоне, избрать президиум конференции, нравственные идеалы,
прикрепить кнопками, преследовать цель.
2. Из упр. №60
Разные виды разбора на доске.
Фонетический : своё – сво-ё с[с] - согл. тв. гл.
в[в] – согл. зв. тв.
о[о] – гл. безуд.
Ё[ё] – согл. зв. мягк.
[о] – гл. уд.
4 б. 5 зв.
Состав слова и словообразовательный:
Бегала – бегал – бегать – бег
Морфологический :
1. Изредка - наречие.
2. Значение степени.
3. Изредка (как).
3. Повторение :
1. ,,Экзамен ,,
- Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными.
- Расскажите о СПП с придаточными определительными (привести примеры из дом. упр.)
- Дополнить.
2. Анализ предложений.
На карточках отрывки из стихотворений без знаков препинания. Поставить вопрос,
определить вид придаточного, сделать схемы, отметить изобразительные средства,
языковые особенности.
Узнаете ли автора?
1. Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где всё для сердца мило…
какой
[ ] ( где…) определительное
Отметим обращение, с помощью которого происходит олицетворение. Обратим
внимание на то, что слово «светило» является синонимом слова «солнце», к
омоформам (сущ. светило, глаг. светило), из возвышенной лексики.
2. Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла.
какую? о чём?
[ ] , ( как… ); [ ], (как…) определительное, добавочное
значение – изъяснительное.
Отметим синтаксический параллелизм, характерный для народной поэзии.
3. И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я мирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
любезен чем?
[ тем ] , ( что… ), ( что… ) изъяснительное.
Отметим возвышенную лексику.
Антитезу «жестокий век » - « свобода».
Инверсия «чувства добрые, мирой пробуждал, восславил я, милость и падшим
призывал».
4. Знакомство с новым материалом.
1. Повторение обстоятельства в простом предложении.
Долгими зимними вечерами хорошо сидеть возле камина и слушать треск дров.
- Найти обстоятельство, определить чем выражены, на какие вопросы отвечают.
2. Какие виды обстоятельств вам известны?
Образ действия (звонко) или степени (быстро), места(кругом), времени (вчера),
условия (при старании), причины (по болезни), цели (на лечение), уступки (вопреки
желаниям).
3. Слово учителя..
Подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на
те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом
предложении.
4. Работа с таблицей с. 30-31.
Обратимся к таблице учебника, в которой указаны виды обстоятельственных
предложений, союзы и союзные слова, которыми они прикрепляются к главному
предложению.
- Какие ещё виды предложений добавились в таблице? (следствия ).
5. Закрепление.
Обратимся к томику стихов А. С. Пушкина, к роману «Евгений Онегин». На
карточках записаны предложения, читаем, определяем вид СПП с придаточными
обстоятельственным, выделяем союзы, составляем схемы.
«Закладки».
1. Исчезло счастье юных лет, сравнение
Как на лугах ваш легкий след [ ], (как…)
2. Вздыхать о сумрачной России, место
Где я страдал, где я любил, [ ], (где…), (где…), (где…)
Где сердце я похоронил.
3. Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной, образ действия
Чтобы насмешливый читатель [ ], (чтобы…)
Или какой – нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…
4. И без меня пора придёт, уступки
Пускай покаместь он живёт [ ], ( пускай…)
Да верит мира совершенство.
5. Когда прибегнем мы под знамя
Благоразумной тишины, условия
Когда страстей угаснет пламя (когда…), (когда…),
И нам становятся смешны [ ].
Их своевольство иль порывы
И запоздалые отзывы…
6. Она любила на балконе
Предупреждать зари восход, время
Когда на бледном небосклоне [ ], (когда…)
Звёзд исчезает хоровод.
7. Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить, цель
Чтоб обо мне, как верный друг, [ ], (чтоб…)
Напомнил хоть единый звук.
6. Итог
1. Слово учителя.
Мы сегодня познакомились с видами СПП с придаточными обстоятельственными
Эти предложения употребляются в современной речи и в языке А. С. Пушкина,
который и является основоположником современного русского языка.
Великий поэт любил и пошутить на эту тему языка :
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
2. Оценки.
7. Домашнее задание. Параграф 8, упр. № 66