Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Данный конспект урока направлен на повторени и закрепление знаний учащихся по теме СПП с придаточными определительными. Урок поможет сведения об этих типах придаточных привести в систему с помощью таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными ( урок-закрепление )»
Цели: повторить строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; уметь определять придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений, составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, производить их синонимическую замену;
воспитывать интерес к изучению русского языка;
способствовать воспитанию патриотизма;
воспитывать интерес к чтению (через знакомство с повестью А.Лиханова «Чистые камушки»).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал, учебник русского языка для 9 класса под редакцией Л.А.Тростенцовой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день! Как всегда я рада видеть вас!
Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Как вы понимаете значение этой притчи?
Ребята, каждый урок обогащает вас интеллектуально, планомерно приближает вас к достижению главной цели – успешной сдаче ОГЭ, но гораздо важнее, чтобы он оставлял след в вашей душе.
2. Актуализация знаний.
Сейчас нам предстоит вспомнить, какие предложения называются сложными. А для этого вам необходимо ответить на вопросы: верно или неверно. Если вы согласны с данным утверждением, то поставить цифру 1, а если нет – 0. (Учащиеся выполняют задания в индивидуальных карточках, работа в которых проверяется по мере выполнения, а в конце урока карточки сдаются учителю для контрольной проверки, отметки озвучиваются на следующем уроке)
Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.
Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ?
Предложение – это синтаксическая единица.
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
ОДНАКО – подчинительный союз.
Двусоставное предложение может быть определённо - личным.
В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.
В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.
Союзное слово не является членом предложения.
Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.
1011001000
3 Синтаксический разбор предложения:
В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с далеких полей.
Задание: замените обособленное определение придаточным предложением. Определите тип придаточного предложения, составьте его схему.
-Какой вывод мы можем сделать ?( одна и та же мысль может быть выражена разными способами, которые отличаются или оттенками значения или сферой употребления. СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной речи, так и и в книжной, причастный оборот- чаще всего в книжной речи.
А в своей речи какие конструкции мы используем чаще ?( СПП)
3 Работа с текстом. (распечатан для каждого ученика)
Михаська ахнул, а отец подхватил маму на руки и закружил ее. Но разве можно крутиться в их комнатушке! Отец тут же смахнул со стола фарфоровую чашку, на которой были нарисованы китайцы, гуляющие с зонтами. Чашку подарила маме ее мама, Михаськина бабушка, и мама очень берегла ее. Но тут она только рассмеялась и сказала, что посуда бьется к счастью, но все-таки отец отпустил ее и стал разглядывать и расхваливать вместе с Михаськой ее платье.
А когда наконец сели за стол и Михаська взглянул на мать, оказалось, что она очень похожа на девчонок из десятого класса женской школы, мимо которой ходил Михаська в свою начальную.
Мамины глаза сияли и были как небо и как платье, а волосы стали пушистыми, будто кудель, из которой Ивановна вечерами, когда Лиза читает ей по слогам вслух, вьет нить.
- Какова основная мысль данного отрывка?
Назовите СПП с придаточным определительным. Выделите в них грамматические основы, составьте схемы
- Ребята, все предложения, с которыми мы сегодня работали, я выбрала из повести замечательного русского писателя А.Лиханова «Чистые камушки».