Предмет: русский язык Класс: 11 «Ә» |
Тема занятия: | Тема урока « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» |
Ссылки: | Учебник 11 класса, календарные планы |
Цели: | Познавательные: 1) подвести учащихся к устному формулирования понятия «придаточные изъяснительные»; 2) способствовать самостоятельному поиску информации о придаточных изъяснительных; 3) обучать умению выявлять признаки придаточных изъяснительных; 4) формировать умение определять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными. Практические: 1) совершенствовать умение анализировать СПП с придаточными изъяснительными; 2) формировать умение классифицировать СПП с придаточными изъяснительными по средствам связи главного с придаточным; 4) совершенствовать умение представлять графическую систематизацию материала о придаточных изъяснительных в виде таблицы, схем; 5) формировать умение конструировать СПП по данному началу. Общепредметные: 1) формировать умение применять теоретические обобщения в нетиповых ситуациях при решении частных задач; 2) пробуждать интерес к получению новой информации; 3) совершенствовать умение составлять монологическое высказывание, приводить доказательства. 4) обучать самоорганизации учебной деятельности; 5) формировать умение осознавать границы собственных знаний; 6) развивать навыки совместной деятельности. |
Результаты обучения: | Ученики будут: знать что такое СПП с придаточными изъяснительными, на какие вопросы отвечают и как присоединяются придаточные предложения к главному; уметь находить в текстах СПП с придаточными изъяснительными, расставлять знаки препинания; уметь составлять схемы СПП с придаточными изъяснительными. |
Ключевые идеи: | главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительные союзы и слова |
Приемы и методы | эвристическая беседа, нахождение ошибок в группировках, самостоятельный анализ учебного текста, графическая систематизация материала, лингвистический эксперимент, монологическое высказывание в форме доказательства, аналитического размышления, нахождение в сочетании с языковым анализом, постановка вопросов (взаимоопрос, верные-неверные утверждения), конструирование предложений, поисковые, моделирование схем. |
Средства обучения: | карточки с дидактическим материалом, лист самоконтроля. |
Формы: | индивидуальная; работа в парах, групповая работа |
Время | Этапы Модули и Стратегии | Содержание урока |
Деятельность учителя: что я буду делать? | Деятельность учащихся |
4 мин | Деление на группы | Орг.момент Приветствие: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Я хочу начать свой урок с притчи о бабочке. | Ученики слушают притчу, настраиваются на урок |
Деление на группы | Учащиеся делятся на 3 группы, .... |
3 мин | Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу | Предлагает ответить на верные и неверные утверждения: да-1, нет-0 Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы. Дополнение не отвечает на вопрос КОМУ? Предложение – это синтаксическая единица. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения. ОДНАКО – подчинительный союз. Двусоставное предложение может быть определённо - личным. В сложносочинённом предложении все предложения равноправны. В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение. Союзное слово не является членом предложения. Придаточное предложение может стоять только после главного предложения | Отвечают на верные и неверные утверждения |
5 мин | Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. | Обращается к ученикам с предложением: - Рассмотрим, как имеющиеся знания о придаточном помогут нам в усвоении нового материала. Задание № 1. Лингвистический эксперимент. - Прослушайте предложения. Какие из них можно считать законченными: Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены. Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главным? Какие средства связи вы могли бы использовать? Сколько слов поясняют в главном? Какие смысловые признаки требуют поясняемые слова? - Закончите анализируемые предложения. Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска. Задание № 2. Попробуйте сформулировать основные задачи урока. Чему должны научиться? Обсудите в парах и закончите предложения. - Сформулируйте вопросы, ответы на которые, по вашему мнению, вы должны получить в процессе изучения придаточных изъяснительных, опираясь на незаконченные предложения. Обсудите в парах и предложите свои варианты. 1. Узнать, ….. 2. Выяснить, …. 3. Определить, как …. 4. Научиться опознавать …. 5. Научиться составлять ….. 6. Уметь…. | Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов. (В ходе совместного обсуждения устанавливают, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения). Вывод: определяют тему урока, отвечая на вопрос: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные) Ученики после обсуждения в парах и группах предлагают свои версии, которые корректируются и записываются на доске: 1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные. 2. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову. 3. Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению. 4. Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному. 5. Научиться опознавать придаточные изъяснительные. 6. Научиться составлять схемы СПП. |
27 мин | Осознание сути нового материала. Запоминание и воспроизведение информации | Предлагает ознакомиться с новой информацией с учебника и ресурсов (информация о придаточных изъяснительных) и задает задания: Этап закрепления новых знаний. Предлагает выполнить упражнение. Упражнение 1. - Будем учиться доказывать принадлежность сложного предложения к группе сложноподчиненного с придаточным изъяснительным, применяя схемы. Предложения оформлены на интерактивной доске. Запись предложений: (знаки препинания не расставлены) 1) Известно что слоны в диковинку у нас. 2) Я не любил когда меня заставляли надевать башлык. 3) Одного из атлетов спросили как он выполнил нормы мастера спорта. Задания для групп. Предлагает составить 3 СПП с придаточными изъяснительными, используя представленную картинки и доказать, что предложения СПП с придаточными изъяснительными 4.Предлагает ученикам составить 3 утверждения для групп. Стратегия 2 правды одна ложь 5. предлагает ответить на тестовые вопросы | Знакомятся с новой информацией с учебника и ресурсов (информация о придаточных изъяснительных) Этап закрепления новых знаний. Выполняют упражнение. Учащиеся дают синтаксическую характеристику предложения, расставляют знаки препинания, составляют схемы с указанием контактных слов или словосочетаний, союзов (союзных слов, частицы), вопросов, на которые отвечают придаточные изъяснительные. Организация проверки: три ученика выходят и оформляют схемы на доске, анализируя предложение. Из числа учащихся назначаются контролеры-помощники, которые проверяют работу своих товарищей. Задания для групп. Работают в группах по картинке со слайдов и составляют по 3 предложения с придаточными изъяснительными. Ученики разрабатывают по 3 утверждения для групп. Стратегия 2 правды одна ложь Отвечают на тестовые вопросы |
2 мин | Постановка домашнего задания | Постановка домашнего задания: Цель: Основные цели работы дома – учиться доказывать принадлежность предложения к группе СПП с придаточными изъяснительными; видеть ошибки в построении предложений данной группы. Использование дифференцированного домашнего задания. 1 уровень – обязательный. Упражнение № 111. Составить синтаксическую характеристику 1-3 предложений. 2 уровень – (те, кто считает, что хорошо владеет материалом). Выписать из повести Н.В. Гоголя «Шинель» примеры СПП с придаточными изъяснительными (8-9 предложений), начертить схемы выписанных предложений. Подготовиться к воспроизведению обобщенной схемы СПП с придаточным изъяснительным с использованием выписанных примеров.3 уровень – творческий. Придумать лингвистическую сказку по заданному параграфу так, чтобы ее основная мысль отражала существо учебного текста, с любым сюжетом. | Записывают домашнее задание в дневниках |
2 мин | Итоги урока. Этап рефлексии. | Дописать предложения: Уточнил… Выясни… Определил… Установил… Встретился с трудностями………. Буду работать над……………….. | |
2 мин | Оценивание | Выведение оценок Формативное оценивание Суммативное оценивание | Оценчики знакомят с оценками учеников Формативное оценивание «2 звезды, 1 желание», Поставить себе оценку за урок на плакате. |