Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
Конспект урока русского языка в 6 классе
на тему:
«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Автор:
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
Тип урока: закрепление изученного материала
Учебник: «Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: «Просвещение», 2013
Программа: Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского – Москва: Просвещение, 2006
Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний
Задачи урока:
закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;
совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;
формировать умение определять тему и цели урока;
воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда
План урока:
Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.
Формулирование темы урока.
Приём «Корзина идей».
Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения»
Самостоятельная работа.
Итог урока. Рефлексия. Составление синквейнов.
Ход рока:
Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.
- Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.
Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.
Гроза прошла, и скоро опять засияло солнце.
В этом году осень теплая.
Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.
- Составим схемы первых двух предложений.
- Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение – сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение – сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения – простые)
- Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)
-Приведите примеры таких предложений.
Формулирование темы урока.
- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)
- Запишем тему в тетрадь.
Приём «Корзина идей».
- Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель складывает туда заполненные учащимися карточки).
- Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.
согласование | управление | примыкание |
лесной реки | шел берегом | вдруг услышал |
в этом году | берегом реки | скоро засияло |
теплые лучи | услышал в зарослях | скоро опять засияло |
| услышал шорох | |
| бросает лучи | |
| оживляет окрестность | |
- Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.
Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения» (складываются также в «корзину идей»).
- Прочитаем текст.
Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. (А. Чехов «Пересолил»)
- Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
простые | сложносочиненные | сложноподчиненные |
Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... | | Когда телега выехала со станции, были сумерки. |
Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. | | Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. |
Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. | | |
Было тихо, но холодно, морозно. | | |
Самостоятельная работа.
- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)
Итог урока. Рефлексия. Составление синквейнов.
- Вспомним правила написания синквейна:
СИНКВЕЙН:
1. Первая строка – одно существительное, которое выражает главную тему cинквейна.
2.Вторая строка – два прилагательных, которыми можно выразить главную мысль.
3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами
4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, ваше отношение к данной теме
5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, ассоциация.
-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?