дать понятия о сложноподчиненных предложениях; понятия о главном предложении и придаточной части СПП; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;
развивающие
развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
воспитательные
осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе;
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Оборудование: таблицы, схемы, карточки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение.»
Тема урока: Сложноподчиненное предложение.
Цели урока: образовательные
дать понятия о сложноподчиненных предложениях; понятия о главном предложении и придаточной части СПП; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;
развивающие
развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
воспитательные
осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе;
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Оборудование: таблицы, схемы, карточки
Ход урока
І. Организационный момент.
а/ поздороваться с учениками;
б/ проверить посещаемость учащихся;
в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности/
ІІ. Проверка домашнего задания
Упр. 34
Было ещё свежо после полуночи, а в тумане светило раннее солнце. Роса капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Была весна, и над рекой плыли разноцветные облака.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
- расскажите о сложных предложениях;
- основные виды сложных предложений;
- знаки препинания в сложных предложениях;
- виды ССП;
Два основных способа, с помощью которых простые предложения соединяются в сложное.
СоюзИ
Союз если
Союзное слово который
1.Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркала озёр.
2.Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт.
3.Ум – одежда, которая никогда не износится.
1.Были листья, стали почки, почки стали вновь листвой.
2.Кругом царит полумрак, вода совершенно неподвижна.
3.Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Основные виды сложных предложений
ІV. Новая тема.
Сложноподчинённое предложение состоит из двух неравноправных по смыслу простых предложений, которые связаны подчинительными союзами.
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложений, связанных подчинительной связью.
Придаточное предложение подчинено главному по смыслу и строению и выражает эту зависимость при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
Придаточное предложение поясняет одно слово в главном предложении или всё главное предложение.
Придаточные предложения присоединяются к главному (или другому придаточному) с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов.
Что
Чтобы
Ибо
Когда
Пока
Как
Будто
Если
Хотя
Потому что
Оттого что
Так как
Как будто
С тех пор как
Несмотря на то, что
Для того чтобы
Который
Какой
Кто
Что
Как
Где
Куда
Откуда
Когда
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот.
Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному, но и являются членами придаточных предложений и отвечают на какой-либо вопрос: Она не сводит глаз с дороги, котораяведёт через рощу.
Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
* Работа с учебником
1.Текст «Михайловские рощи», стр.52.
2.Задания к тексту:
Выразительное чтение текста учащимися /1,2 группа по одному ученику/
Вопросы: 1. почему текст так называется?
2. соответствует ли содержание текста названию?
3. В каком предложении раскрывается основная мысль текста? /в последнем или где?/
Словарная работа:
Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из коры – шәркей
Погост – сельское кладбище – зират, бейіт; здесь: место, где находится село
Ветхий - көне
V.Закрепление темы.
1.Вып задание 1.
1)Около дома завёлся соловей, который кричит не переставая. 2)Становится легче, когда песню поёшь. 3)Я хочу, чтобы пурга и ненеастье не закрыли небес голубых. 4)Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены резко. 5)Поезд был уже вдали, где сужаются рельсы.
2.Задание 2. Разноуровневое задание.
Первый уровень.Найдите и подчеркните союзы:
1)Движение в городе замирало, потому что наступила ночь. 2) Лётчик сообщил, что он сделал посадку.
Второй уровень. Подчеркните грамматическую основу предложений, найдите союзы:
1) Листья зеленеют, когда наступает весна. 2) Лампа закрыта бумагой, чтобы свет не разбудил Серёжу.
Второй уровень. Сделайте синтаксический разбор предложений, найдите союзы:
1) Я хорошо запомнил день, когда нас в лесу застала сильная гроза. 2) Мы пойдём в лес, потому что стоит ясная погода.
3.Вып. упр. 76
Пушкин – это лучшее, чтоесть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда.
4.Работа по карточке.
Карточка 1.
Спишите, вставляя знаки перпинания, определите союзы.
Проснулась Катя когда было совсем темно. Если соблюдают ритуал свадьба превращается в красочный и весёлый праздник. Джигит который приносил весть о приезде невесты получал в ауле жениха суюнши. Я думал о людях чья жизнь была связана с этими берегами.
VI.Подведение итога урока.
1. Укажите неверное утверждение. А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой). Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов. В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения. 2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены). А) За окном ничего нет кроме фонарей. Б) Чуть брезжило когда нас разбудили. В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.
3. Найдите сложноподчиненное предложение. А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели. Б) В ком добра нет, в том правды мало. В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России. 4. Найдите сложноподчиненное предложение. А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится. Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк. В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
5. Укажите неверное утверждение. А) Части СПП связаны сочинительной связью. Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное. В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.
VII.Домашнее задание.
1.Повторить правило.
2.упр.75 (1ч.)
3.Оценки учащимся.
Анализ урока русского языка
в 9- классе МБОУ ВСОШ № 2
Учитель :
Тема: «Сложноподчиненное предложение».
Цели:
а) закрепление знаний о сложноподчиненном предложении (его строение, роль в речи);
б) развитие навыков употребления предложений данного типа в речи; совершенствование пунктуационных навыков;
в) формирование ценностного фонда учащихся.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Всего в классе: ___ ;
Присутствовало:____
Анализируемый урок соответствует календарно-тематическому планированию учителя Л.В. Койбаевой и является продолжением большого тематического блока «Сложноподчиненное предложение». На предыдущем уроке учащиеся знакомились с особенностями СПП, на данном уроке учитель закрепляет полученные накануне знания о сложноподчиненном предложении. Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопросы, которые стали хорошей мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока мобилизовать класс и настроить на работу.
На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа.Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный, игровой (соревновательный). Особое внимание было уделено самостоятельной работе.
Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода (связь с литературой при отборе письменных заданий), использование фрагментов из публицистических текстов, использование национально-регионального компонента.
В ходе урока осуществлялась словарно-орфографическая и лексико-грамматическая работа с толкованием слов. Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам. Интересно и живо прошел этап «Кто быстрее?». За счет постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой. Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля. Валеологический подход учителем соблюдается. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.
Председатель ШМО
учителей-предметников гуманитарного цикла С.С. Гиоева