2 | Актуализация знаний Цель для учащихся: - установить способы обозначения мягкости согласных на письме. Цель для учителя: - стимулировать деятельность учащихся; - развитие эмоциональной сферы. | - Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. Послушайте пожалуйста задание. - После просмотра, запишите слова, в которых есть мягкие согласные. - Подчеркните буквы, которыми обозначали мягкость согласного. Назовите их: Слайд е ё ю я и ь | Посмотрите отрывок из мультфильма «Маша и медведь» Запись слов: Осень, листья, мед, медведь, огонь е ё ю я и ь – эти буквы обозначают мягкость впереди стоящего согласного. | Коммуникативные УУД Уметь находить мягкие согласные в слове. Регулятивные УУД Осознание и выделение обучающимися того, что уже усвоено. |
3. | Введение в тему. Цель для учащихся: - сформировать тему и учебную задачу на основе соотносения усвоенного. Цель для учителя: - использование проблемного вопроса для актуализации мыслительной деятельности учащихся. | Слайд е ё ю я и ь - Какую группу букв мы можем выделить из этого ряда. - Как мы называем гласные е ё ю я - Объясните, почему? - Поставим перед собой учебную задачу. | Ответы детей. Гласные е ё ю я Хитрыми Они обозначают мягкость впереди стоящего согласного и два звука, если стоят: В начале слова; После согласной; После мягкого знака. - научиться различать слова, в которых буквы е ё ю я обозначают мягкость согласного звука и два звука. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации Создание алгоритма мыслительной деятельности Метапредметные УУД Овладение способом логического мышления |
4. | Работа над темой 1. Первичное закрепление. 2. Словарная работа. Цель для учащихся: - познакомиться со словарными словами; - развивать умение самим добывать знания. Цель для учителя: -формирование умения пользоваться орфографическим словарем, анализировать полученную информацию. 3. Работа над предложением. Цель для учащихся: - уметь излагать свои мысли; - уметь по схеме составлять предложение. Цель для учителя: - учить находить грамматическую основу предложения. 4. Звуко-буквенный анализ. Цель для учащихся: - умение находить ответы на поставленные вопросы; - передавать настроение поэта. Цель для учителя: - учить различать звуки и буквы, с помощью которых они записываются; -учить анализировать, сопоставлять. 5. Физкультминутка 6. Поддержание эмоционального настроя и мотивации учащихся. Цель для учителя: - воспитание чувства сострадания, ответственности, бережного отношения к живой природе. | - Вспомните мультфильм и приведите примеры, где хитрые гласные обозначают два звука. - почему? - Какое время года изображено в мультфильме? - Что происходит в живой природе? - Как называются птицы, которые не улетают на юг? - Отгадайте, какие зимующие птицы изображены на слайде Слайд: воробей Слайд: ворона - Это словарные слова. Найдите их в орфографическом словаре, запишите и запомните, как они пишутся. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Найдите согласную, которая произносится мягко. Почему? - Придумайте предложение о воробьях к схеме. /__ __ __ __. - Найдите грамматическую основу предложения Выпишите сказуемое, клюют. - Какая хитрая буква встретилась в слове клюют? - Как вы думаете, сколько здесь букв, звуков? - Давайте проанализируем, запишем слово в транскрипции. - Что обозначает буква ю в первом случае, во втором? Почему? Сделаем вывод: Ребята, что за птичка к нам прилетела? Она принесла нам телеграмму. Давайте прочитаем. «Уважаемые ребята, страшнее голода для нас ничего нет. Сытой птице не страшен мороз. Мы помним вашу заботу, о нас, птичках, прошлой зимой. Надеемся на вашу помощь и в этом году. Ваши добрые друзья» Что мы ответим синичке? | Ответы детей Листья Ежик Заяц - Осень - Звери готовятся к зиме, птицы улетают на юг. - Зимующие - Работа с орфографическим словарем Воробей – после неё идет гласная е, которая обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука Воробьи клюют крошки хлеба. – запись предложения в тетрадь и на доске Подлежащее воробьи Сказуемое клюют Дети работают в тетрадях; один ученик у доски производит звукобуквенный анализ слова клюют [кл`уйут ] – 5 б,6 зв. - в первом случае буква ю обозначает мягкость согласного звука л; А вторая буква ю обозначает два звука, потому что стоит после гласного звука. После согласного хитрые буквы е ё ю я - обозначают мягкость этих звуков. После гласного хитрые звуки обозначают два звука. Синичка Пора объявлять конкурс на лучшую «столовую для птиц» Чтение стихотворения учащимися | Познавательные УУД Выделение необходимой информации Метапредметные УУД Общеучебные УУД Умение работать со словарем и текстом. Компетенция - выражать мысли словесными средствами - выделять основу предложения Метапредметные УУД Формирование исследовательской деятельности. Умение проводить анализ, сравнение, обобщение. Личностные УУД |
5. | Самостоятельная работа в парах с последующей взаимопроверкой Цель для учащихся: - уметь анализировать, вычленять нужный материал на основе полученных знаний; - уметь доказывать свою позицию. Цель для учителя: - проверить уровень усвоения материала. | Слайд: Столовая, зерна, ягоды, семена, вьюга, рябина Задание 1в. Выпишите слова, в которых гласные буквы обозначают мягкость впереди стоящего согласного. 2в. Выпишите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука. | Самостоятельная работа детей с последующей взаимопроверкой и оценкой полученных знаний. Проверка 1в. – зерна, семена, рябина 2в. – столовая, вьюга, ягоды Примечание: для сильного учащегося транскрипция слова вьюга Толковый словарь: значение слова вьюга | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Предметные УУД |
6. | Выполнение разноуровневых тестов Цель для учащихся: - определить уровень собственных достижений и затруднений. Цель для учителя: - создать ситуацию успеха, радости от выполнения задания. | 1 низкий уровень Под какой цифрой записаны буквы, которые обозначают два звука? у о ю ы я ё е ю и я ё ю а я ё ю 2 средний уровень В каком слове буква ю будет обозначать мягкость согласной звуке Юла Юля Пою Утюг 3 высокий уровень Укажите слово, в котором звуков больше чем букв. Игрушка Ёлочка Лисонька Пчёлка Вложите тесты в тетрадь, передайте тетради. | Самостоятельная работа | Формирование предметных знаний, умений, действий. Учиться систематизировать и обобщать полученные знания для выполнения задания. |
8. | Рефлексия Цель для учащихся: - систематизировать полученные знания; - дать оценку собственным достижениям. Цель для учителя: - подвести итог урока. | Вспомните задачу нашего урока? Чему учились? Сделайте вывод. Оцените свою работу на уроке. | Мы писали слова с хитрыми гласными. Научились определять, когда они обозначают мягкость согласного звука, а когда два звука. Ребята выставляют значки светофора: Зеленый (все понятно, все понравилось) Желтый (есть небольшие затруднения) Красный (плохо, ничего не поняли) | Регулятивные УУД Самоконтроль и самооценка. |