kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" является наиболее сложным. Урок направлен на углубление знаний обучающихся о СПП с несколькими придаточными, также повторения понятий однородное, неоднородное, последовательное подчинение. На уроке используется ИКТ. Даются упражнения для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. »

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Цели:

- обучающие:

  • углубить знания обучающихся о сложноподчиненном предложении с несколькими видами придаточных;

  • повторить понятия однородное, неоднородное, последовательное подчинение;

  • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

-развивающие:

  • совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения, умение конструировать сложное предложение,

- воспитательные:

  • продолжить формирование привычки к труду, умению работать в паре, оценивать работу одноклассника, развивать умения самооценки.


Оборудование: карточки с заданиями, ноутбук, проектор, слайды.


Ход урока


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, обучающиеся. Добро пожаловать на открытый урок русского языка.

II. Сообщение темы урока, постановка целей.

  • Сегодня у нас урок-повторение по теме “Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”. Записываем сегодняшнее число и тему.

  • А сейчас, давайте, прочитаем девиз нашего урока - китайскую пословицу “Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму”.

  • Как вы понимаете смысл этой пословицы?

  • Какие цели поставите на урок?

  • Давайте, запланируем сегодняшний урок.

  1. Активизация знаний обучающихся.

  1. Прочитайте слова правильно. Ударный слог читайте протяжно.

Звонит, договор, жалюзи, досуха, завидно, каталог, торты, свекла, средства, шарфы, щавель, цемент, оптовый, красивее, аэропорты, затемно.

  1. Используя приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в следующих предложениях.

- Какие приемы сжатия текста вы знаете? (исключение, обобщение, упрощение)

1. Наблюдая за движением планеты Уран, откры­той в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, от­личающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движе­нии Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

(Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяже­нием Урана другой, неизвестной планетой. Исключение)


2.В магазине были и французские сыры, и фрукты, и копчёная лососина, и розовая ветчина, и пурпурные раки. (В магазине было изобилие продуктов. Обобщение)


  1. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, всё равно живёт теми же чувствами и заботами, какими живёт народ. (Каждый живёт чувствами и заботами народа. Упрощение)


  1. Работа по теме урока.

1. Фронтальный опрос.

  • Итак, что мы знаем про сложноподчиненное предложения?

  • Какие виды придаточных вы знаете?

  • Что такое СПП с несколькими придаточными?

  • Какие виды подчинительной связи при СПП с неколькими придаточными вам известны?

2. Повторение пунктуации в СПП с несколькими придаточными. (Сообщение обучающегося)

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными каждое предложение отделяется от другого запятой.

Если придаточные предложения являются однородными, то знаки препинания между ними ставятся по правилам соединения однородных членов предложения:

а) если придаточные предложения соединены бессоюзной связью или с помощью противительных союзов, то между ними ставятся запятые:

[У человека должны быть любимые произведения], (к которым он обращается неоднократно), (которые знает в деталях), (о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим).

б) если придаточные части соединены соединительными или разделительными одиночными союзами, то между ними запятая не ставится:

[Фуше тотчас убедился], (что его догадка неверна) и (что старичок ни в какой полиции не состоит).

Особое внимание следует обратить на сложные предложения, в которых наблюдается стык двух союзов (подчинительного с подчинительным или сочинительного с подчинительным). В таких предложениях запятая ставится между союзами только в том случае, когда изъятие придаточного предложения, введенного вторым союзом (союзным словом), не требует перестройки главной части.

[Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке]1, и, [(когда она прыгала, (чтобы достать вишню)4, или работала веслами)3, сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки]2.

В данном предложении можно изъять придаточное без перестройки главного, следовательно, на стыке союзов «и» и «когда» нужна запятая: Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке, и сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки.

Чтобы не ошибиться в постановке знаком препинания в таких предложениях, необходимо обращать внимание на наличие в главном предложении слов «то», «так», препятствующих разделению союзов запятыми.

  1. Схематический диктант.

Составляем схемы предложений и определяем вид придаточного. (один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях)

 Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.


[, (где…), ] – СПП с придаточным определительным.



Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов.
[ ], (какие…) – СПП с придаточным определительным.


В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются, которые надолго определяют его поведение.

[ ], (которые…), (которые). – однородное подчинение


 Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевернутое ведро ночная роса. 

[ ], (что …), (как …). – последовательное подчинение.

Потом, когда вошли глубже в лес, мне показалось, что весь он как-то внезапно и чудесно оживился.

[.., (…)…], (…). – параллельное подчинение.

4. Работа в парах. Определите вид придаточных.


1. Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не хотелось. (И. Тургенев)

2. Когда экипаж въехал во двор  господин был встречен трактирным слугою   живым и вертлявым до такой степени что даже нельзя было рассмотреть  какое у него было лицо. (Н. Гоголь) 


 Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя твоя речь. (параллельное)
В И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечастно, что обманула нас она. (однородное)

5. Определите виды придаточных.


И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.


Придаточное изъяснительное.

Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.


Придаточное условия.


Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.


Придаточное причины.

В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.


Придаточное определительное


Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). (однородное подчинение)

Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери) (последовательное)

Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). (параллельное)


  1. Контроль знаний. Выполнение задания В8.


  1. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Невозможно было понять, где кончается вода и начинается небо. (2)День был солнечный, и на поверхности воды от ельника падала густая тень. (3)Этот третий, лежащий на боку лес окончательно сбил меня с толку. (4)Дома я нарисовал все три леса: настоящий, утонувший и лежащий на боку. (5)Нарисовал неумело, и приятели, взглянув на рисунок, приняли его за жестокий обман.

(6)- Так не бывает!- заявили.

(7)- Бывает! – сказала мать. - (8)Художник, как никто другой, имеет право на воображение.

2) Среди предложений 1-6найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)- Ты чего географию-то промотал? (2)Кино показывали! – встретил Панаму Столбов, его товариш по парте. – (3)А я тут такую книгу достал про дореволюционных шпионов. (4)Не знаю только, как называется, потому что начала нет и конца тоже. (5)Написано: (6)“Продолжение в следующем выпуске”.

3) Среди предложений 1-4 ьнайдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то , желтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.

(2)- Здравствуйте! – приветствовал его художник.

(3)Поласкал его, а кот поднял хвост и запел. (4)Долго любовался художник котом, и даже мы с Серёжей, ещё дети, поняли, как бедному художнику туго жить одному, если он коту этому, как милому другу, обрадовался.

4) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Однажды мы вышли на рыбную ловлю в два часа ночи: в лугах было сумрачно от звёздного света, а на востоке уже занималась, синея, заря. (2) По дороге на озеро стояло несколько ив, под ивами спал сивый мерин. (3)Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрел следом за нами. (4)Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь, скучно прислушиваться, не ржет ли где-нибудь его приятель, не зовет ли его одноглазый конь. (5)На озере, пока мы разводили костер, старый мерин подошел к воде, долго ее нюхал, но пить не захотел.

5) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Александров медленно отступает к галерее. (2)Теперь он уверенно знает, что им совершена какая-то грубая, непростительная ошибка, какая-то нелепая и смешная неловкость, которую загладить уже нет ни времени, ни возможности.(3) Пойти объясниться? (4)Нет, это значило бы громоздить глупость на глупость. (5) Ни раздражения, ни упрека нет у него в душе против Зиночки.


  1. Рефлексия.

  • Каковы ваши ощущения от сегодняшнего урока?

  • Достигли ли поставленных целей?

  • Что вам понравилось, а что нет?

  • Как вы оцениваете вашу готовность к экзаменам?

  1. Домашнее задание.

Выписать из поэмы “Мертвые души” десять СПП с несколькими придаточными.

Резерв.

Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».



Источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/

http://repetitor.biniko.com/blog-id219.htm



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Автор: Давлеткиреева Аниса Абдрахмановна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства