Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным"
Цели урока:
Познавательные:
повторить опознавательные признаки СПП;
продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
Практические:
совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работали с текстами, взятыми из художественной литературы.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование:карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
IІ. Проверка домашнего задания
Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных,теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными и карточки с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.
(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).
1) Орфографическая пятиминутка.
2) Кодированный диктант. Вьющееся растение – плющ.
Накидка от дождя – плащ.
Кухонная утварь – нож.
Бывает звездной – ночь.
Доктор иначе – врач.
Маленькое серое животное– мышь.
Озимая культура – рожь.
Дамское украшение – брошь.
Слышится громкий – плач.
С любимым там рай – шалаш.
3) Фронтальный опрос:
– Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? – На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное? – Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову. – Как строится косвенный вопрос?
4) После работы со слайдом 2 приступаем к проверке заданий у доски.
Задание 1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором). Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот]. Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…). За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…]. Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).
Задание 2. Разберите по составу слова: памятный, переливаясь, лесистым, перебегающий.
Задание 3. Выполните фонетический разбор слова своё.
Учитель: Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.
II. Сообщение темы и целей урока
– Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.
III. Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся
Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).
Учитель: Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.
Срезовая работа.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)
2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)
3. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)
4. Стыдно мне что я в Бога верил Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)
После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.
1. Знаешь, я читала, что бессмертны души.
(А. Ахматова)
2. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
(С. Есенин)
IV. Физминутка
Начинаем бег на месте. Финиш метров через двести. Хватит, хватит – прибежали Потянулись, подышали. Вот мы руки развели – Словно удивились И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. Вдох, выдох. Вдох, выдох.
V. Комплексный анализ текста
Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть. Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда- нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.
Ч. Айтматов
Определите стиль и тип речи.
Определите тему и идею текста.
Что заставило “всполошить” душу повествователя?
Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?
Замените слово «всполошить» синонимом.
Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.