kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1) Образовательные: 1. Дать представление о разных видах подчинительной связи в СПП.

                                                    2. Учить опознавать эти виды связи в предложениях.

                                                    3. Формировать навык составления схем сложных предложений и

                                                     конструировать  предложения по заданным схемам.

                                                    4.Продолжить  готовить учащихся к ГИА.

            2) Развивающая – развивать умения грамотно использовать свои знания на практике.

            3) Воспитывающая – воспитать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.

            4) Коммуникативная – показать сферу использования СПП в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАЛАКАНСКАЯ СОШ № 6 БУРЕЙСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ










Сценарий проблемно-эвристического урока русского языка

в 9 классе (по программе Р.Н. Бунеева, Р.Н. Бунеевой)




Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
















Старновская Ольга Викторовна,


учитель русского языка и литературы













Тип урока: 1) по цели: урок объяснения нового материала;

2) по содержанию: по разделу «Синтаксис».

Цель: дать понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи: 1) Образовательные: 1. Дать представление о разных видах подчинительной связи в СПП.

2. Учить опознавать эти виды связи в предложениях.

3. Формировать навык составления схем сложных предложений и

конструировать предложения по заданным схемам.

4.Продолжить готовить учащихся к ГИА.

2) Развивающая – развивать умения грамотно использовать свои знания на практике.

3) Воспитывающая – воспитать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.

4) Коммуникативная – показать сферу использования СПП в речи.


Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.


Форма организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, стимулирующий характер оценки.

Методы обучения: интерактивный, проблемный.

Используемые технологии:

  • обучение в сотрудничестве;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • развивающие технологии;

  • исследовательский метод в обучении.


Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, раздаточный материал для учащихся.




План урока.

I. Начало урока

1. Орг. момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Работа учащихся у доски с карточками.

III. Повторение (Подготовка к ГИА).

  1. Орфоэпическая разминка.

  2. Выборочный диктант.

  3. Рефлексия.

IV. Проверка домашнего задания (повторение теоретического материала, посвящённого строению, синтаксису сложноподчинённых предложений - алгоритм).

V Введение в тему.

1. Наблюдение над предложениями, эвристическая беседа

2. Формулировка выводов учащимися.

VI.Повторение и углубление изученного.

1. Первичное закрепление (устная работа).

2. Работа в тетрадях.

3. Работа со схемами.

4. Подготовка к ГИА с взаимопроверкой.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.



Ход урока.

I. Начало урока.

1. Орг. момент

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Работа с карточками у доски.

- К доске выходят 3 ученика и получают задания на карточках: Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.

1 карточка: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

2 карточка: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

3 карточка: Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.

- Пока ребята работают у доски, мы начнём наш урок с лингвистической разминки.

III. Повторение (Подготовка к ГИА)

  1. Орфоэпическая разминка.

Задание: Расставьте ударение в словах.

Балов`ать, докум`ент, жалюз`и,  звон`ишь, зав`идно, катал`ог, крас`ивее, мастерск`и, облегч`ит, премиров`ать, усугуб`ить, опт`овый, то`рты.

2. Выборочный диктант.

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Ответьте на вопросы «да» или «нет», выставляя крестики на листочек.

  1. В слове «пьешь» 5 букв и 4 звука. ДА.

  2. Слово «освобождение» образовано суффиксальным способом? ДА.

  3. Можно ли от глагола «выполнить» образовать причастие с суффиксом -ущ- или -ющ-? НЕТ.

  4. В данном сочетании слов «порватая куртка» есть грамматическая ошибка. ДА.

  5. В сочетании «бабушка- старушка» используется связь ПРИМЫКАНИЕ? НЕТ.

  6. В данном предложении «Было слышно, как где-то играли на гитаре и нестройные голоса пели, перевирая мелодию» 3 грамматические основы? ДА.

  7. В данном предложении «Помещение было сыро и грязно.» выделенные слова являются наречиями? НЕТ.

  8. Есть ли ошибка в данном сочетании «более длвухсот» человек». НЕТ.

  9. Лексическое значение данного слова сформулировано верно? Демонстрировать – выйти на демонстрацию. НЕТ.


  1. Рефлексия.

- Проверяем.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

да

Х

Х


Х


Х




нет



Х


Х


Х

Х

Х


IV. Проверка д/з.

- Что такое сложное предложение, и на какие виды делится оно.

(схема в учебнике)

Сложное предложение






Бессоюзное

Союзное






Сложноподчинённое

Сложносочинённое





С придаточным обстоятельственным

С придаточным изъяснительным

С придаточным определительным








Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия





V. Введение в тему.

- Рассмотрим предложения, которые записали учащиеся на доске.

- Скажите, чем отличаются данные СПП от ранее нами изученных?

(Мы рассматривали предложения с одним придаточным.)

- Помимо изученных групп и видов сложноподчиненных предложений с одним придаточным, существует отдельный класс сложноподчинённых предложений с двумя или более придаточными. Предложения с двумя или несколькими придаточными имеют разные виды связи. Рассмотрим каждый из них.

1. Работа с 1-ой карточкой.

[Я хорошо помню], (как мы шли по тропинке),(как она постепенно стала петлять),(как я нашёл грибное место и отстал от друзей).


[ ], (как…), (как…), (как…). Вопрос: о чём? или что?


- Найдите в этом предложении однородные члены.

- нашёл и отстал.

- Почему это однородные члены?

- Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос.

- Посмотрите на придаточные предложения, как вы думаете, как называется данное соподчинение?

- Однородное.

- Правильно ли построена схема?

- Сделайте вывод, что значит однородное соподчинение?

- А что значит соподчинение? Соподчинение – это когда придаточные предложения относятся к одной и той же главной части.

- Однородное соподчинение – придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части, отвечают на один и тот же вопрос.

Оценка учащемуся, который работал у доски.

2. Работа со 2-ой карточкой.

- Проверяйте данное предложение, схему, вопросы.

[Было уже совсем темно],( когда мы добрались до лагеря), (чтобы переночевать и утром двинуться дальше).


[ ], (когда…), (чтобы…). Вопросы: когда? и с какой целью?

1-й ст. 2-й ст.

- От какого предложения зависит 1-ое придаточное предложение?

- От главного.

- А второе придаточное?

- От первого придаточного.

- А если бы было третье придаточное, от чего бы оно зависело?

- От второго придаточного.

- Таким образом, создаётся цепочка, т.к. последующее предложение зависит от предыдущего. И такое подчинение называется последовательным.

- Обратите внимание, что в СПП с несколькими придаточными первое придаточное называется придаточное 1-й степени, следующее – 2-й степени и т.д.

- Итак, какое же подчинение мы назовем последовательным.

- Последовательное подчинение – подчинение, при котором придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части СПП; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й – от придаточного 2-й степени и т.д.

Оценка учащемуся, который работал у доски.

3. Работа с 3-ей карточкой.

- Проверяйте данное предложение, схему, вопросы.

(Когда Нарцисс захотел пить), [он нагнулся к ручью], (в водах которого увидел свое отражение).


(Когда…), [ ], (которого…). Вопросы: когда? и какому?

- Где находятся придаточные предложения по отношению к главному?

- В начале предложения и в конце предложения?

- К каким словам относятся придаточные предложения? И на какие вопросы отвечают?

- нагнулся (когда?) и к ручью (какому?)

- Как-нибудь связаны между собой придаточные? Они зависят друг от друга?

- Нет.

- Такая связь в сложноподчинённом предложении называется параллельная, иначе неоднородное соподчинение.

- Итак, сформулируйте вывод.

- Параллельное соподчинение (неоднородное) – подчинение, при котором придаточные предложения относятся к общему главному предложению, но являются при этом различными по значению.

Оценка учащемуся, который работал у доски.

4. Работа с доской (в презентации).

-Но русский язык настолько богат, что в одном предложении мы можем с вами найти совсем разные виды подчинения. Запишите предложение, расставьте знаки препинания и постройте схему.

Когда я пробовал разогнать этот мрак, то она доходила до таких страданий, что моё сердце никогда не заживёт, пока я буду помнить об этом ужасном времени.



(Когда …), [то …], (что …), (пока …). Вопросы: когда? , до какой степени? и до каких пор?


- Определите какие виды подчинительной связи встречаются в этом предложении?

- Параллельное и последовательное подчинение.

- Такое предложение имеет комбинированный вид связи, а в данном случае – параллельный и последовательный.

Комбинированный вид связи – разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложного предложения.

5. Формулировка выводов (составление схемы)

- Итак, с какими видами подчинительной связи познакомились на уроке?



Виды подчинительной связи




Параллельное (неоднородное) соподчинение

Последовательное подчинение

Однородное соподчинение






VI. Повторение и углубление изученного

Первичное закрепление (устная работа).

Задание: Прочитайте. Определите вид подчинительной связи в каждом предложении.

  1. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. (последовательное)

  2. Пока он говорил, я сам заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. (параллельное)

3. Я знал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована. (однородное)

- Как вы думаете, почему в последнем предложении не стоит запятая перед союзом И.

  1. Работа в тетрадях.

Задание: Спишите предложения, вставляя необходимые знаки препинания. Определите вид подчинения придаточных. Составьте схему каждого предложения.

  1. Мальчик ждал(,) что будут стрелять(,) и недоумевал(,) в кого это хотят стрелять(,) так как на горизонте не было ни одного судна. (параллельное)

  2. Я знаю(,) что вечером к тебе придут те(,) кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (комбинированная: последовательное +однородное)

  3. Моряки хорошо знают(,)что море прекрасно только тогда(,) когда у него есть берег. (последовательное)

  4. Витус Беринг был один из первооткрывателей(,) чья жизнь стала символом мужества(,) чьё имя навсегда осталось на картах мира. (однородное)


  1. Работа со схемами. Задание: По схеме определите виды подчинения в предложениях.

1. [ , ( 1 ) , ], ( 2 ) последовательное


2. [ , ( 1 ) , ], ( 2 ) параллельное


3. ( 1 ) , [ ], ( 2 ), ( 3 ) однородное



4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) ,] , ( 4 ) последовательное + параллельное


  1. Подготовка к ГИА с взаимопроверкой.

Русский язык. ГИА, 9 класс. Сборник заданий. Ю.Н Гостева, И.П.Васильевых, Д.А.Хаустова. Задание В8 - умение определять виды подчинительной связи в сложном предложении. (по вариантам)

Взаимопроверка.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- В чем заключалась основная задача нашего урока?

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

- Какую новую информацию вы получили на уроке?

- Какие трудности возникли у вас?


VIII. Домашнее задание.

Из романа Н.В. ГОГОЛЯ «Мертвые души» выписать 8 СПП с различными видами связи. На каждый вид по 2 предложения.





Список используемой литературы:


1. Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999 г.

2.Учебник «Русский язык» 9 класс. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И.В. Текучева). Изд. 2-е – М.:Баласс, 2009г.

3.Методические рекомендации для учителя (авт. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.А. Исаева). – М.: Баласс, 2008 г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Автор: Старновская Ольга Викторовна

Дата: 22.07.2014

Номер свидетельства: 110396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства