kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание-это два слова,между которыми существует смысловая и  грамматическая связь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Словосочетание"»

Урок русского языка по теме «Словосочетание», 5 класс.

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;

  • научить отличать словосочетания от слова;

  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

  • находить главное и зависимое слово;

1.Приветствие детей. Здравствуй , небо голубое

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, матушка-Земля

Здравствуйте, мои друзья!


2. Вхождение в тему (открываем тетради…)


-Словарный диктант

Лесной, колосок, голубка, близкий, везти, чудеса, жизнь, жюри(иск.), шиповник, чужой, площадь, подъезд, серьезный, барьер.


– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Синтаксический разбор предложений

Мы забрались в шалаш и улеглись на мягкой постели из мха.


- Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.

- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 2)


3. В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов

Перед вами пары слов. Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.


золотой, листья

улетать, юг

по,из

пилить, вода


 Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания

(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )


4.Этап целеполагания

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.


Что будем узнавать Чему научимся, что будем делать


Что такое словосочетание.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать


Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое словосоч.


Работа в группах!


5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: « Найди пару«


ГРУСТНЫЙ

ВПЕРЕД

ЧУДЕСНАЯ

ГРОМКО

СМЕЯТЬСЯ

О ПРИРОДЕ

ГОВОРИТЬ

ВЗГЛЯД

МЧАТЬСЯ

СКАЗКА

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.


Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?


Задание для 2 группы:

 «Лингвистический конструктор».


Прочитайте пары слов.

ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ

НОВЫЙ, БРОШЮРА

СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА

ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ

СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА


Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.


Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?


Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.



По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

Вывод 1 группы:

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

Вывод 2 группы:

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, а в другой грам. основу

Какой вывод делает 3 гр.(см . слайд)

ФИЗМИНУТА!!!


3) Работа с материалом учебника.


Упр.128 (письменно)

Упр.129 (устно)


— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе нашей работе

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Гр. основа не явл-ся сл-соч.


-- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Что такое словосочетание?

- Как устанавливается связь слов в словосочетании?

- Как найти в словосочетании главное слово?

- Что в предложении не может являться словосочетанием?


Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Ученик. Урок был посвящен словосочетанию. Мы можем определять словосочетания.

Ученик. Теперь знаем какие бывают словосочетания.

Знаем, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке.(оценки)

Домашнее задание: П.26, упр.132


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Словосочетание"

Автор: Ходова Луиза Констиантиновна

Дата: 08.10.2019

Номер свидетельства: 522010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тест по русскому языку для 8 класса по теме "Словосочетание". "
    ["seo_title"] => string(66) "tiest-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa-po-tiemie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "122555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1414268448"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по теме "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-tiemie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404188811"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "273435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229163"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Связь слов в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(31) "sviaz-slov-v-slovosochietanii-2"
    ["file_id"] => string(6) "273436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452229170"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства