kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложноподчиненные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. 9 класс

Грамматическая тема: Сложносочиненные предложения.

Лексическая тема:       Путешествие по родному краю.

Цели урока: 

 закрепить и углубить  знания, умения и навыки о ССП,

                выделять ССП  с соединительными, противительными и

                разделительными  союзами, составлять их схемы, ставить в них

                знаки препинания и использовать такие предложения в речи.

  • Воспитать любовь и бережное отношение к природе.
  • Научить работать в одной команде.

 

Вид урока: Урок  - путешествие

Наглядность: интерактивная доска, слайды, раздаточный

                         материал.

Тип урока: повторение, закрепление изученного материала

Форма урока: беседа, групповая работа, взаимопроверка.

Ход урока:

Ты видишь простор бесконечно степной,

Как шалью, покрыт бесконечной травой

Здесь горы до неба, медовые реки –

Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.

М.Жумабаев.

        Вступительное слово учителя: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы – туристы и краеведы. Будем вместе покорять высокую вершину, название которой – ССП. Запишем его полностью – Сложносочиненное предложение. Естественно, любое путешествие сопровождается трудностями, и у нас они тоже будут. Но мы также очень хорошо знаем, что с помощью знаний мы  сможем  преодолеть любые препятствия. Чтобы легче было преодолевать любые расстояния, мы станем одной командой и будем помогать друг другу. Первым  делом проверим  снаряжение.

    (Команда отвечает на вопросы, вопросы расположены под туристическим снаряжением

  1. Назовите типы предложений?
  2. Какие предложения  называются  сложными?
  3. На какие группы делятся сложные предложения?
  4. Какие предложения называются сложносочиненными?
  5. Назовите сочинительные союзы.
  6. На какие группы делятся ССП по союзам и по значению?

Учитель: Снаряжение мы проверили и теперь  в путь.Но подождите, а где  же наш товарищ,  Петя Иванов?Кто мне объяснит причину его опоздания, используя в своей речи сложносочиненные предложения.

   Вот мы и  подошли к первому препятствию «Переправа».

   Первое правило:

  • Правильно вести себя при переправе:

( вспоминаем порядок разбора ССП):

  1. Прочитать предложение.
  2. Определить, какое это предложение по структуре.
  3. Указать, сколько  в  нем  простых предложений.
  4. Прочитать каждое простое предложение. Выделить грамматическую основу предложения.
  5. Указать союз и его разряд.
  6. Составить графическую схему предложения.
  1. Мы направились в сторону  гор, но путь нам преградила полноводная река.
  2. Горы были сожжены солнцем, и высоко в небе парили орлы.

Учитель: А теперь  нам  предстоит  взять  первую высоту – записать предложения, вставив подходящие по смыслу союзы.  Составить схемы предложений.

  1. Тучи рассеялись. выгляную солнце.
  2. Туристы шли по горной тропе. внизу грохотала бурная река.
  3. Солнце еще за горами. верхушки сосен уже зажигаются от  его первых лучей.

 

Учитель: Предлагаю отдохнуть, но не просто отдохнуть: Из простых предложений составить сложносочиненные, используя подходящие по смыслу союзы. Расставить знаки препинания.

  1. Была весна. Над городом плыли разноцветные облака.
  2. Вы ошиблись. Я  неправильно понял.

Учитель: Один из самых ответственных моментов путешествия называется «Туристическая каша».- указать, какое из предложений соответствует данной схеме, отметить сходство простых и сложных синтаксических конструкций:

                   ?, и ?.

1. Налетает ветер и уносит листья вдаль.

 2. Стал накрапывать дождь, а ребята не торопились домой.

1. Бежит лесная тропинка и теряется в чаще.

2.Бежит лесная тропинка, и над ней нависают деревья.

Учитель: Работа с учебником. Текст

«В начале августа» упр. 114, стр. 70 (учебник 9класса).

         Задания к тексту на стр. 71.

Учитель:  Перед  последним рывком к вершине, я предлагаю вам немного отдохнуть. Но отдыхать мы будем с пользой. Я предлагаю вам отгадать загадки и выделить грамматические основы предложений

  1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (сом)

  1. Кто зимой спит,

А летом шумит? (река)

  1. Вырастает он в воде,

А дозревает он в котле. (рис)

  1. Стальной конек по белому полю бегает,

И за собой он черные следы оставляет. (ручка)

  1. Красна, сладка, душиста,растет низко, к земле близко. (земляника)

 

 Учитель:  Итак, мы дошли до конечной запланированной цели. И чтобы твердо стоять на вершине, мы должны еще раз подтвердить свои силы и знания.

                                                   ТЕСТ:

  1. Укажите сложное предложение

А) Земля, вода и лес покрыты снегом.

В) Морского конька трудно разглядеть среди зелени и травы.

С) Медведица всю зиму ничего не ест, а своих маленьких медвежат кормит молоком.

  1. Найдите сложносочиненное предложение

А) Волшебное осень парков.

В) Летом степь выгорает, и трава становится желтой.

С) Братья пошли на рыбалку.

  1. Найдите соединительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли-то ли.

  1. Найдите сложное предложение

А) Все вокруг было белым.

В) Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами.

С) После дождя наступила тишина, а вдалеке сияла радуга.

  1. В каком разделе языкознания изучается словосочитание и предложение?

А) Морфология

В) Синтаксис

С) Фонетика

  1. Найдите разделительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли-то ли.

  1. Найдите простое предложение с однородными членами предложения

А) Степь – это огромная равнина, покрытая густыми травами.

В) В нашем доме живет одинокая старушка.

С) Земля, вода и лес покрыты снегом.

  1. Найдите ССП с соединительными союзами

А) Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.

В) Слышны шаги запоздалых прохажих.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

  1. Найдите противительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли-то ли.

  1.  Найдите простое предложение

А) Без стука распахнулось дверь, и в комнату вошла девушка.

В) К счастью, в этот день погода была тихая.

С) Уже давно рассвело, а лампа в его комнате все горела.

Проверка теста (метод взаимопроверки)

 

Учитель:Как вы думаете, почему эпиграфом нашего урока мы взяли эти строки:

Ты видишь простор бесконечно степной,

Как шалью, покрыт бесконечной травой.

Здесь горы до неба, медовые реки –

Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.

М.Жумабаев.

Да, правильно, ребята. Ведь под каждым этим словом может подписаться любой из нас,который горячо любит свой край и  является патриотом своей Родины, своей земли.

  Обычно туристы с большой пользой  для себя и для других возвращаются из любых поездок. И я надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром, что у вас появились новые идеи и цель совершать путешествия по родной стране.

Завершая  этот  урок, хочу пожелать  и дальше подниматься на высоты  знаний, работая в одной команде и поддерживая друг друга.В добрый путь!

Учитель.Подведение итогов урока.Комментирование оценок.

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Мой родной край»(с использованием ССП)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сложноподчиненные предложения"»

Урок русского языка. 9 класс

Грамматическая тема: Сложносочиненные предложения.

Лексическая тема: Путешествие по родному краю.


Цели урока:

- закрепить и углубить знания, умения и навыки о ССП,

выделять ССП с соединительными, противительными и

разделительными союзами, составлять их схемы, ставить в них

знаки препинания и использовать такие предложения в речи.

  • Воспитать любовь и бережное отношение к природе.

  • Научить работать в одной команде.


Вид урока: Урок - путешествие

Наглядность: интерактивная доска, слайды, раздаточный

материал.

Тип урока: повторение, закрепление изученного материала

Форма урока: беседа, групповая работа, взаимопроверка.


Ход урока:


Ты видишь простор бесконечно степной,

Как шалью, покрыт бесконечной травой

Здесь горы до неба, медовые реки –

Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.

М.Жумабаев.

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы – туристы и краеведы. Будем вместе покорять высокую вершину, название которой – ССП. Запишем его полностью – Сложносочиненное предложение. Естественно, любое путешествие сопровождается трудностями, и у нас они тоже будут. Но мы также очень хорошо знаем, что с помощью знаний мы сможем преодолеть любые препятствия. Чтобы легче было преодолевать любые расстояния, мы станем одной командой и будем помогать друг другу. Первым делом проверим снаряжение.

(Команда отвечает на вопросы, вопросы расположены под туристическим снаряжением

  1. Назовите типы предложений?

  2. Какие предложения называются сложными?

  3. На какие группы делятся сложные предложения?

  4. Какие предложения называются сложносочиненными?

  5. Назовите сочинительные союзы.

  6. На какие группы делятся ССП по союзам и по значению?


Учитель: Снаряжение мы проверили и теперь в путь.Но подождите, а где же наш товарищ, Петя Иванов?Кто мне объяснит причину его опоздания, используя в своей речи сложносочиненные предложения.


Вот мы и подошли к первому препятствию «Переправа».

Первое правило:

  • Правильно вести себя при переправе:

( вспоминаем порядок разбора ССП):

  1. Прочитать предложение.

  2. Определить, какое это предложение по структуре.

  3. Указать, сколько в нем простых предложений.

  4. Прочитать каждое простое предложение. Выделить грамматическую основу предложения.

  5. Указать союз и его разряд.

  6. Составить графическую схему предложения.


  1. Мы направились в сторону гор, но путь нам преградила полноводная река.

  2. Горы были сожжены солнцем, и высоко в небе парили орлы.


Учитель: А теперь нам предстоит взять первую высоту – записать предложения, вставив подходящие по смыслу союзы. Составить схемы предложений.

  1. Тучи рассеялись ... выгляную солнце.

  2. Туристы шли по горной тропе ... внизу грохотала бурная река.

  3. Солнце еще за горами ... верхушки сосен уже зажигаются от его первых лучей.


Учитель: Предлагаю отдохнуть, но не просто отдохнуть: Из простых предложений составить сложносочиненные, используя подходящие по смыслу союзы. Расставить знаки препинания.

  1. Была весна. Над городом плыли разноцветные облака.

  2. Вы ошиблись. Я неправильно понял.


Учитель: Один из самых ответственных моментов путешествия называется «Туристическая каша».- указать, какое из предложений соответствует данной схеме, отметить сходство простых и сложных синтаксических конструкций:

, и □.

1. Налетает ветер и уносит листья вдаль.

2. Стал накрапывать дождь, а ребята не торопились домой.

1. Бежит лесная тропинка и теряется в чаще.

2.Бежит лесная тропинка, и над ней нависают деревья .

Учитель: Работа с учебником. Текст

«В начале августа» упр. 114, стр. 70 (учебник 9класса).

Задания к тексту на стр. 71.


Учитель: Перед последним рывком к вершине, я предлагаю вам немного отдохнуть. Но отдыхать мы будем с пользой. Я предлагаю вам отгадать загадки и выделить грамматические основы предложений

  1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (сом)

  1. Кто зимой спит,

А летом шумит? (река)

  1. Вырастает он в воде,

А дозревает он в котле. (рис)

  1. Стальной конек по белому полю бегает,

И за собой он черные следы оставляет. (ручка)

  1. Красна, сладка, душиста,растет низко, к земле близко. (земляника)


Учитель: Итак, мы дошли до конечной запланированной цели. И чтобы твердо стоять на вершине, мы должны еще раз подтвердить свои силы и знания.

ТЕСТ:

  1. Укажите сложное предложение

А) Земля, вода и лес покрыты снегом.

В) Морского конька трудно разглядеть среди зелени и травы.

С) Медведица всю зиму ничего не ест, а своих маленьких медвежат кормит молоком.

  1. Найдите сложносочиненное предложение

А) Волшебное осень парков.

В) Летом степь выгорает, и трава становится желтой.

С) Братья пошли на рыбалку.

  1. Найдите соединительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли-то ли.

  1. Найдите сложное предложение

А) Все вокруг было белым.

В) Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами.

С) После дождя наступила тишина, а вдалеке сияла радуга.

  1. В каком разделе языкознания изучается словосочитание и предложение?

А) Морфология

В) Синтаксис

С) Фонетика

  1. Найдите разделительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли-то ли.

  1. Найдите простое предложение с однородными членами предложения

А) Степь – это огромная равнина, покрытая густыми травами.

В) В нашем доме живет одинокая старушка.

С) Земля, вода и лес покрыты снегом.

  1. Найдите ССП с соединительными союзами

А) Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.

В) Слышны шаги запоздалых прохажих.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

  1. Найдите противительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли-то ли.

  1. Найдите простое предложение

А) Без стука распахнулось дверь, и в комнату вошла девушка.

В) К счастью, в этот день погода была тихая.

С) Уже давно рассвело, а лампа в его комнате все горела.

Проверка теста (метод взаимопроверки)


Учитель:Как вы думаете, почему эпиграфом нашего урока мы взяли эти строки:


Ты видишь простор бесконечно степной,

Как шалью, покрыт бесконечной травой.

Здесь горы до неба, медовые реки –

Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.

М.Жумабаев.

Да, правильно, ребята. Ведь под каждым этим словом может подписаться любой из нас,который горячо любит свой край и является патриотом своей Родины, своей земли.

Обычно туристы с большой пользой для себя и для других возвращаются из любых поездок. И я надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром, что у вас появились новые идеи и цель совершать путешествия по родной стране.

Завершая этот урок, хочу пожелать и дальше подниматься на высоты знаний, работая в одной команде и поддерживая друг друга.В добрый путь!

Учитель.Подведение итогов урока.Комментирование оценок.

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Мой родной край»(с использованием ССП)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Сложноподчиненные предложения"

Автор: Туйешинова Анаргуль Касымжановна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "План урока на тему "Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-iegho-stroieniie-sriedstva-sviazi-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446109082"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения""
    ["seo_title"] => string(99) "urokpotiemieslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiobrazadieistviiastiepieniisravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703684"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства