Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Тема "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" является наиболее сложным. Урок направлен на углубление знаний обучающихся о СПП с несколькими придаточными, также повторения понятий однородное, неоднородное, последовательное подчинение. На уроке используется ИКТ. Даются упражнения для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Используя приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в следующих предложениях.
- Какие приемы сжатия текста вы знаете? (исключение, обобщение, упрощение)
1. Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
(Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой. Исключение)
2.В магазине были и французские сыры, и фрукты, и копчёная лососина, и розовая ветчина, и пурпурные раки. (В магазине было изобилие продуктов. Обобщение)
И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, всё равно живёт теми же чувствами и заботами, какими живёт народ. (Каждый живёт чувствами и заботами народа. Упрощение)
Работа по теме урока.
1. Фронтальный опрос.
Итак, что мы знаем про сложноподчиненное предложения?
Какие виды придаточных вы знаете?
Что такое СПП с несколькими придаточными?
Какие виды подчинительной связи при СПП с неколькими придаточными вам известны?
2. Повторение пунктуации в СПП с несколькими придаточными. (Сообщение обучающегося)
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными каждое предложение отделяется от другого запятой.
Если придаточные предложения являются однородными, то знаки препинания между ними ставятся по правилам соединения однородных членов предложения:
а) если придаточные предложения соединены бессоюзной связью или с помощью противительных союзов, то между ними ставятся запятые:
[У человека должны быть любимые произведения], (к которым он обращается неоднократно), (которые знает в деталях), (о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим).
б) если придаточные части соединены соединительными или разделительными одиночными союзами, то между ними запятая не ставится:
[Фуше тотчас убедился], (что его догадка неверна) и (что старичок ни в какой полиции не состоит).
Особое внимание следует обратить на сложные предложения, в которых наблюдается стык двух союзов (подчинительного с подчинительным или сочинительного с подчинительным). В таких предложениях запятая ставится между союзами только в том случае, когда изъятие придаточного предложения, введенного вторым союзом (союзным словом), не требует перестройки главной части.
[Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке]1, и, [(когда она прыгала, (чтобы достать вишню)4, или работала веслами)3, сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки]2.
В данном предложении можно изъять придаточное без перестройки главного, следовательно, на стыке союзов «и» и «когда» нужна запятая: Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке, и сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки.
Чтобы не ошибиться в постановке знаком препинания в таких предложениях, необходимо обращать внимание на наличие в главном предложении слов «то», «так», препятствующих разделению союзов запятыми.
Схематический диктант.
Составляем схемы предложений и определяем вид придаточного. (один обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях)
Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.
[, (где…), ] – СПП с придаточным определительным.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. [ ], (какие…) – СПП с придаточным определительным.
В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются, которые надолго определяют его поведение.
Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевернутое ведро ночная роса.
[ ], (что …), (как …). – последовательное подчинение.
Потом, когда вошли глубже в лес, мне показалось, что весь он как-то внезапно и чудесно оживился.
[.., (…)…], (…). – параллельное подчинение.
4. Работа в парах. Определите вид придаточных.
1. Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не хотелось. (И. Тургенев)
2. Когда экипаж въехал во двор господин был встречен трактирным слугою живым и вертлявым до такой степени что даже нельзя было рассмотреть какое у него было лицо. (Н. Гоголь)
Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя твоя речь. (параллельное) В И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечастно, что обманула нас она. (однородное)
5. Определите виды придаточных.
И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.
Придаточное изъяснительное.
Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.
Придаточное условия.
Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.
Придаточное причины.
В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.
Придаточное определительное
Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). (однородное подчинение)
Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери) (последовательное)
Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). (параллельное)
Контроль знаний. Выполнение задания В8.
Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Невозможно было понять, где кончается вода и начинается небо. (2)День был солнечный, и на поверхности воды от ельника падала густая тень. (3)Этот третий, лежащий на боку лес окончательно сбил меня с толку. (4)Дома я нарисовал все три леса: настоящий, утонувший и лежащий на боку. (5)Нарисовал неумело, и приятели, взглянув на рисунок, приняли его за жестокий обман.
(6)- Так не бывает!- заявили.
(7)- Бывает! – сказала мать. - (8)Художник, как никто другой, имеет право на воображение.
2) Среди предложений 1-6найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)- Ты чего географию-то промотал? (2)Кино показывали! – встретил Панаму Столбов, его товариш по парте. – (3)А я тут такую книгу достал про дореволюционных шпионов. (4)Не знаю только, как называется, потому что начала нет и конца тоже. (5)Написано: (6)“Продолжение в следующем выпуске”.
3) Среди предложений 1-4 ьнайдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то , желтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.
(2)- Здравствуйте! – приветствовал его художник.
(3)Поласкал его, а кот поднял хвост и запел. (4)Долго любовался художник котом, и даже мы с Серёжей, ещё дети, поняли, как бедному художнику туго жить одному, если он коту этому, как милому другу, обрадовался.
4) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Однажды мы вышли на рыбную ловлю в два часа ночи: в лугах было сумрачно от звёздного света, а на востоке уже занималась, синея, заря. (2) По дороге на озеро стояло несколько ив, под ивами спал сивый мерин. (3)Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрел следом за нами. (4)Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь, скучно прислушиваться, не ржет ли где-нибудь его приятель, не зовет ли его одноглазый конь. (5)На озере, пока мы разводили костер, старый мерин подошел к воде, долго ее нюхал, но пить не захотел.
5) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Александров медленно отступает к галерее. (2)Теперь он уверенно знает, что им совершена какая-то грубая, непростительная ошибка, какая-то нелепая и смешная неловкость, которую загладить уже нет ни времени, ни возможности.(3) Пойти объясниться? (4)Нет, это значило бы громоздить глупость на глупость. (5) Ни раздражения, ни упрека нет у него в душе против Зиночки.
Рефлексия.
Каковы ваши ощущения от сегодняшнего урока?
Достигли ли поставленных целей?
Что вам понравилось, а что нет?
Как вы оцениваете вашу готовность к экзаменам?
Домашнее задание.
Выписать из поэмы “Мертвые души” десять СПП с несколькими придаточными.
Резерв.
Цифровой диктант Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где–подчинительные? 2. Определение не отвечает на вопрос чей? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Местоимение себя не имеет именительного падежа? 5. Союз однако – подчинительный? 6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: