Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАЛАКАНСКАЯ СОШ № 6 БУРЕЙСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сценарий проблемно-эвристического урока русского языка
в 9 классе (по программе Р.Н. Бунеева, Р.Н. Бунеевой)
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Старновская Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Тип урока: 1) по цели: урок объяснения нового материала;
2) по содержанию: по разделу «Синтаксис».
Цель: дать понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Задачи: 1) Образовательные: 1. Дать представление о разных видах подчинительной связи в СПП.
2. Учить опознавать эти виды связи в предложениях.
3. Формировать навык составления схем сложных предложений и
конструировать предложения по заданным схемам.
4.Продолжить готовить учащихся к ГИА.
2) Развивающая – развивать умения грамотно использовать свои знания на практике.
3) Воспитывающая – воспитать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.
4) Коммуникативная – показать сферу использования СПП в речи.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Форма организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, стимулирующий характер оценки.
Методы обучения: интерактивный, проблемный.
Используемые технологии:
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникативные технологии;
развивающие технологии;
исследовательский метод в обучении.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, раздаточный материал для учащихся.
1. Наблюдение над предложениями, эвристическая беседа
2. Формулировка выводов учащимися.
VI.Повторение и углубление изученного.
1. Первичное закрепление (устная работа).
2. Работа в тетрадях.
3. Работа со схемами.
4. Подготовка к ГИА с взаимопроверкой.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Начало урока.
1. Орг. момент
II. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Работа с карточками у доски.
- К доске выходят 3 ученика и получают задания на карточках: Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.
1 карточка: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2 карточка: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
3 карточка: Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.
- Пока ребята работают у доски, мы начнём наш урок с лингвистической разминки.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Ответьте на вопросы «да» или «нет», выставляя крестики на листочек.
В слове «пьешь» 5 букв и 4 звука. ДА.
Слово «освобождение» образовано суффиксальным способом? ДА.
Можно ли от глагола «выполнить» образовать причастие с суффиксом -ущ- или -ющ-? НЕТ.
В данном сочетании слов «порватая куртка» есть грамматическая ошибка. ДА.
В сочетании «бабушка- старушка» используется связь ПРИМЫКАНИЕ? НЕТ.
В данном предложении «Было слышно, как где-то играли на гитаре и нестройные голоса пели, перевирая мелодию» 3 грамматические основы? ДА.
В данном предложении «Помещение было сыро и грязно.» выделенные слова являются наречиями? НЕТ.
Есть ли ошибка в данном сочетании «более длвухсот» человек». НЕТ.
Лексическое значение данного слова сформулировано верно? Демонстрировать – выйти на демонстрацию. НЕТ.
Рефлексия.
- Проверяем.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
да
Х
Х
Х
Х
нет
Х
Х
Х
Х
Х
IV. Проверка д/з.
- Что такое сложное предложение, и на какие виды делится оно.
(схема в учебнике)
Сложное предложение
Бессоюзное
Союзное
Сложноподчинённое
Сложносочинённое
С придаточным обстоятельственным
С придаточным изъяснительным
С придаточным определительным
Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия
V. Введение в тему.
- Рассмотрим предложения, которые записали учащиеся на доске.
- Скажите, чем отличаются данные СПП от ранее нами изученных?
(Мы рассматривали предложения с одним придаточным.)
- Помимо изученных групп и видов сложноподчиненных предложений с одним придаточным, существует отдельный класс сложноподчинённых предложений с двумя или более придаточными. Предложения с двумя или несколькими придаточными имеют разные виды связи. Рассмотрим каждый из них.
1. Работа с 1-ой карточкой.
[Я хорошо помню], (как мы шли по тропинке),(как она постепенно стала петлять),(как я нашёл грибное место и отстал от друзей).
[ ], (как…), (как…), (как…). Вопрос: о чём? или что?
- Найдите в этом предложении однородные члены.
- нашёл и отстал.
- Почему это однородные члены?
- Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос.
- Посмотрите на придаточные предложения, как вы думаете, как называется данное соподчинение?
- Однородное.
- Правильно ли построена схема?
- Сделайте вывод, что значит однородное соподчинение?
- А что значит соподчинение? Соподчинение – это когда придаточные предложения относятся к одной и той же главной части.
- Однородное соподчинение – придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части, отвечают на один и тот же вопрос.
Оценка учащемуся, который работал у доски.
2. Работа со 2-ой карточкой.
- Проверяйте данное предложение, схему, вопросы.
[Было уже совсем темно],( когда мы добрались до лагеря), (чтобы переночевать и утром двинуться дальше).
[ ], (когда…), (чтобы…). Вопросы: когда? и с какой целью?
1-й ст. 2-й ст.
- От какого предложения зависит 1-ое придаточное предложение?
- От главного.
- А второе придаточное?
- От первого придаточного.
- А если бы было третье придаточное, от чего бы оно зависело?
- От второго придаточного.
- Таким образом, создаётся цепочка, т.к. последующее предложение зависит от предыдущего. И такое подчинение называется последовательным.
- Обратите внимание, что в СПП с несколькими придаточными первое придаточное называется придаточное 1-й степени, следующее – 2-й степени и т.д.
- Итак, какое же подчинение мы назовем последовательным.
- Последовательное подчинение – подчинение, при котором придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части СПП; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й – от придаточного 2-й степени и т.д.
Оценка учащемуся, который работал у доски.
3. Работа с 3-ей карточкой.
- Проверяйте данное предложение, схему, вопросы.
(Когда Нарцисс захотел пить), [он нагнулся к ручью], (в водах которого увидел свое отражение).
(Когда…), [ ], (которого…). Вопросы: когда? и какому?
- Где находятся придаточные предложения по отношению к главному?
- В начале предложения и в конце предложения?
- К каким словам относятся придаточные предложения? И на какие вопросы отвечают?
- нагнулся (когда?) и к ручью (какому?)
- Как-нибудь связаны между собой придаточные? Они зависят друг от друга?
- Нет.
- Такая связь в сложноподчинённом предложении называется параллельная, иначе неоднородное соподчинение.
- Итак, сформулируйте вывод.
- Параллельное соподчинение (неоднородное) – подчинение, при котором придаточные предложения относятся к общему главному предложению, но являются при этом различными по значению.
Оценка учащемуся, который работал у доски.
4. Работа с доской (в презентации).
-Но русский язык настолько богат, что в одном предложении мы можем с вами найти совсем разные виды подчинения. Запишите предложение, расставьте знаки препинания и постройте схему.
Когда я пробовал разогнать этот мрак, то она доходила до таких страданий, что моё сердце никогда не заживёт, пока я буду помнить об этом ужасном времени.
(Когда …), [то …], (что …), (пока …). Вопросы: когда? , до какой степени? и до каких пор?
- Определите какие виды подчинительной связи встречаются в этом предложении?
- Параллельное и последовательное подчинение.
- Такое предложение имеет комбинированный вид связи, а в данном случае – параллельный и последовательный.
Комбинированный вид связи – разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложного предложения.
5. Формулировка выводов (составление схемы)
- Итак, с какими видами подчинительной связи познакомились на уроке?
Виды подчинительной связи
Параллельное (неоднородное) соподчинение
Последовательное подчинение
Однородное соподчинение
VI. Повторение и углубление изученного
Первичное закрепление (устная работа).
Задание: Прочитайте. Определите вид подчинительной связи в каждом предложении.
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. (последовательное)
Пока он говорил, я сам заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. (параллельное)
3. Я знал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована. (однородное)
- Как вы думаете, почему в последнем предложении не стоит запятая перед союзом И.
Работа в тетрадях.
Задание: Спишите предложения, вставляя необходимые знаки препинания. Определите вид подчинения придаточных. Составьте схему каждого предложения.
Мальчик ждал(,) что будут стрелять(,) и недоумевал(,) в кого это хотят стрелять(,) так как на горизонте не было ни одного судна. (параллельное)
Я знаю(,) что вечером к тебе придут те(,) кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (комбинированная: последовательное +однородное)
Моряки хорошо знают(,)что море прекрасно только тогда(,) когда у него есть берег. (последовательное)
Витус Беринг был один из первооткрывателей(,) чья жизнь стала символом мужества(,) чьё имя навсегда осталось на картах мира. (однородное)
Работа со схемами. Задание: По схеме определите виды подчинения в предложениях.
Русский язык. ГИА, 9 класс. Сборник заданий. Ю.Н Гостева, И.П.Васильевых, Д.А.Хаустова. Задание В8 - умение определять виды подчинительной связи в сложном предложении. (по вариантам)
Взаимопроверка.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В чем заключалась основная задача нашего урока?
- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?
- Какую новую информацию вы получили на уроке?
- Какие трудности возникли у вас?
VIII. Домашнее задание.
Из романа Н.В. ГОГОЛЯ «Мертвые души» выписать 8 СПП с различными видами связи. На каждый вид по 2 предложения.
Список используемой литературы:
1. Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999 г.
2.Учебник «Русский язык» 9 класс. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И.В. Текучева). Изд. 2-е – М.:Баласс, 2009г.
3.Методические рекомендации для учителя (авт. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.А. Исаева). – М.: Баласс, 2008 г.