Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.»
9 класс. Урок №41 Русский язык
Тема: БСП со значением одновременности, последовательности. Запятая и точка с запятой в БСП.
Общие цели: Иметь понятие о БСП со значением одновременности, последовательности; научить правильно ставить знаки препинания.
Умеет правильно ставить знаки препинания и составлять схемы БСП
Понимают смысловые отношения между частями БСП;
Применяют пoлученные знaния для выполнения заданий;
Ключевые идеи: Навыки устной и письменной речи через групповую работу; усвоение теории через новые формы работы; умение проводить анализ и синтез по данной теме; создание благоприятной атмосферы в классе через групповую работу.
Самостоятельное чтение правила в книге и составление кластера на тему «БСП со значением одновременности, последовательности. Запятая и точка с запятой в БСП».
Дети работают в парах, а затем обсуждают в группе.
Защита кластера.
4. Закрепление полученных знаний
Запишем текст под диктовку.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Задание 1. Проверьте записанный текст
2. Почему во втором предложении мы поставили запятую, а в третьем - точку с запятой?
Записывают текст под диктовкуВзаимопроверка. Критерии оценок: «5» - 1ош.
«4» - 2-3ош.
«3» - 4-5ош.
«2» - 6-8ош.
Отвечают на вопросы.
5. Применение полученных учащимися знаний
Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания.
Учитель направляет ученикoв и коppектирует их деятельность, комментирует ответы учащихся.
Дифференцированный подход, что дает возможность вовлечь учащихся разного уровня знаний. (Выполнение заданий с учетом групп А, В, С) Учaщиеcя гpуппы изучaют coдеpжaние кapтoчки и выпoлняют caмocтoятельнo, oбcуждaя в гpуппе.
Уровень А. Списать, расставляя знаки препинания. Определить смысловые отношения между частями БСП.
Среди серых пустынных холмов зимой вечно крутит поземка летом стоит жара.
Уровень В. Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определить смысловые отношения между частями БСП. Начертить схему предложения.
За селом с..нел далекий лес рожь к..чалась колос созр..вал.
Уровень С. Из двух простых предложений составьте БСП. Расставьте знаки препинания. Произвести синтаксический разбор предложения.
Объявили конкурс на лучший танец. Охотников продемонстрировать свое танцевальное мастерство оказалось много.
1.Прилетели грачи, все гнезда оказались заселены. 2.В лесу поднялся ветер, зашумели деревья. 3.Весело горел костер, вокруг него сидели друзья. 4.Начался весенний сев, все вышли в поле. 5.Сгущались тучи, дул холодный ветер. 6.Облака рассеялись, выглянуло солнышко. 7.Ветер несколько стих, мгла рассеялсь. 8.Слышался грохот льдин на реке, это лопалис ледяные пласты. 9.Донесся шум самолета, мы все посмотрели вверх.
Проверьте свои знания «Смысловые отношения в БСП» Цифровой диктант. 1) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.(противопоставление) 2) Я доверяю любящим: они великодушны. (причина) 3) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (противопоставление) 4) Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. (пояснение). 5) Он пел; все слушали его с большим вниманием. (одновременность) 6) В поле потемнело: надвигалась гроза. (причина) 7) И знай: пока живут леса, не умирают чудеса. (дополнение) 8) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (пояснение) 9) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. (пояснение) 10) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари.(причина)
Задание: Какова структура данных предложений? Переделайте БСП в сложноподчиненные. 1) Тихо пахать не годится : вместо хлеба трава уродится. (так как) 2) Время красит, безвременье старит. (а) 3) Путешественники смотрели на восток и увидели: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце. (что, дополнение). 4) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. (а именно) 5) Переведя дыхание, огляделась: за окном уже светало, следовательно, время приближалось к девяти. ((увидела)что) 6) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (потому что) Сделайте вывод о постановке двоеточия в БСП. (Предложения стали более длинными, логически завершенными; не чувствуется такого напряжения, эмоционального волнения.)
Уровень А. Преобразуйте данные предложения в БСП. Спишите, расставляя знаки препинания, постройте схемы БСП. Определите смысловые отношения между частями БСП. Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. (Я посмотрел вправо и увидел: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. ) Погода сегодня будет приятной, потому что ветра нет и на небе ни облачка. (Погода сегодня будет приятной: ветра нет и на небе ни облачка.) Дождливую погоду я несколько недолюбливаю, так как она вгоняет меня в тоску. (Дождливую погоду я несколько недолюбливаю: она вгоняет меня в тоску.)
Уровень В. Перепишите предложения, вставляя необходимые знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите смысловые отношения между частями БСП. Картина переменилась: уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. На мостике трудно было стоять: обливали волны, а ветер хлестал по лицу солеными брызгами, как плетью. Дети стали большими: им надо серьезно учиться. Дело было в начале сентября: вальдшнепы еще не прилетели.
Уровень С. Сочините мини-рассказ «Чтение-вот лучшее учение», используя БСП. (5-10 предложений.) Самопроверка Рефлексия 5 Допишите предложение-рефлексию: Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина). Я понял(а): (дополнение). Мне не все понятно: (пояснение, что именно?) Я не совсем справилась (лся) с заданиями: (причина)